#Ситников #кармалоджик #акмелоджик

Психология с Алексеем Ситниковым. Правило №42: Как вырастить лидера Коуч Алексей Ситников учит читателей «Татлера» планировать высокий полет для всей семьи: и мамы, и папы, и маленьких амбициозных орлят.

Давайте я вам прямо с порога скажу правду – лидерству нельзя научить. Но не потому, что это врожденный талант, который или есть, или его нет. Тут другая причина – та, на которую ссылаются американские военные, когда их просят объяснить неудачи на Ближнем Востоке. «Извините, – говорят они, – но мир изменился, и войны подчиняются совсем другим правилам. У нас теперь VUCA-мир, придется для него придумать новую науку побеждать».

VUCA расшифровывается так: V – volatility («волатильность, изменчивость»), U – uncertanty («неопределенность»), С – complexity («когда все сложно»), A – ambiguity («неоднозначность»). Даже тот факт, что слово и концепцию придумали студенты чопорной старинной, основанной масонами военной академии US Army War College (и назвали в честь африканской травки для потенции), говорит о том, что мир изменился в сторону неопределенности. Уж если будущие генералы готовы немедленно заняться шаманскими танцами… Их на экзамене по стратегическому лидерству просят предсказать, как народ отреагирует на волевое решение (военное вторжение, например), – они предлагают погадать на кофейной гуще. Такие теперь тактика и стратегия.

Все это очень мило. Но проблема в том, что все четыре составляющие VUCA делают невозможным нормальное линейное планирование. А лидер – это тот, кто видит хотя бы на два шага вперед. И принимает разумные (дальновидные!) решения, задает тренд, полезный не только ему, но и подчиненным, детям, фолловерам. Без этой способности он просто деспот и дурак. Совсем не симпатичный.

Мужу излагать мои соображения по данному поводу не стоит: «деспота» он еще может принять за комплимент, а на «дурака» обидится. Но ребенку объяснить смысл лидерства можно. Если чувствуете, что в нем пробивается харизма, которую ни в какой парикмахерской на Патриарших в аккуратную модную стрижку не оформить, придется самостоятельно, пока не поздно, открывать маленькому тирану глаза на то, что о нем думают одноклассники, английский тьютор и филиппинская домработница. Маленький тиран на «дурака» тоже обидится, но эта обида будет целебной, полезной, педагогически ценной.

В пособиях по выживанию в VUCA-мире пишут, что при невозможности линейного планирования надо готовить будущего лидера к деятельности во множестве альтернативных реальностей, где все изменчиво и неопределенно. Объясните своей крохе, что тьютор может говорить одно, а думать другое. Что в семье и школе ценности и правила могут быть разными, и это нормально. У нас на планете теперь стандарты даже не двойные – их бесчисленное множество, и потенциальный руководитель должен уметь быстро переключаться. Соображая, какие бонусы он может урвать от коммуникации с папой, а какие – с тетей-веганом, которой ни в коем случае нельзя рассказывать, как классно папа гонялся с гарпуном за голубым марлином.

Боитесь травмировать таким воспитанием несформировавшуюся детскую психику? Не бойтесь. Лидерство формируется трудной жизнью. В вате великие люди не вырастают. Пружина выстрелит, только если сначала ее сжать до упора. Чем? Спортом, сильной школой, сложнейшими экзаменами в университет, затейливой ситуацией в семье. Бить детей немодно, но это не значит, что надо по максимуму упрощать и стерилизовать им жизнь. Ваше понятное желание организовать счастливое детство может дать обратный эффект: депрессивное отрочество, неинтересную юность и невостребованность в зрелом возрасте.

