Ныне покойный Клэр Грэйвз был блестящим учеником Абрахама Маслоу. Пятнадцать лет он изучал смену систем ценностей в разных обществах. Он задавал вопросы «Как это происходит?» вместо «почему это происходит?». Руководителям и коучам очень полезно понимать систему Грэйвза — карту великих мемов Ценностей этого мира.

Цитата из статьи Клэра Грэйвза:

«Вкратце, я хочу высказать предположение, что психология зрелого человека является разворачивающимся, возникающим, колебательным спиральным процессом, в котором более старые системы поведения низкого уровня включаются в более новые системы высокого уровня, когда меняются экзистенциальные проблемы человека».

Цитата из статьи Дона Бека:

«Человеческая спираль состоит из закрученной нити взглядов на мир, каждый из которых является продуктом своего времени и условий жизни. Однако, когда возникает новый взгляд на мир, старые системы не исчезают. Они скорее остаются включенными в общий поток и не только добавляют богатство ощущений к более сложным способам жизни, но и остаются «у телефона» в случае, если вновь возникнут проблемы, которые пробудили их к жизни. Итак, внутри нас есть системы, миниатюрные взгляды на мир, каждый из которых соответствует разным проблемам существования. Каждый новый взгляд на мир родится из хаоса, нелинейным образом, так что здесь нет прямой стрелы времени назад в историю. Каждый взгляд на мир является платформой со свой уникальной парадигмой и кодами-инструкциями по организации общества. Подобно коду ДНК, уникальные адаптационные темы каждого уровня выражают себя в виде стилей жизни, экономических, политических, религиозных и образовательным систем, взглядов на секс, брак, работу, окружающую среду и спорт «.

«В нашей последней работе мы использовали технологию Грэйвза вместе с зарождающей наукой меметикой; мы отметили, что каждый из способов взгляда на мир является на самом деле ценностным МЕМОМ, кодирующим механизмом, который проникает во все аспекты общества. В работе Грэйвза были определены 8 способов взгляда на мир или МЕМОВ, и девятый зарождается на горизонте. При этом все ранее сложившиеся системы продолжают существовать. Эти психологические тектонические плиты глубинного уровня создают напряженность на поверхности, когда мы скачками развиваемся во времени».

«Это ключевая идея. Разные общества, культуры и субкультуры, а также целые нации и народы находятся на разном уровне психосоциального развития, и это проявляется в этих эволюционных уровнях сложности. У них разные центры тяготения. Ранее возникшие уровни не исчезают. Скорее, они продолжают быть активными внутри этих наслоений взглядов на мир, воздействуя на природу и форму более сложных систем. Подобно матрешкам, системы существуют внутри систем».

Дон Бек также составил схему основных ценностных Мемов нашего мира:

В системе Грэйвза есть семь уровней (кластеров) ценностей, которые расположены в порядке возникновения основных вопросов или проблем, которые возникают перед людьми в процессе развития

ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ КАЖДОГО ИЗ УРОВНЕЙ

1. Первый уровень существования (Бежевый) — Выживание

На этом уровне человек мотивирован только периодическими императивными психологическими потребностями. Он стремится найти стабильное удовлетворение потребностей своего тела. Этот уровень существования отлично подходит для выживания вида, однако сегодня почти не встречается сегодня, за исключением редких случаев умственного недоразвития, полной диссоциации (как, например, у уличных бродяг) или в других патологических случаях.

2. Второй уровень существования (Лиловый) — Духи предков

На этом уровне человек стремится к социальной (племенной) стабильности. Он активно защищается от жизни, которую не понимает. Он верит, что жизнь его племени является совершенно естественной и единственно правильной, и он решительно ее отстаивает. Он живет, ориентируясь на тотемы и табу.

3. Третий уровень существования (Красный) — Боги силы

На этом уровне проявляются грубый индивидуализм и утверждение себя; здесь можно использовать термин «макиавелевский». Это тот уровень, на котором «сильный всегда прав». Здесь агрессивно проявляется жажда обладания — более открыто и беззастенчиво со стороны имущих, и более скрыто и изворотливо со стороны неимущих. Те, кто имеют дело с людьми с мотивацией «красного» типа, должны прибегать к угрозам, явным проявлениям силы или очень сильным целям, чтобы подвигнуть этих людей к действию.

4. Четвертый уровень существования (Синий) — Сила правды

На этом уровне человек понимает, что жизнь в этом мире не дает только наслаждение, а также видит, что для каждого класса людей существуют предписанные правила. Соблюдение этих правил является той ценой, которую человек должен платить за долгую жизнь. Люди этого типа обычно принимают какую-то догматическую систему, часто религию. Это люди, которые считают, что нужно жить по заповедям, в соответствии с буквой закона и т.д. Они работают лучше всего при наличии жесткого набора правил, как, например, военный устав.

5. Пятый уровень существования (Оранжевый) — Жажда успеха

Люди с оранжевыми целями хотят овладевать миром через познание его секретов, а не через проявления грубой силы (как на красном уровне). Они считают, что тот, кто оказался на вершине в жизни по-настоящему этого заслуживает, а тем, кто потерпел неудачу, судьба назначила подчиняться немногим избранным. Они убеждены, что они доказали свои исключительные способности и заслуживают признания и уважения за то, чего они смогли добиться. Оранжевые люди склонны к некоторому догматизму, но при этом они прагматичны, и если они найдут что-то, что работает лучше, они изменят свои убеждения.

6. Шестой уровень существования (Зеленый) — Круговая

На зеленом уровне ценностей для людей главными являются отношения с другими людьми и со своим внутренним Я. В отличие от оранжевой группы, человек шестого уровня меньше думает о материальных приобретениях или власти и больше думает а том, как вызвать любовь или симпатию других людей. Они готовы соответствовать тому, что другие люди считают правильным или полезным. Они любят быть вместе с группой, опасность заключается в том, что они настолько вовлекаются в групповое принятие решений, что могут добиваться очень небольших результатов.

7. Первый уровень Бытия (Желтый) — Поток гибкости

Первый уровень Бытия очень сильно отличается от предыдущих уровней существования, говорит Грэйвз. Здесь человек, находясь на своей бесконечной спирали, снова начинает фокусировать внимание на внешнем мире и на своей силе в отношении к этому миру, и при этом прекращаются его компульсивность и беспокойство с предыдущих уровней. Здесь он становится по-настоящему общественным индивидуумом и перестает быть конкурентным. Он начинает видеть взаимную зависимость всего во Вселенной. Он использует знания, накопленные на пути своей первой лестницы, чтобы снова системно выстроить свой мир.

8. Второй уровень Бытия (Бирюзовый)

Во времена Грэйвза очень редко встречались люди бирюзового уровня. В 21-м веке их стало намного больше, когда люди стали серьезно заниматься вопросами глобального выживания, признавая ценность всех и всего. Их выделяет особое парадоксальное исследование своего внутреннего мира. Они относятся к нему как к новой игрушке. Но хотя они и играют с этим, они прекрасно осознают, что никогда не узнают, какой же окончательный смысл их внутренней сущности. Грэйвз сказал, что эту идею лучше всего иллюстрирует поэма Д. Лоуренса «Terra Incognita».