Июнь 16

§ 2. Революционный переворот в философии, совершенный марксизмом НКФ

Марксистско-ленинская философская наука качественно отличается от всей предшествовавшей и современной буржуазной философии. В созданной К. Марксом и Ф. Энгельсом и развитой В. И. Лениным философии органически сочетаются материализм и диалектика. Единая диалектико-материалистическая теория и метод применены здесь к познанию явлений природы, общества и мышления. Цельное и стройное научное философское мировоззрение впервые в истории стало служить целям революционной борьбы рабочего класса и всех трудящихся. Марксизм возник в 40-х годах прошлого века в Германии, явившись закономерным результатом развития всей науки и общественно-исторической практики. К тому времени в буржуазном обществе обнаружились глубокие противоречия капиталистического способа производства и вместе с тем сложились объективные предпосылки освобождения пролетариата от эксплуатации, на этой основе развивалась и обострялась классовая борьба между пролетариатом и буржуазией, достаточно ясно определились ее цели. Рабочий класс активно выступал за свои экономические и политические права. Об этом свидетельствуют восстания французских рабочих в Лионе (1831 и 1834 гг.), силезских ткачей в Германии (1844 г.), движение чартистов в Англии (30—40-е годы XIX в.). Исторические битвы пролетариата показали его классовую самостоятельность, непреклонную решимость уничтожить социальные устои буржуазного общества.
Революционное рабочее движение нуждалось в научном обосновании целей и задач борьбы трудящихся, в определении путей и средств ликвидации капиталистического строя и создания нового общества. Марксизм и явился теоретическим выражением коренных интересов пролетариата — самого революционного класса современного общества, последовательного борца за интересы всех трудящихся.

Возникновение марксистского мировоззрения не означало отрицания научных достижений прошлого. В. И. Ленин отмечал, что теоретическими источниками марксизма являются классическая немецкая философия (И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах), английская политическая экономия (А. Смит, Д. Рикардо) и французский утопический социализм (А. Сен-Симон, Ш. Фурье).

Марксизм впитал в себя все лучшее, что было создано передовой общественной мыслью за весь предшествовавший период исторического развития. «Марксизм,— писал В. И. Ленин,— завоевал себе свое
всемирно-историческое значение как идеологии революционного пролетариата тем, что марксизм отнюдь не отбросил ценнейших завоеваний буржуазной эпохи, а, напротив, усвоил и переработал все, что было ценного в более чем двухтысячелетием развитии человеческой мысли и культуры». Создание диалектического и исторического материализма было неразрывно связано с формированием двух других составных частей марксизма — марксистского экономического учения и теории научного социализма. «Применение атериалистической диалектики к переработке всей политической экономии, с основания ее, — к истории, к естествознанию, к философии, к политике и тактике рабочего класса,— писал В. И. Ленин,— вот что более всего
интересует Маркса и Энгельса, вот в чем они вносят наиболее существенное и наиболее новое, вот в чем их гениальный шаг вперед в истории революционной мысли» .
Благодаря диалектико-материалистическому пониманию истории, раскрытию глубоких противоречий апитализма и закономерностей его развития стал как никогда ясен вывод о неизбежной гибели капитализма, об исторической необходимости его уничтожения в грядущей социалистической революции. Борьба рабочего класса, в которой К. Маркс и Ф. Энгельс принимали самое активное участие, придала их философии революционное содержание.

Создавая свою философскую систему как общетеоретическую основу коммунистического мировоззрения, К. Маркс и Ф. Энгельс проделали огромнейшую работу по преодолению пороков и недостатков идеалистической диалектики и метафизического материализма и устранению разрыва между диалектикой и материализмом,
имевшего место в прежней философии.

Домарксистский материализм, как мы уже отмечали, был недиалектичен, неисторичен, упрощенно понимал развитие. Учение о развитии было разработано главным образом в диалектике Гегеля, но с идеалистических позиций. Как отмечал Ф. Энгельс, «извращение диалектики у Гегеля основано на том, что она должна быть, по Гегелю, «саморазвитием мысли», и потому диалектика вещей — это только ее отблеск. А на самом-то деле ведь
диалектика в нашей голове — это только отражение действительного развития, которое совершается в мире природы и человеческого общества и подчиняется диалектическим формам».

Основоположники марксизма критически переосмыслили идеалистическую гегелевскую диалектику и создали
материалистическую диалектику, качественно новый диалектический метод.
«Мой диалектический метод по своей основе,— писал К. Маркс,— не только отличен от гегелевского, но вляется его прямой противоположностью».

Разрабатывая материалистическую диалектику, К. Маркс и Ф. Энгельс опирались на крупнейшие естественнонаучные открытия XIX в., и в первую очередь на теорию клеточного строения организмов, закон сохранения и превращения энергии и дарвиновское учение о происхождении и развитии видов животных и
растений. Философское значение этих открытий состояло прежде всего в том, что они опровергли метафизические взгляды на материальный мир как на нечто раз и навсегда данное и неизменное и
подтвердили основные принципы диалектики об изменении и развитии предметов и явлений мира, об их единстве и взаимной связи.

