Рассмотренные нами принципы, законы и категории диалектики составляют ее основное содержание. Отображая
наиболее общие законы развития самой действительности, они вооружают людей научным методом ее познания и
преобразования, указывают пути и способы изменения природы и общества.


Хотя наука, техника и производство достигли в наши дни невиданного расцвета, познание было и остается очень сложным,
трудным и длительным процессом раскрытия тайн природы, законов развития экономической, политической и духовной жизни людей. Поэтому овладение научным методом является одним из главных условий успешной, плодотворной деятельности в любой области науки и жизни. Метод показывает пути и способы раскрытия сущности исследуемых процессов, он помогает ученому избрать правильное направление поисков, предупреждает от многих ошибок как в теории, так и на практике. Английский философ Ф. Бэкон сравнивал метод с фонарем, освещающим дорогу в темноте, и говорил, что даже хромой, идущий по дороге, опережает путника, который бежит без дороги. Вот почему с момента возникновения философии и других наук начались настойчивые поиски плодотворного метода.

В научной и производственной жизни люди пользуются
самыми разнообразными методами, отличающимися друг от друга и
по своей природе (количественные или качественные), и по
характеру тех предметных областей, в которых они применяются
(физические, биологические и т. д.), и по отношению к опыту
(экспериментальные и теоретические). Отличаются они и по степени
общности: одни из них используются в очень узкой области,
другие — в более широкой, третьи — в любой области
действительности.

Метод, который применяется при изучении всех областей
действительности, всех предметов и явлений, называется всеобщим.
Он вырабатывается и изучается философией. Методы,
используемые только в одной или нескольких областях, называются част-
ными. Они, вырабатываются в конкретных науках. Частные
методы вытекают из специфики изучаемых объектов и, будучи
пригодными в одной отрасли знания, могут оказаться неприменимыми
в другой.

Так, например, методы физики или химии применяются для
исследования закономерностей физической и химической форм
движения материи. Они могут также применяться для решения
некоторых проблем биологии, астрономии, геологии, археологии.
Методы математики широко применяются в физике, химии,
биологии и в конкретных социальных науках (например, в экономике
и лингвистике). Но методы физики, химии, математики не могут
оказать существенную помощь таким, например, наукам, как
этика или эстетика.

Есть методы, которые применяются многими или даже всеми науками (например, индукция и дедукция, анализ и синтез и т. д.). Однако эти методы являются особыми формами исследования объектов и не решают вопросов об общем пути познания.

Частные методы любой конкретной науки подчиняются некоторым общим закономерностям познания, вытекающим из
наиболее общих законов развития материального мира и обязательным для всех отраслей знания. Эти общие закономерности познания и составляют содержание всеобщего метода, а учение о нем называется методологией. В истории науки сложились два подхода к действительности, претендующих на роль всеобщего метода,— метафизический и диалектический.

Метафизика не может быть методом научного познания. Как уже говорилось, исторически она сложилась в период
возникновения специальных наук, когда предметы еще рассматривались вне их связей и развития. Метафизика не соответствует действительной картине мира и не в состоянии охватить его во всей сложности. Это обусловлено ее односторонним подходом к вещам и их отношениям, фактическим отрицанием развития и абсолютизированием качественных различий. Не видя совершающегося в мире развития, качественных переходов, метафизика считает
единственным универсальным способом изменений лишь изменения количественные.

На роль научного метода может претендовать только материалистическая диалектика, которая рассматривает объекты с точки зрения их взаимосвязи и развития и открывает всеобщие законы и формы этого развития. Диалектика может быть подлинно научным методом лишь тогда, когда она опирается на материализм.

В отличие от идеализма материализм научно решает вопросы о природе внешнего мира, о сущности сознания, о том, что
представляет собой познание действительности. Он учит объективному подходу к изучаемым предметам, исключает все
сверхъестественное и мистическое. Вот почему диалектика проявляется во всей своей силе лишь в органическом единстве с материализмом, лишь тогда, когда она становится материалистической. Вместе с тем и материализм оказывается подлинно научным, последовательным, лишенным односторонностей и недостатков только тогда, когда он находится в единстве с диалектикой, становится диалектическим.

Идеализм извращенно истолковывает действительность, неправильно решает вопрос о том, что такое человеческое
познание. Действительные связи, существующие в мире, он заменяет вымышленными, сверхъестественными. Поэтому диалектика оказывается непригодной в качестве метода научного познания, если она по своему существу является идеалистической, как, например, у Гегеля.

