Марксистско-ленинская философия представляет собой общетеоретическую основу научного мировоззрения. Она изучает наиболее общие законы развития природы, общества и мышления и дает нам обобщенную систему взглядов на мир. Этим философия марксизма-ленинизма отличается от всех других наук.

Ни одна наука, кроме марксистской философии, не может правильно ответить, например, на следующие вопросы:

что такое материя;
каков мир по своей природе;

каковы причины и характер происходящих в нем изменений;

что представляет собой человек, его мышление; как человек познает природу и общество;

как возникли и почему существуют классы, нации, государство, наука, мораль;
всегда ли будут войны и революции; можно ли управлять ходом общественного развития;

какую роль в истории играет революционная деятельность масс, их организованность и сознательность?
Конечно, не все люди осознают, что верное решение подобных философских вопросов определяется научным ировоззрением. Некоторые наивно считают, что имеющийся у каждого человека свой образ мыслей, свое ировосприятие вовсе не зависит ни от какой философии. Однако это далеко не так. Человек существует не один, он живет в обществе и всегда связан с тем или иным коллективом. Но нельзя жить в обществе и не зависеть от общества.
Наши мысли и поступки всегда так или иначе связаны с мыслями и делами других людей. И свое собственное мировоззрение каждый человек вырабатывает в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности в данном обществе, под влиянием господствующего в нем мировоззрения.

Люди на каждом шагу решают не только производственные или чисто житейские проблемы, но и такие вопросы, как, например, вопрос об отношении мышления к бытию, хотя и не называют его основным вопросом философии. Ведь мы часто задумываемся о том, реальны ли намечаемые нами цели, планы. А что такое план, цель? Это наш замысел, идеальная модель того, что еще не существует в действительности, но что надо создать, воплотить в жизнь.
При этом если наши цели, планы не соответствуют действительности или учитывают не все ее стороны, если они нереальны, то их осуществить нельзя. В этом случае наша деятельность приводит к неожиданным и чаще всего нежелательным последствиям.

Марксистская философия и призвана помочь людям правильно понять окружающий мир, глубоко разобраться в сложных событиях, фактах, правильно их оценить, верно определить свои цели и задачи и успешно действовать в направлении их осуществления.
Марксистско-ленинская философия решает общие теоретические, мировоззренческие проблемы, исходя из
материалистического понимания действительности. Она считает, что мир в основе своей материален, и изучает его таким, каков он есть, без всяких посторонних прибавлений. С этих позиций решается и центральный, коренной философский вопрос — вопрос об отношении мышления к бытию. Единственно правильное, материалистическое понимание этого основного вопроса, как уже говорилось, состоит в признании первичности материи, бытия и вторичности сознания, мышления.

Из признания материальности мира, первичности материи вытекает необходимость изучать закономерности развития природного и социального бытия. Их изучением занимается материалистическая диалектика, которая рассматривает все явления мира в процессе непрерывного изменения и развития. Эти изменения могут быть самыми разнообразными и затрагивать любые свойства предметов, их структуру, внутреннее строение. Но
какими бы многообразными ни казались изменения в живой и неживой природе и в общественной жизни, они всегда имеют общие черты.

Марксистская диалектика и исследует всеобщие законы изменения и развития действительного мира. В природе и в обществе все происходит диалектически. Эту объективную диалектику действительного мира познает наше мышление и выражает ее в наиболее общих философских законах, принципах, используя при этом предельно широкие понятия, или категории. Почему же мышление способно правильно отразить диалектику объективного мира? Понять это нам помогает диалектический взгляд на само мышление. Философия марксизма изучает see явления, в том числе и мышление, в процессе изменения и развития. Опираясь на данные науки, она доказывает, что мышление есть продукт человеческого мозга, а сам человек является в свою очередь продуктом закономерного развития природы и общества. Поэтому законы мышления, возникнув в процессе развития природы, не противоречат законам объективного мира, а с необходимостью согласуются с ними.
Законы марксистской диалектики (закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания) и ее категории (причина и следствие, форма и содержание, необходимость и случайность и др.) отражают наиболее общие свойства и связи вечно
изменяющегося мира и поэтому служат действенным средством его познания.
Раскрывая диалектическую связь познающего мышления и окружающей нас действительности, В.И.Ленин отмечал: «…если все развивается, то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? Если нет, значит, мышление не связано с бытием. Если да, значит, есть диалектика понятий и диалектика познания, имеющая объективное значение»

Применение материалистической диалектики к познанию мира составляет предмет марксистской теории познания, которая всесторонне исследует сложный, противоречивый процесс отражения человеком реальной действительности. Марксистская теория познания, или гносеология, анализирует особенности различных
форм отражения объективного мира, исследует как чувственное, так и логическое познание, их взаимную связь и тем самым выясняет природу, источник наших ощущений, восприятий, представлений, понятий, раскрывает наиболее общие закономерности познания. Способно ли наше мышление, создаваемые нами научные теории дать истинное отражение внешнего мира? Если да, то каков путь познания истины и существует ли надежный объективный определитель, критерий истинности научной теории? Как связаны между собой абсолютное и относительное в познании? Как развивается научное познание? Теория познания диалектического материализма и отвечает на эти вопросы. Неотъемлемой частью марксистско-ленинской философии
является исторический материализм, который представляет собой диалектико-материалистическое понимание истории развития общества и его современного состояния. Руководствуясь общими принципами диалектического материализма, применяя его законы, категории, теорию познания к объяснению общественной жизни, исторический материализм углубляет и конкретизирует философский материализм и диалектику. Так, например, когда исторический материализм рассматривает применительно к обществу основной вопрос философии, то он устанавливает отношение общественного бытия, способа производства к общественному сознанию людей, их политическим, правовым, философским и другим взглядам.

