Многообразные предметы и процессы, существующие в объективном мире, не вечны. Они возникают в свое время в силу
естественной необходимости, в результате того, что сложились определенные предпосылки, причины и условия, вызвавшие их появление. Поэтому в ходе развития всегда бывает такой момент, когда нового предмета, процесса еще нет, он еще не возник, а условия для его появления уже сложились, уже подготовлены предшествующим развитием.

Наличие основания, комплекса предпосылок, причин и условий возникновения нового называют возможностью. Категория
возможности отражает объективную тенденцию развития действительности.

Понятие «действительность» употребляется в широком и в узком смысле. В широком смысле оно означает все существующее в объективном мире, в узком — диалектическую противоположность возможности. В этом случае действительность определяется как осуществленная, реализованная возможность. Возможность и действительность тесно связаны между собой. Возможность порождается развитием действительности, а действительность подготавливается возможностью. Поэтому их нельзя отрывать друг от друга.

В практической деятельности отрыв возможности от действительности приводит к абстрактным рассуждениям о беспочвенных, нереальных возможностях, так как настоящая, а не вздорная возможность всегда связана с действительностью и порождается ею. Отрыв же действительности от возможности ведет к опасной утрате чувства нового, к потере перспективы.

Возможность и действительность нельзя также и отождествлять друг с другом, ибо их разделяет сложный процесс превращения первой во вторую, подчас длительный и трудный этап развития. В общественной жизни, например, превращение возможности в действительность требует серьезного напряжения, связано с борьбой различных социальных сил. Отождествление возможности и действительности приводит на практике к самоуспокоению, к почиванию на лаврах и может лишь демобилизовать активность народных масс.

Необходимо различать абстрактную (формальную) и реальную возможности. Реальной называют возможность, для
осуществления которой сложились все условия. Абстрактная возможность — это такая возможность, которая хотя и соответствует законам природы и общества, не противоречит им, но для превращений которой в действительность еще нет необходимых условий.

Абстрактная возможность становится реальной, когда эти условия складываются. Так, с возникновением капитализма
появляется и возможность социалистической революции, ибо эта возможность заложена в противоречиях капиталистической формации. Но вначале она носит лишь абстрактный характер: нет еще развитого пролетариата, противоречия капитализма еще не стали достаточно острыми, не сложилась революционная ситуация и т. д. Однако по мере развития капитализма эта абстрактная возможность превращается в возможность реальную, а в наше время такая реальная возможность в ряде стран уже воплотилась в действительность. Точно так же еще десяток лет назад
возможность полета человека на другие планеты солнечной системы была возможностью абстрактной. Теперь же, в связи с развитием науки и техники и первыми достижениями в освоении космоса, эта возможность стала реальной, и уже недалеко то время, когда такие полеты превратятся в действительность.

Вероятность осуществления абстрактных возможностей различна. Некоторые абстрактные возможности настолько далеки
от осуществления, что граничат с невозможностью. Однако полностью отождествлять абстрактную возможность и невозможность все же нельзя, ибо невозможность противоречит законам природы и не может стать действительностью.

Из сказанного вытекает, что различие между абстрактными и реальными возможностями хотя и существенно, но относительно. Многие абстрактные возможности находятся на различных стадиях превращения в реальные. Что касается практической деятельности, то здесь следует в первую очередь ориентироваться на реальные возможности. При этом нужно учитывать, что степень осуществимости реальных возможностей может быть различной. Одни из них ближе к осуществлению, другие — дальше.

В природе для превращения возможности в действительность достаточно наличия одних объективных условий, поскольку это превращение происходит стихийно, без участия сознания и воли людей. Например, для прорастания семян дикого растения достаточно того, чтобы они попали в почву с нужной температурой и влажностью.

Другое дело — превращение возможности в действительность в общественной жизни, где действуют люди, обладающие
сознанием и волей. Здесь такое превращение происходит не автоматически, а в результате деятельности людей. Возможность мирной формы перехода от капитализма к социализму, например, существует в ряде стран. Но для того чтобы превратить эту возможность в действительность, необходима организованная революционная деятельность масс. Значит, в общественной жизни одних объективных условий для превращения возможности в действительность недостаточно. Необходимы еще и субъективные условия (осознание необходимости преобразований, решимость активно добиваться их, организованность народа, классов, партий и т. д.).