Диалектический материализм представляет собой одновременно и теорию, и метод познания. Когда имеют в виду
методологическую сторону диалектического материализма, его обычно называют материалистической диалектикой.

Почему же материалистическая диалектика может служить всеобщим методом? Во-первых, потому, что она отражает
действительность такой, как она объективно существует. Сам познаваемый мир диалектичен. Поэтому материалистическая диалектика представляет собой не плод фантазии или чистого умозрения, а аналог развивающейся действительности.

Во-вторых, диалектический метод основывается не на частных, а на всеобщих законах, действующих во всех без исключения областях действительности: в природе, обществе и.познании. Поэтому он в состоянии сделать выводы о верных путях познания, о ведущих к истине способах и приемах мышления, которые имеют силу при изучении всех областей действительности.

Давая общее направление познаваемому процессу, диалектический метод не заменяет методы частных наук. Напротив, он
предполагает наличие у них специальных методов, которые опираются на принципы и положения материалистической диалектики. Наряду с этим диалектический метод в свою очередь базируется на достижениях специальных наук, их методов. Он включает в себя также методы, общие для многих или даже для всех наук (индукцию и дедукцию, анализ и синтез и т. п.).

Непосредственное значение для практики имеют конкретные знания. Таких знаний, предполагающих ответы на частные
вопросы, диалектика не дает. Они могут быть получены лишь в результате специальных исследований, проводимых различными частными науками с помощью своих особых методов. Однако эти исследования являются более успешными, если частные науки руководствуются материалистической диалектикой. Изучение отдельных явлений всегда более плодотворно, если имеется верное представление о характере природы в целом и о взаимосвязи ее отдельных частей, а также о характере самого познания. Именно такое представление и дает диалектический метод.

Усвоение законов и категорий диалектики развивает способность к теоретическому мышлению и делает его более успешным, помогает выработать творческий стиль в работе, объективный научный подход к явлениям и событиям жизни. Диалектика способствует выработке широты взглядов, учит смотреть вперед, многосторонне анализировать вещи, видеть в предметах и явлениях противоречия и качественные изменения, находить причины и движущие силы их развития, различать в вещах и процессах внешнее и внутреннее, существенное и несущественное, необходимое и случайное, форму и содержание. Она направлена против всякого субъективизма и догматизма.

Поскольку законы и категории диалектики отражают хотя и различные, но связанные между собой черты, стороны, существенные моменты процесса развития, постольку и при изучении любого предмета или явления требуется применять все законы и категории, выработанные научной диалектикой, в их взаимосвязи и единстве. Это требование является важным условием конкретного, всестороннего и глубокого познания.

Конечно, в мышлении людей, даже и не изучавших философии, в различной мере содержатся элементы диалектики, и они стихийно используют эти элементы в своей деятельности. Но научный метод состоит в сознательном применении диалектики к исследованию. Искусство сознательного и умелого использования материалистической диалектики в познании — дело трудное, требующее, чтобы им настойчиво овладевали.

Положения диалектики неверно представлять себе как абстрактные схемы, которые можно одинаково применять во всех случаях жизни, накладывать на любые явления и процессы. Хотя эти положения и носят всеобщий характер, однако, пользуясь ими, следует в каждом конкретном случае учитывать особенности, специфику и частные законы развития изучаемых явлений и процессов. Чтобы правильно применять законы диалектики, необходимо тщательно изучать эти конкретные условия и специфику явлений, производить конкретный анализ каждой конкретной ситуации. Здесь требуется не догматический, а творческий, вдумчивый подход.


Диалектика — подлинная душа марксизма-ленинизма, источник творческого характера и жизненности этого великого учения. Отход от диалектики означает отход от марксизма-ленинизма и приводит к серьезным ошибкам, в частности к догматизму и ревизионизму.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

  1. Какова взаимосвязь общего и единичного?
  2. В чем сущность диалектика-материалистического понимания причинности?
  3. Каково диалектическое взаимодействие содержания и формы?
  4. Что такое необходимость и случайность и как они соотносятся друг с другом?
  5. Какие стороны предметов и процессов действительности отражаются в категориях сущности и явления?
  6. Каково диалектика-материалистическое понимание возможности и действительности? Как возможность превращается в
    действительность в общественной жизни?
  7. В чем существо диалектического метода познания?

Диалектика как метод НКФ