Марксистский философский материализм тоже не явился простым воскрешением старого материализма. Используя естественнонаучные открытия XIX в., Маркс и Энгельс в корне переработали старый, метафизический материализм, соединили материализм с диалектикой и создали диалектический материализм. Создание
диалектического материализма как теоретического оружия преобразования мира явилось высшим достижением философской мысли за всю историю ее существования, революционным переворотом в философии.

Ограниченность старого материализма состояла не только в том, что он являлся метафизическим. Кроме этого он не был до конца последовательным, потому что домарксистские материалисты не сумели распространить его на область общественных явлений. К. Маркс и Ф. Энгельс «достроили» материализм доверху. Они создали исторический материализм — науку о наиболее общих законах общественного развития, и это тоже явилось
выражением того революционного переворота, который они совершили в философии.

Марксистская философия всесторонне исследовала общественные условия жизни различных классов, и прежде всего рабочего класса, показала подлинную роль трудящихся масс в истории и значение их революционной деятельности. С возникновением марксизма философия стала достоянием широких народных масс, знаменем борьбы миллионов.

Марксизм-ленинизм органически соединил научную теорию и революционную практику, философию и политику. Революционно-преобразующая роль философии марксизма выражена в словах К. Маркса, отметившего, что прежние философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том.
чтобы изменить его. Сила и жизненность марксистской философии — в ее связи с конкретными задачами революционного обновления общества.
Марксистская философская наука как метод познания и преобразования мира непрерывно развивается и обогащается на основе опыта революционной борьбы масс, всего ценного, что дает наука и практика. Она по самому своему существу является творческой наукой. Дальнейшее развитие всех составных частей марксизма, в
том числе и его общетеоретической основы — диалектического и исторического материализма, связано с именем Владимира Ильича Ленина, вождя русского и международного пролетариата, основателя Коммунистической партии и Советского государства.

Ленинский этап в марксистской философии отражает новую историческую эпоху борьбы трудящихся масс во главе с рабочим классом за диктатуру пролетариата и победу социализма.

В. И. Ленин творчески развил материалистическую диалектику, философский материализм, теорию познания, обобщил новейшие достижения науки конца XIX— начала XX в., дал глубокий анализ социально-экономических процессов, происходящих в капиталистическом обществе на его империалистическом этапе.
Он разработал применительно к новым условиям марксистскую теорию социалистической революции и научно определил пути и средства ее осуществления, которые с успехом были использованы в России, а затем и в ряде других стран. Практика борьбы за социализм в современную эпоху подтверждает верность и силу ленинских идей. Особенно ценными в этом отношении являются идеи В. И. Ленина о диалектике революционного процесса, о соотношении экономики и политики, о закономерностях развития
нового, социалистического общества и его перерастания в общество коммунистическое.
В многочисленных трудах В. И. Ленина даны замечательные образцы применения диалектики к решению экономических и политических задач в самых разнообразных исторических условиях. Коммунистическая партия Советского Союза, а также зарубежные марксистско-ленинские партии применяют и развивают марксизм при решении современных проблем мирового революционного движения, задач строительства социализма и коммунизма.
Ярким примером творческого использования марксистско-ленинской теории могут служить решения XXIII съезда КПСС.

Марксистско-ленинская философия — глубоко партийная наука.

Это означает, что она имеет классовый характер, служит рабочему классу, трудящимся. Любая философия в конечном счете так или иначе выражает точку зрения, интересы определенного класса. Но интересы рабочего класса качественно отличаются от интересов буржуазии, эксплуататоров.

Пролетариат — единственный класс в современном обществе, который в силу своего объективного положения заинтересован в правдивом, научном понимании окружающей действительности и ее революционном преобразовании. Поэтому в марксистско-ленинской философии партийность целиком и полностью совпадает с подлинно научной объективностью. Революционное мировоззрение рабочего класса всесильно, потому что оно верно.
В отличие от марксистско-ленинской философии буржуазная философия, как и буржуазная идеология в целом, служит интересам эксплуататорских классов, которым выгодно искаженное миропонимание. Это объясняется не столько субъективными желаниями или стремлениями отдельных буржуазных идеологов, сколько тем объективным положением, которое они занимают в эксплуататорском обществе. Наглядным примером являются современная буржуазная философия и социология, которые уже давно перестали быть объективными и ревностно стараются оправдать антинародную политику реакционных сил капиталистического общества.

Принцип партийности марксистской философии требует вести активную и последовательную борьбу против любых проявлений антикоммунизма, против идеологии буржуазии и ее оппортунистических прислужников — правых и «левых» ревизионистов.

§ 3. Что изучает марксистско-ленинская философия


Опубликовано 16.06.2022 batmanapollo в категории "Психолог онлайн