Зависимость превращения возможности в действительность от сознательной деятельности людей приобретает большое значение еще и потому, что в многообразной действительности одновременно возникают разные возможности, связанные с существованием противоположных (прогрессивных и реакционных) тенденций и сил. Какая из этих возможностей реализуется, определяется в значительной степени действием этих сил, исходом борьбы между ними.

Так, в современную эпоху существует возможность предотвращения мировой войны. Но есть и другая возможность —
возможность ее возникновения, поскольку еще продолжает существовать империализм. И вопрос о том, быть или не быть мировой войне, во многом зависит от организованности, сплоченности и решительности сил, борющихся за мир, от размаха и успехов их борьбы против поджигателей войны.

Одно из преимуществ социализма перед капиталистической и другими классово антагонистическими формациями заключается в том, что он содержит не только качественно новые, но и несравненно большие возможности для прогресса во всех областях общественной жизни. Это объясняется самой природой социализма, где нет частной собственности и производители материальных благ являются свободными тружениками. Благодаря социально-политическому и идейному единству прогресс в условиях социалистического строя поддерживается всем обществом. Здесь нет классов или каких-либо других организованных социальных сил, сопротивляющихся назревшим преобразованиям.

возможностей не происходит автоматически, а требует усилий и борьбы. Конечно, эта борьба не является борьбой классов и представляет собой борьбу подавляющего большинства народа с отсталым, рутинным, косным. Поэтому при социализме и коммунизме новое успешнее претворяется в жизнь и осуществляется полнее, чем в любом ином обществе.

В нашей стране вся система управления народным хозяйством, строгий учет объективных экономических законов, материальных и моральных стимулов деятельности работников производства создают новые широкие возможности дальнейшего роста социалистической промышленности и сельского хозяйства. Но для реализации этих возможностей необходима настойчивая повседневная работа’ партийных организаций, рабочих и колхозников, советских учреждений.


В партийных документах научно обоснована возможность и необходимость построения коммунизма в Советском Союзе, в
странах социалистического лагеря, возможность победы его во всем мире, показана возрастающая роль субъективного фактора, роль Коммунистической партии как направляющей и руководящей силы в строительстве нового общества. В нашей стране есть все условия для возведения величественного здания коммунизма. И оно будет построено в результате организованной деятельности и творческой инициативы народных масс.

Мы рассмотрели важнейшие категории материалистической диалектики, их основные особенности и общие черты. Будучи
узловыми понятиями науки, категории имеют огромное значение в познании окружающего нас мира. В них, как и в законах,
обобщаются и в сжатом виде закрепляются достигнутые человечеством знания. Но роль категорий состоит не только в этом. Они служат одним из надежных средств изучения природы и общественной жизни, более глубокого проникновения пытливого человеческого разума в сущность вещей.

В ходе изучения предметов и процессов действительности исследователи выясняют их разные стороны и отношения, а для
этого надо знать, что им присущи содержание и форма, сущность и явление, что они определенным образом связаны между собой и эти связи могут быть необходимыми и случайными, единичными и общими и т. д. Знание категорий обеспечивает многосторонний подход к предметам и процессам, и поэтому они выступают в качестве орудия всестороннего, достаточно полного исследования.

При этом необходимо учитывать особенности тех сторон и связей явлений, которые выражаются данными категориями,
т. е. знать специфическое содержание каждой категории. Например, надо знать, что у предметов и процессов есть такие стороны, как сущность и явление, понимать, что они собой представляют, почему в познании нельзя останавливаться на внешней стороне предметов, а следует стремиться проникнуть в их сущность, которая хотя и недоступна непосредственному чувственному восприятию, но может быть обнаружена путем логического анализа чувственных данных, отображающих явление.

Ввиду того что всякая вещь (или процесс) представляет собой единство общего, особенного и единичного, следует, изучая ее, выяснять как то, что у этой вещи является общим с другими вещами, так и то, что отличает ее от других вещей, является
для нее специфичным. Необходимо также различать содержание и форму явлений и процессов действительности, принимать во внимание важность соответствия формы содержанию, учитывать определяющее значение содержания и активную роль формы, избегая недооценки того или другого, и т. д.

Подобным же образом применяются и другие категории. Вследствие этого они вместе с принципами и законами диалектики
составляют научный метод исследования. Категории являются также формами теоретического мышления, которое совершается только в понятиях, категориях и без них невозможно. Поэтому результаты теоретических обобщений в любой сфере человеческой деятельности в значительной степени зависят от того, пользуются ли люди научными, диалектическими категориями.

Диалектика как метод

Возможность и действительность НКФ