Искусственную полосу препятствий для благополучного ребенка придется собирать из деталей самим, на образование я бы не надеялся. Даже на кадетский корпус. Все имеющиеся сейчас системы – российские, британские, какие угодно – заточены под индустриальное общество XX века, где человек должен был удачно встроиться в конвейер. Предварительно получив от школы и университета нужные для выбранной профессии функции. У столяра – один набор. У Master of Business Administration – другой. Но по сути это все стандартные наборы, красиво упакованные в коробочку-диплом. А наши дети будут жить в мире, где все, что можно свести к алгоритму, делают роботы – способные на что угодно, только не на нестандартные поступки. При этом мы учим детей в школах, где их оценивают «по справедливости», то есть по стандартной шкале. Где ко всем одни и те же требования. Тех, кто ведет себя особым образом, наказывают. Тем, кто нестандартно отвечает на вопросы тестов, ставят низкие оценки. А зря.

Ребенок выживет в мире будущего, только если станет хитрее роботов с их тупыми алгоритмами. Он будет их лидером, богом, повелителем. Роботы не смогут до конца понять великие замыслы и предсказать гениальные решения вашего сына или дочери. К этой великой роли ребенка надо подготовить – точно не тестами, которые у него сейчас проверяет робот. Эти тесты многократными повторениями упрощают мозг ребенка до уровня машины, и это печально. Природа заложила в человеческий интеллект гораздо, гораздо больше. В том возрасте, когда он максимально способен на творчество, на создание новых миров, его заставляют рисовать зайчика, похожего на зайчика. А потом картинку, которая может претендовать на победу в конкурсах и гранты, потому что в ней собраны все хайповые темы разом: феминизм, толерантность и ЗОЖ.

Ваш ребенок выживет в мире будущего, если станет хитрее роботов.

Пока отсталое среднее образование упрямо дрессирует детей на сдачу ЕГЭ или A-level, взрослые потихонечку меняют правила. Пока только для себя. Большие корпорации все больше практикуют систему Requisite Organization. Это когда руководителей среднего и высшего звена не выращивают у себя из секретарш, а переманивают у конкурентов.

Потому что у лидера горизонт планирования должен быть не меньше ста лет, а способность так мыслить у зрелых личностей встречается редко. Пятнадцатилетний капитан – это все-таки экстрим, босс должен быть опытным, мудрым, уравновешенным человеком. Но при этом визионером. А скучной секретарской работой в возрасте расцвета этот талант легко загубить. Вот психологи в отделах кадров и рассудили, что в генералы большой армии проще брать генералов чужих маленьких армий. Но обязательно тех, кто не испорчен опытом солдатской службы. Учитывайте это, когда выбираете стажировку себе или ребенку. В карьере вас поднимет не бегание за кофе, а участие в пусть скромном, но креативном проекте, где самый маленький интерн – соавтор, он вместе со всеми строит прекрасное будущее.

Для мужчин у меня есть отдельная хорошая новость – способность к лидерству можно получить через правильную жену. Умение поднимать супруга в космос передается по наследству. У вашей невесты дедушка – генерал? Значит, у ее бабушки был этот талант. И если вам к приходу любимой хочется привести квартиру в порядок и купить в подвале ЦУМа не просто «Луи Рёдерер», а «Кристал», значит, это правильная невеста. Она уже тащит вас вверх, вам неудобно встречать ее в халате и с пиццей. Женитесь немедленно! Только учтите – планку она вам поднимает не из педагогических соображений. Она физиологически не может есть и пить всякую дрянь – из уважения к себе и потенциальному потомству. И если ей действительно захочется принести вам это потомство, если она вас полюбит, можете считать себя самым удачливым человеком на земле. Она лучше тренера Татьяны Тарасовой заставит вас прыгать четверной (или какой там еще бывает) тулуп.

Кстати о Татьяне Тарасовой и генетической способности воспитывать чемпионов. Вы ведь помните, что ее отец, Анатолий Владимирович Тарасов, сделал с нашим хоккеем? Он его… сделал. До него в нашей стране такого вида спорта считай что не было. Хотя горячие ребята с задатками чемпионов имелись в изобилии. От тренера многое зависит, без него потенциальный лидер рискует так и не заправить в планшет свои космические карты.

Информация с сайта:

https://www.tatler.ru/heroes/psihologiya-s-alekseem-sitnikovym-pravilo-42-kak-vyrastit-lidera