КОНТЕНТ-АНАЛИЗ (англ. contens — содержание) — метод, предложенный в 1927 г. американским психологом Г. Лассуэллом для анализа пропагандных текстов и получивший широкое распространение в разных науках, в частности в психологии идеологической работы, социальной психологии, педагогической
психологии, библиотечной психологии.

Существует ряд модификаций КОНТЕНТ-АНАЛИЗА и методических
приемов формализации ответов на вопросы, присущие любому предметно-содержательному анализу текста: о чем, что и как напитано или сказано по данному вопросу в каждом из большой
совокупности источников.


Т. М. Дридзе предложила в 1975 г. информативно-целевой подход к анализу печатных или устных текстов, цель которого — дать ответ, зачем в тексте приведены сведения по определенному вопросу, формализовав потенциальную информативность и тем создав
возможности и для исследования актуального понимания текста
читателем или слушателем.

Обновление 2024

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ: ОТ ИСТОКОВ ДО СОВРЕМЕННОСТИ

Контент-анализ — метод исследования, позволяющий объективно, систематически и количественно изучать содержание различных источников информации. Зарождение данного метода связывают с работами Гарольда Лассуэлла в 1920-х годах.

Лассуэлл применил контент-анализ для исследования пропаганды в средствах массовой информации. Он разработал модель коммуникации, включающую пять элементов: коммуникатор, сообщение, канал, аудиторию и эффект. Контент-анализ позволял количественно оценить содержание сообщений.

В последующие десятилетия метод совершенствовался. Бернард Берельсон внес значительный вклад в разработку правил и процедур контент-анализа, расширив сферу его применения. Контент-анализ стал использоваться в социологии, психологии, политологии и других науках.

К началу XXI века контент-анализ прочно утвердился как количественный метод изучения текстов, аудиовизуальных материалов и других источников. Развитие информационных технологий упростило сбор и обработку больших массивов данных.

В настоящее время, в 2024 году, контент-анализ продолжает активно применяться. Современные исследователи используют компьютерные программы для автоматизированного контент-анализа больших объемов текстовых, визуальных и аудиоматериалов. Распространение получили такие методы, как анализ тональности, выявление ключевых тем и сущностей.

Контент-анализ остается востребованным инструментом в академической среде, маркетинговых исследованиях, мониторинге СМИ и социальных сетей. Постоянно совершенствуются методы и алгоритмы анализа, расширяются возможности обработки больших данных.