Июнь 20

2. Понятие материи

§ 2. Понятие материи

Трудно назвать такую философскую школу или такого философа, которые обходились бы без термина материя». Поэтому не удивительно, что этот термин приобретал в разные времена и в различных философских теориях разный смысл и значение. И в настоящее время среди философов и других ученых ведутся ожесточенные споры по вопросу о сущности материи.
Древние материалисты понимали под материей первооснову мира, тот «строительный материал», из которого состоит все вещественное, телесное. Как мы уже знаем, одни из них брали за первоначальное, исходное воду, другие — воздух, третьи — огонь, считая, что все возникает из воды, воздуха или огня и все снова превращается в них. Затем философами была выдвинута гениальная догадка о том, что все вещественное состоит из атомов —
мельчайших материальных частичек, неизменных и неделимых, которые вечно движутся в пустоте. Потом под материей стали понимать вечно существующую общую основу многообразных предметов и явлений природы.

В домарксистской материалистической философии и естествознании подобные взгляды на материю были общепризнанными. Спор шел о том, можно ли считать материю естественной причиной всех вещей или же кроме нее есть еще «первая причина»; кто привел в движение все материальные объекты и в чем источник
движения; является ли материя единообразной и можно ли ее мыслить как таковую в отличие от конкретных чувственно воспринимаемых вещей? При этом считалось, что можно познать материю как первооснову всех вещей, если раскрыть законы механического движения атомов. В то время многие ученые стремились свести
физические и химические процессы к механическому движению атомов.
Однако на рубеже нашего века наука встретилась с, казалось бы, неразрешимыми трудностями. Были сделаны крупнейшие сознания. Философ-идеалист и физик Эрнст Мах и его последователи пытались доказать, что физика исследует связи между ощущениями, а не между вещами, что атомы реально не существуют,
что они представляют собой лишь комплексы наших ощущений. Другой идеалист и естествоиспытатель, Вильгельм Оствальд, считал, что понятия «материя» и «дух» следует заменить понятием «энергия».
В. И. Ленин, анализируя в книге «Материализм и эмпириокритицизм» создавшееся в науке положение, раскрыл причины кризиса в физике, показав, что идеализм, используя трудности науки, вызванные крутой ломкой установившихся понятий, извращает ее достижения. «Суть кризиса современной физики,— писал В. И. Ленин,— состоит в ломке старых законов и основных принципов, в отбрасывании объективной реальности вне сознания,
т. е. в замене материализма идеализмом и агностицизмом» 1. Почему же в то время среди физиков стало распространяться идеалистическое поветрие? В. И. Ленин показал, что новая физика «свихнулась» в идеализм главным образом потому, что естествоиспытатели не знали диалектики. Многие из них не могли преодолеть метафизических представлений о неизменности свойств материальных объектов, продолжая по-прежнему считать, что такие свойства вещей, как масса, непроницаемость, инерция, являются раз навсегда данными, неизменными. Так, например, атомы рассматривались как неделимые элементы, всегда обладающие неизменными свойствами. Признание материальных объектов (в частности, атомов и их свойств) неизменными — это основной принцип метафизического, механистического материализма. Именно метафизические представления и привели некоторых естествоиспытателей к выводу об исчезновении материи. Однако
на самом деле, как показал В. И. Ленин, новые открытия в физике означали, что не материя исчезает, а «исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор, наше знание идет глубже;
исчезают такие свойства материи, которые казались раньше абсолютными, неизменными, первоначальными… и которые теперь обнаруживаются, как относительные, присущие только некоторым состояниям материи» 2.
Игнорирование различий между метафизическим и диалектическим материализмом, забвение или незнание диалектики неминуемо ведет к философскому идеализму, который пытается истол открытия, которые опрокидывали господствовавшие тогда представления о неделимости атомов, о некоторых других свойствах
материальных частиц, об энергии. Физика, проникнув в микромир, т. е. в мир атомных явлений, столкнулась с необычайными свойствами материальных частиц и новыми видами энергии.

