Житейские знания

Знания в области психологии необходимы каждому человеку. Они позволяют, прежде всего, помочь человеку познать самого себя, адекватно воспринимать окружающих людей, выстраивать эффективные способы общения в различных видах человеческой деятельности (бытовой и профессиональной).

Различают:

— житейские (обыденные) знания;

— научные (психологические) знания.

Житейские знания возникают у человека стихийно: вырабатываются на основе индивидуального опыта общения с другими людьми, самонаблюдения, чтения литературы, просмотра фильмов, перенимаются у других людей.

Особенности житейских знаний:

  • — низкий уровень точности;
  • — субъективизм;
  • — излишняя индивидуализированность;
  • — повышенная зависимость от настроения субъекта и его отношения к познаваемому человеку;
  • — высокая эмоциональная насыщенность;
  • — ситуативность;
  • — низкий уровень осознаваемости;
  • — логическая противоречивость;
  • — практическая ориентированность;
  • — плохая систематизированность;
  • — высокая устойчивость.

Эти знания нигде не зафиксированы и существуют у каждого человека лишь в функциональной форме.

Житейские знания являются пригодными лишь для решения простых обыденных психологических задач.

При столкновении человека со сложными психологическими задачами, возникающими в профессиональной сфере и сфере личных отношений, возникает необходимость в использовании научных психологических знаний.

Житейское познание и знание основывается прежде всего на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер (единичный или особенный) и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями.

Значимость житейского знания в качестве предшественника иных форм знания не следует преуменьшать: здравый смысл оказывается нередко тоньше и проницательнее, чем ум иного ученого.

В известном рассказе о Фалесе, попавшем в колодец, отвлеченный философ, не умеющий смотреть себе под ноги, насмешливо умаляется именно перед лицом такого житейского, обыденного знания (своеобразный анализ этого философского анекдота дает Лев Шестов в книге «На весах Иова»).

В обыденной жизни «мы размышляем без особенной рефлексии, без особенной заботы о том, чтобы получилась истина… мы размышляем в твердой уверенности, что мысль согласуется с предметом, не отдавая себе в этом отчета, и эта уверенность имеет величайшее значение». Базирующееся па здравом смысле и обыденном сознании, такое знание является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Здесь его общая точка с научной формой знания. Эта форма знания развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания; она тесно связана с «языком» человеческой культуры в целом, которая складывается на основе серьезной теоретической работы в процессе всемирно-исторического человеческого развития.

Поделиться