Познавая предметы и процессы действительности, люди сначала замечают то, что доступно непосредственному чувственному восприятию, что представляет собой внешнюю сторону вещей, так сказать, лежит на поверхности. Эта внешняя, поверхностная и сравнительно изменчивая сторона предметов и процессов называется в философии явлением.

Вместе с тем всем предметам присуща внутренняя, относительно устойчивая и определяющая сторона, скрытая за явлением и недоступная непосредственному восприятию. Она называется сущностью. Короче говоря, сущность — это главное в содержании предмета, его основа.

Из сказанного ясно, что сущность и явление — разные, даже противоположные стороны предмета. Подтверждением этого
может служить и еще одно их важное различие. Сущность обычно выступает как общее, а явление — как единичное,
индивидуальное. Одна и та же сущность может выражаться во многих явлениях. Звуки, например, могут быть разными, а сущность их одна — колебательные движения частиц воздуха или другой упругой среды. Одну общую сущность имеет и все живое. Этой сущностью является обмен веществ, самовоссоздание живого тела из внешних компонентов. Сущность, следовательно, представляет собой то общее и вместе с тем основное, необходимое, что свойственно определенному классу предметов. Явление же единично, неповторимо.

Но сущность и явление, хотя они и противоположны, составляют необходимые стороны любого предмета или процесса и
поэтому находятся в определенной взаимосвязи, в единстве. Нет явлений без сущности, так же как нет сущности без ее
проявлений. «… Сущность является. Явление существенно»,— писал В. И. Ленин. Так, нет звука без колебаний среды; нет цвета без электромагнитных волн определенной длины и т. д.

Поскольку сущность есть основная, определяющая сторона вещи, ее изменение обусловливает изменение явления. В то же
время именно в изменениях явления обнаруживается изменение сущности. Явление есть внешнее выражение сущности. Это означает, что нет «чистых» сущностей, сущностей самих по себе, которые не обнаруживались бы в каких-либо конкретных свойствах, событиях и т. п. Более того, сущность как общее не может существовать вне единичных явлений. Она существует только в единичном и проявляется только через него.

Если материализм понимает категории сущности и явления как отражение определенных сторон материальной действительности, то идеализм дает им неверное, извращенное толкование. Так, объективные идеалисты считают, что сущность всех вещей составляет абсолютный дух. Нечто подобное проповедуют неотомисты, утверждающие, что в основе всего существующего лежит духовное, божественное начало, которое и составляет сущность всех явлений.

Примером субъективно-идеалистического истолкования взаимоотношения сущности и явления могут служить взгляды Канта. Он относил явления только к сфере сознания и рассматривал их как конструкции ума, как результат творческой деятельности личности. Явления, считал он, оторваны от вещей и процессов действительности, от их сущности. При этом Кант утверждал, что сущность непознаваема. В настоящее время субъективно-идеалистические взгляды на категории сущности и явления проводят неопозитивизм, прагматизм и другие течения буржуазной философии.

Неверное понимание соотношения сущности и явления ведет к ошибочным представлениям о возможностях человеческого
познания. Агностицизм Канта, например, связан как раз с тем, что он разрывал и противопоставлял друг другу явления и «вещи в себе» (предметы действительности). Кант утверждал, что знания людей ограничиваются лишь областью явлений, а перейти к «вещам в себе» и раскрыть их сущность люди не в состоянии, ибо между явлениями и «вещами в себе» существует непереходимая грань.

В противоположность агностицизму диалектический материализм отстаивает положение о том, что сущность вещей
познаваема, и это постоянно подтверждается практикой, жизнью.

Явление и сущность действительно не совпадают, ибо, как уже было сказано, они представляют собой различные стороны
предметов, причем сущность всегда глубоко скрыта и не может быть обнаружена путем непосредственного созерцания. Если бы сущность вещей и ее проявления непосредственно совпадали, ю познание не было бы таким сложным и длительным процессом, наука была бы не нужна.

Но так как сущность и явление закономерно связаны и сущность выражается в явлениях, то она может быть познана. Однако ее познание осуществляется не с помощью простого чувственного восприятия, а путем абстрактного логического мышления. К. Маркс писал, например, что сущность стоимости и прибавочной стоимости не может быть обнаружена никакими приборами или экспериментами, но и то и другое заменяет сила абстракции.

Однако и абстрактное мышление не может сразу, прямо, непосредственно вскрыть сущность. Мышление постигает сущность только путем логического анализа явлений, т. е. материала, доставляемого чувственным познанием. Так, сущность жизни, которая состоит в саморегулирующемся обмене веществ, может быть познана в результате анализа таких ее проявлений, как питание, рост, размножение, раздражимость, движение и т. д. Характер человека тоже нельзя познать без логического анализа его поступков и поведения.

Познавая сущность тех или иных процессов, наука раскрывает законы, которые ими управляют. Сущность и закон являются
очень близкими, однопорядковыми понятиями. Ведь закон — это существенная, внутренняя, определяющая связь, связь внутри сущности или между сущностями.

Познание всегда идет от явления к сущности, от внешней стороны вещей к глубоким закономерным связям. Но сущность не
познается вся сразу, целиком, ибо она неисчерпаема. Поэтому, раскрыв определенную сторону сущности, познание на этом не останавливается, а идет дальше — от сущности, так сказать, первого порядка к сущности второго порядка, которая является более глубокой, и так без конца.

Примером такого познания сущности может служить изучение людьми строения солнечной системы. Видя, что Солнце движется вокруг Земли, люди долгое время считали, что так оно и есть. Но это лишь видимость, т. е. такое явление, которое искаженно, неправильно представляет сущность. В XVI в. Коперник доказал, что в центре солнечной системы находится Солнце, и тем самым раскрыл сущность первого порядка. Позже Кеплер установил законы движения планет вокруг Солнца, а Ньютон открыл закон всемирного тяготения, на котором основаны законы Кеплера. Это явилось уже сущностью второго порядка. Однако закон тяготения является эмпирическим, описательным. Он устанавливает, что тела притягиваются друг к другу с силой, прямо пропорциональной массам этих тел и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними, но не отвечает на вопрос, почему дело обстоит именно так. Природа тяготения остается до сих пор нераскрытой и представляет собой одну из важнейших проблем современной физики. Ее решение откроет в строении солнечной системы сущность третьего порядка.

В практической деятельности надо строго различать явление и сущность объективных процессов и стремиться находить сущность, скрытую за явлениями. Так, определение современной эпохи как эпохи перехода от капитализма к социализму во всемирном масштабе раскрывает ее сущность, а это в свою очередь позволяет коммунистическим партиям верно ориентироваться в сложной обстановке, успешно решать конкретные задачи рабочего и национально-освободительного движения.

Возможность и действительность

Сущность и явление НКФ