Практика — это материальная, целесообразная общественная деятельность людей, преобразующая природу и общество.

Она включает в себя, во-первых, процесс материального производства;

  • во-вторых, общественно-политическую, революционно-преобразующую деятельность классов, народных масс;
  • в-третьих, научные наблюдения и эксперименты.

Точка зрения жизни, практики, писал В. И. Ленин, должна быть первой и основной точкой зрения теории познания.
Включение практики в теорию познания неизбежно приводит к материализму.

Какую же роль играет практика в познании? Прежде всего практическая общественная деятельность людей, как мы уже
отмечали, составляет исходный пункт и главную, существенную основу познания. Это означает, что само познание, осознание действительности возникло и развивается на основе практики, в первую очередь благодаря производственной деятельности людей. Подлинно научное познание возможно только в процессе практического взаимодействия с внешним миром, оно немыслимо вне и независимо от практики.

Далее, практика является движущей силой познания. Потребности практики, и прежде всего потребности производства,
двигают вперед теорию, науку, ставят перед ней соответствующие задачи, намечают основную линию ее развития.

Иногда может показаться, что наука представляет собой вольное изобретение человеческого разума, что побудительной
причиной ее движения вперед служат любознательность, увлеченность, интерес. Конечно, без непрерывных творческих поисков наука невозможна. Но любая наука возникает и развивается благодаря запросам практики, потребностям жизни. Если жизненные проблемы назрели, наука должна дать и дает на них ответы. Это можно показать на примере развития любой науки.

Мы строим материально-техническую базу коммунизма, создаем новые общественные отношения, и каждый шаг на этом пути ставит перед естественными и общественными науками важнейшие задачи, которые успешно решаются. В настоящее время наука в советском обществе превращается в могучую производительную силу, создавая возможность для рациональной организации производственного процесса, решения задач технического прогресса, обеспечения непрерывного роста производства материальных и культурных благ, улучшения жизни человека.

Степень использования научных знаний зависит от характера общественных отношений. В современном капиталистическом обществе далеко не все завоевания науки и техники ставятся на службу человеку. Победа социалистического строя приводит к раскрепощению науки от пут капитала. Она приобретает новые функции, используется в интересах всего народа. Коммунистическое общество строится на основе высших достижений общественных и естественных наук. Научную основу руководства развитием общества составляет в странах социалистического содружества марксистско-ленинская теория, которая помогает раскрывать закономерности строительства коммунизма, вести борьбу с враждебной буржуазной идеологией. Естественные науки при социализме служат делу подчинения природы человеку и ее преобразования в интересах общества.

Практика является не только основой познания, его стимулом, но и критерием истины наших знаний. Она проверяет наши
понятия и теории, устанавливает истинность одних и ложность других, отбрасывает неправильные теории.

Критерий практики одновременно и абсолютен, и относителен. Он абсолютен в том смысле, что только в процессе практики люди могут подтвердить или опровергнуть объективную истинность своих знаний. Вопрос о достоверности наших знаний — это вопрос не только теории, но и практики.

Вместе с тем критерий практики относителен, поскольку в каждую данную эпоху уровень общественно-исторической
практики ограничен, и это неизбежно налагает печать на познавательные процессы. Иначе говоря, практика как критерий истины относительна потому, что она может подтвердить или опровергнуть наши знания лишь в тех пределах, которых достигли в своем развитии общественное производство и социальные отношения. В этом смысле практика не может целиком и полностью опровергнуть или подтвердить тот или иной вывод науки. Однако это не дает никакого основания для агностических выводов. То, что подтверждает наша практика, есть единственная объективная истина.

Как практика, так и теория находятся в процессе непрерывного развития, определяющая роль в котором принадлежит
практике. В ходе практической деятельности совершенствуются орудия труда, техника, средства научного эксперимента. В настоящее время созданы сложнейшие электронные машины, вычислительные центры, мощные атомные реакторы и другие средства познания. Космические корабли, летающие автоматические станции позволяют исследовать процессы, происходящие в околоземном и космическом пространстве, на других планетах. Приборы, орудия труда умножают силы человека, как бы достраивают его органы чувств, неизмеримо расширяя сферу воздействия человека на мир. Все это открывает богатейшие возможности для развития науки, теории.

Познание законов, управляющих развитием природы и общества, происходит на основе взаимодействия науки и практики.
Теория и практика — две неразрывные стороны процесса познания, они взаимно обогащают друг друга. Это проявляется в
единстве науки и производства.

Наука в силу логики своего развития может приобретать относительную самостоятельность и опережать развитие
производства. На основе ее достижений создаются новые виды производства. Так, открытие законов электрического тока и
магнетизма привело к созданию новой техники, которая в свою очередь стала мощным стимулом в дальнейшей разработке физических теорий. Изучение закономерностей движения материальных носителей электричества — электронов, успехи электроники послужили мощным двигателем радиотехники. В последние годы на основе достижений науки были созданы так называемые квантовые генераторы света и радиоволн, открывающие перспективы для развития новой техники.

Если новые виды производства (например, электронно-вычислительная техника) возникают на основе развития науки, то в
свою очередь новые науки появляются как результат потребностей производства (кибернетика, бионика, космическая биология, производственная эстетика, инженерная психология и т. д.).

В современных условиях развитие производительных сил во многом зависит от энергетических ресурсов, энерговооруженности производства. Одной из центральных задач, стоящих перед современной наукой, является разрешение проблемы управляемого термоядерного синтеза. Овладение термоядерными процессами позволит получить практически неограниченное количество энергии. Ученые вплотную, подходят к решению сложнейшей задачи—
получению устойчивой плазмы (температура которой измеряется сотнями тысяч и миллионами градусов). Познание плазменного вещества и управление происходящими в нем процессами по существу будут означать воспроизведение таких явлений, которые протекают на Солнце и других звездах.

Не меньшее значение, чем использование достижений естествознания, имеет в социалистическом обществе развитие
общественных наук и внедрение их рекомендаций в практику. Правильное понимание законов развития материального производства и духовной культуры, научное планирование развития производительных сил, рациональное использование всех материальных и энергетических ресурсов, изучение социальных последствий автоматизации — все эти и многие другие социальные проблемы приобретают первостепенное теоретическое и практическое значение. Теорию и практику надо рассматривать в единстве, учитывая, что теория не только обогащается на основе общественно-исторической практики, но и сама служит огромной преобразующей силой, указывая практике пути революционного изменения мира.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНЫ Я

  1. Что представляет собой процесс познания?
  2. Каковы основные формы чувственного и рационального познания?
  3. В чем состоит их связь?
  4. Каково соотношение объективной, относительной и абсолютной истины?
  5. Какую роль играет практика в процессе познания?
  6. Как соотносятся между собой теория и практика?

Роль практики в процессе познания НКФ