Прежде всего был открыт электрон, оказавшийся значительно меньше атома. Эта частица может двигаться с такой скоростью, которая сравнима со скоростью света (скорость света — 300 000 километров в секунду). При таких условиях масса частицы не остается постоянной, а значительно изменяется в зависимости от скорости ее движения. Эта зависимость тогда еще не была установлена, и метафизически мыслящие ученые пришли к выводу, что масса электрона исчезает. А так как в то время под материей понималось все вещественное, имеющее механическую массу, то это наталкивало на мысль, что электрон не материален, а значит, атом
«дематериализуется» и материя исчезает.
Такое заключение делалось и из открытия радиоактивности, т. е. свойства некоторых химических элементов, например радия, испускать лучи. Оказалось, что это излучение идет непрерывно и настолько интенсивно, что сам радий теряет массу. На этом основании некоторые физики сделали заключение, что открытие радиоактивности тоже подтверждает вывод об исчезновении материи.
Новые открытия в физике пришли в противоречие со старыми метафизическими представлениями о материи и ее свойствах. Наступил кризис в физике. Ряд естествоиспытателей пришли к ошибочному выводу, будто понятие материи устарело и не существует никакой объективной реальности, независимой от нашего ковать материю как нечто производное от сознания.
Диалектический материализм отвергает философские домыслы идеалистов как антинаучные и реакционные. Согласно диалектико-материалистическому миропониманию, окружающий нас мир бесконечно разнообразен и все вещи и явления отличаются друг от друга своими особенностями, свойствами. Но есть такое свойство,
которое является общим для всех вещей и явлений. Это — свойство существовать независимо от сознания, быть объективной реальностью. Предельно широкое научное понятие или категория «материя» охватывает все, что объективно существует. Давая определение материи, В. И. Ленин писал: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них»

Ленинское определение материи выражает коренные основы научного материалистического мировоззрения. Материя —это объективный мир, существующий независимо от сознания.

Человек воспринимает материальную действительность, ощущает многообразные формы проявления материи, познает внешний мир и закономерности его развития. В четком разграничении материи и сознания, материального бытия и мышления состоит одно из главных отличий материализма от идеализма.

Учение марксистско-ленинской философии о материи как объективной реальности вооружает современную науку в борьбе против идеализма. Вопрос о реальности объектов, изучаемых современной физикой, идеалисты до сих пор истолковывают извращенно.
Они ставят под сомнение или вовсе отрицают объективное существование микрообъектов («элементарных» частиц) на том основании, что они не могут наблюдаться непосредственно.

Несостоятельность подобных рассуждений видна уже из того, что реальность микрообъектов ставится идеалистами в зависимость от наших наблюдений. Современная наука и практика опровергают идеалистические измышления, создавая приборы, которые фиксируют «элементарные» частицы и тем самым подтверждают их объективное существование. Даже в том случае, если «элементарные» частицы можно фиксировать лишь косвенно, это не служит основанием для заключения, что они не являются объективной
реальностью. Ведь они существуют независимо от того, воспринимает их кто-либо или нет.

Диалектический материализм обосновывает важнейший для науки вывод о том, что материальный мир бесконечно многообразен и каждый его объект, будь то капля воды или любой атом этой капли, бесконечно сложен, обладает неисчерпаемыми свойствами. Принцип неисчерпаемости материи вглубь В. И. Ленин обосновал в начале нашего века, когда был открыт электрон.
В последующие годы стали известны десятки других «элементарных» частиц (протоны, нейтроны, мезоны, гипероны и т. д.). Открытие этих частиц подтвердило вывод В. И. Ленина о бесконечной сложности материи и бесконечности ее проявлений. При этом неисчерпаемость материи вглубь не следует понимать лишь в том
смысле, что современная наука все время открывает новые «элементарные» частицы. Данные науки показывают, что свойства каждой частицы тоже неисчерпаемы. О бесконечности многообразия материи свидетельствует также тот факт, что материя существует не только как вещество (все окружающие нас предметы от песчинки до небесных тел, состоящие из «элементарных» частиц), но и как поле (электромагнитное поле,
ядерное поле, поле тяготения).

Эти два основных вида материи тесно связаны между собой и находятся в непрерывном взаимодействии.
В. И. Ленин говорил, что человеческий ум открыл много диковинного в природе и откроет еще больше. При этом, какие бы дальнейшие открытия в области физики, химии, биологии и любой другой науки ни были сделаны, они не смогут поколебать и тем более опровергнуть понятие материи как философской категории, которая служит для обозначения объективной реальности.

Ленинское определение материи охватывает и социальную действительность, общественное бытие, которое тоже существует независимо от воли и сознания людей. «Материализм вообще,— писал В. И. Ленин,— признает объективно реальное бытие (материю), независимое от сознания, от ощущения, от опыта и т. д. человечества. Материализм исторический признает общественное бытие независимым от общественного сознания человечества. Сознание и там и тут есть только отражение бытия, в лучшем случае приблизительно верное (адекватное, идеально точное) его отражение» г. Вопрос о том, как общественное сознание отражает
общественное бытие, и ряд других связанных с этим философских вопросов будут предметом специального рассмотрения в последующих разделах книги, посвященных историческому материализму. Здесь же важно отметить, что философский вывод о независимости общественного бытия от общественного сознания имеет огромное значение для общественных наук, для решения жизненно важных задач во всех областях человеческой деятельности.
Учение марксистско-ленинской философии о материи не исчерпывается выводом, что материальный мир существует объективно. Оно включает в себя также вопрос о формах существования материи.

§ 3. Движение, пространство и время — формы существования материи


Опубликовано 20.06.2022 batmanapollo в категории "Психолог онлайн