Как уже говорилось, предметы и явления действительности обладают множеством различных сторон и включены в
многообразные связи. Поэтому познание явлений не ограничивается выяснением их причинно-следственных связей, а идет дальше, раскрывает другие их стороны и отношения. К таким сторонам предметов и явлений относятся, в частности, содержание и форма. Каждое явление, каждая вещь имеют свое содержание и свою форму, которые выступают как их противоположные стороны.

Содержание — это вся совокупность элементов и процессов данной вещи, то, из чего она состоит. Содержанием атома,
например, являются те «элементарные» частицы, из которых он состоит, и происходящие в нем процессы. Содержание молекулы какого-либо химического вещества составляют входящие в нее атомы.
Содержанием произведения искусства является действительность, жизнь людей, отраженная художником с точки зрения
определенного эстетического идеала в системе художественных образов.

Форма — это внутренняя и внешняя структура, способ существования содержания. Иными словами, форма представляет
собой строение содержания, определенную организацию его элементов и частей во времени и пространстве. Так, например, форму атома составляет определенный порядок расположения входящих в него «элементарных» частиц. Форму молекулы образует определенный способ организации атомов. Способом существования материи, формой ее бытия являются движение, пространство и время. В художественном произведении формой является его внутренняя организация, которая служит средством выражения содержания. Сюда относятся композиция, язык, ритм, сюжет и другие изобразительные средства.

Содержание и форма тесно связаны между собой, находятся в единстве, составляют неотъемлемые стороны вещи. Нет вещей, лишенных формы или содержания. Вместе с тем эти стороны вещей взаимно обусловливают друг друга.

Определяющей стороной вещи является содержание. Оно обусловливает собой форму. В общем и целом форма соответствует содержанию, так что, каково содержание, такова в конечном счете и форма. Соответствие формы содержанию является важным условием нормального развития предметов и явлений.
Бесчисленные примеры соответствия формы содержанию, их единства дает растительный и животный мир. Каждый живой организм в целом и отдельные его органы устроены так, чтобы наилучшим образом выполнять свои жизненные функции в данных условиях. Если взять область искусства, то отличительная черта подлинных его творений — это соответствие формы содержанию, их единство. Форма здесь служит наиболее полному и яркому выражению содержания.

Однако соответствие формы содержанию нельзя понимать абсолютно, т. е. как такое соответствие, которое является полным и потому застывшим, неизменным, данным раз и навсегда. Изменчивость явлений природы и общества делает невозможным полное соответствие формы и содержания. Обычно можно говорить лишь об их соответствии в основном, в целом. Вместе с тем между формой и содержанием всегда существуют известные противоречия,ибо в процессе развития сначала изменяется содержание и лишь вслед за этим наступает изменение формы.

Хотя форма и зависит от содержания, но она не пассивна. Сложившись, форма приобретает относительную
самостоятельность и активно воздействует на развитие содержания. Это воздействие может быть двояким. Если форма соответствует содержанию, она способствует его развитию. Если же этого соответствия нет, форма тормозит развитие содержания. Не соответствует содержанию устаревшая форма, а устаревает она вследствие некоторых особенностей своего развития.

Дело в том, что форма более устойчива и не так подвижна, как содержание. Поэтому она отстает от развития содержания, и
между ними нарастает противоречие. Если содержание изменяется непрерывно, то форма имеет тенденцию сохраняться до известного времени без существенных изменений. Но затем, в определенный момент, совершается ее скачкообразное изменение.
К концу промежутка времени от одного такого скачка до другого происходит значительное отставание формы от развившегося содержания. Противоречие между ними обостряется и доходит до конфликта, так как старая форма тормозит развитие содержания, превращается в его оковы. Наступает кризисное состояние в развитии данного явления.

Но поскольку содержание не может не развиваться, конфликт этот разрешается и кризис преодолевается за счет того, что
содержание ломает, сбрасывает старую форму и приобретает новую, которая находится с ним в соответствии. Новая форма способствует полнокровному функционированию содержания и стимулирует его дальнейшее развитие до тех пор, пока снова не вступит с ним в противоречие. Взаимодействие формы и содержания — один из источников развития явлений и процессов.

Одно и то же содержание может развиваться в различных формах. Примером тому являются многообразие форм
революционного перехода от капитализма к социализму, многообразие форм правления в государствах одного и того же типа и т. д. Правда, определенному содержанию соответствуют не любые, а лишь некоторые, определенные формы.

Новое содержание может также использовать и некоторые старые формы. Так, в социалистическом и коммунистическом
строительстве используются некоторые формы прежних экономических отношений — товар, рыночная торговля, банки и др.

Таким образом, между формой и содержанием существует взаимосвязь, которую необходимо учитывать в теоретической и
практической деятельности. Односторонний подход к проблеме связи формы и содержания, неумение вскрыть их диалектическое единство — эти ошибки характерны для метафизиков и идеалистов, которые отрывают форму от содержания, не видят их взаимозависимости, часто абсолютизируют самостоятельность формы, рассматривая ее как независимую от содержания.

Это находит свое выражение в стремлении буржуазных идеологов скрыть старое содержание за новыми формами. Они
пытаются представить капитализм в виде «свободного мира», «подлинной демократии» или «демократического социализма», неоколониализм характеризуют как бескорыстную помощь слаборазвитым странам во имя «прогресса» и т. д.

В искусстве идеологи буржуазии проповедуют бессодержательность художественного творчества, отрыв его от жизни, от
борьбы трудящихся за мир, демократию и социализм. На первый план они выдвигают формалистические течения,
рассматривающие искусство только как «чистую форму» и отрицающие его идейное содержание и партийный характер. Типичным примером такого рода «творчества» может служить абстракционизм — крайне формалистическое направление в живописи, широко распространенное в капиталистических странах.

Марксистско-ленинская эстетика, исходя из единства формы и содержания, считает, что в настоящих произведениях
искусства глубокому идейному содержанию, правдивому отражению жизни с позиций великого дела строительства коммунизма должна соответствовать высокая художественная форма.

Рассматривая вопрос о форме и содержании, необходимо указать на некоторые особенности их диалектического
взаимодействия в социалистическом обществе. К таким особенностям относится прежде всего неантагонистический характер противоречий между формой и содержанием при социализме и, как следствие этого, возможность исключения глубоких общественных конфликтов. Социально-политическое и идейное единство народа, осознанный характер общественного развития при социализме позволяют относительно своевременно перестраивать форму в соответствии с новым, изменившимся содержанием.

Правильное понимание взаимоотношения формы и содержания играет важную роль в практической работе. Наша партия придает большое значение своевременному изменению форм развития народного хозяйства и культуры. Во всей своей деятельности партия учитывает особенности взаимодействия содержания и формы при социализме и в процессе перехода от социализма к коммунизму. В настоящее время проводятся многие важные реформы, в том числе осуществляемая сейчас реформа планирования и управления народным хозяйством. Партия непрерывно совершенствует формы и методы своей собственной деятельности, стремясь к тому, чтобы уровень ее руководства массами, созданием материально-технической базы коммунизма, развитием духовной жизни общества всегда отвечал непрерывно растущим требованиям
эпохи строительства коммунизма.

Необходимость и случайность

Содержание и форма НКФ