Исторический материализм изучает наиболее общие законы развития общества и особенности их проявления в конкретных исторических условиях; исследует движущие силы общественного прогресса, закономерности развития производства, законы классовой борьбы и революций; выясняет происхождение и роль общественных идей, их влияние на ход развития общества. Таким образом, марксистско-ленинская философия как наука о наиболее общих законах развития природы и общества представляет собой цельное и стройное диалектико-материалистическое мировоззрение. Выражая в обобщенном виде закономерности самой действительности, она выступает как общетеоретический метод познания и преобразования мира. Поэтому диалектический и исторический материализм является общей методологией для всех остальных наук.
Может возникнуть вопрос: зачем нужна философия, ее метод для конкретных, или специальных, наук, если, например, такие науки, как математика, физика, биология, история, имеют свои методы исследования? Может быть, каждая наука — сама себе философия? Если это так, то конкретные общественные и естественные науки вполне могли бы обойтись без философии. Однако одобные взгляды, безусловно, ошибочны. Быть «свободным», независимым от какой бы то ни было философии вообще невозможно, и очень часто за видимостью «безразличия» к вопросам мировоззрения скрываются идеи чуждой нам идеалистической
философии. Бурнее развитие естествознания и общественных наук не может заменить или оттеснить научное материалистическое мировоззрение уже потому, что только философия способна достигнуть наивысшей степени обобщения. Любая конкретная наука исследует закономерности, которые характерны только для определенной области явлений. Что же касается законов и категорий диалектического материализма, то они, как уже отмечалось, охватывают все без исключения явления мира. История развития науки показывает, что неверные исходные философские принципы часто заводили в тупик самых крупных ученых. Да это и понятно. Ведь любая наука должна Так или иначе решать вопросы о природе явлений, которые она изучает, и тех
законов, которые лежат в ее основе.

Связь науки с философией особенно ярко выступает в те моменты, когда совершаются крупные открытия и происходит ломка старых, уже устоявшихся научных понятий, принципов, переосмысливание исходных положений, а иногда и законов. В. И. Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм» показал, что
незнание диалектики, неумение различать абсолютное и относительное в физических теориях приводит многих видных естествоиспытателей к ошибочным идеалистическим выводам, к утверждениям, что законы науки не отражают ничего объективного. Он не раз отмечал, что без солидного философского обоснования естественные науки не в состоянии вести последовательную борьбу против реакционного мировоззрения.
Было бы, разумеется, большим заблуждением считать, что марксистская философия является «наукой наук» и стоит над всеми другими науками. Диалектический материализм учитывает и глубоко обобщает новейшие данные естественных наук и на этой основе обогащает и развивает свои законы, понятия, категории.
Союз между диалектико-материалистической философией и естествознанием, о необходимости которого писал В. И. Ленин, нужен как для естественных наук, так и для самой философии, ибо в противном случае она перестала бы носить творческий характер и превратилась бы в тормоз для развития науки.
Сказанное о естественных науках в полной мере относится и к наукам, изучающим различные стороны общественной жизни. Исторические, экономические, правовые и другие науки раскрывают закономерности развития истории, экономических отношений, правовых форм и т. д. При этом каждая общественная наука,
изучая закономерности, относящиеся к ее области исследования, не может игнорировать наиболее общие законы развития общества в целом, т. е. те законы, которые изучает исторический материализм. Без знания этих общих законов нельзя научно объяснить взаимодействие различных сторон общественного процесса.
Между тем именно здесь возникает много общих методологических проблем. Например, в каком отношении находятся экономика и политика, наука и производство, уровень развития производства и формы распределения материальных благ? Эти и другие философские проблемы имеют большое принципиальное значение не только для самих общественных наук, но и для решения многих жизненно важных вопросов, касающихся, например, экономического планирования, методов ведения хозяйства и т. д.

Диалектический и исторический материализм помогает понять во всей сложности характер отношений между классами и государствами, необходимость революционного преобразования капиталистического общества, научные основы политики Коммунистической партии Советского Союза и всех других братских партий,
задачи международного коммунистического и рабочего движения Марксистско-ленинские партии, опираясь на научную философию, учитывают при определении своей политики реально существующую расстановку классовых сил, национальные отношения и другие важнейшие объективные факторы общественной жизни,
а также степень организованности и сознательности трудящихся масс.
Таким образом, знание марксистско-ленинской философии необходимо и для успешного развития конкретных аук, и для глубокого понимания существа самых сложных процессов современной общественной жизни, и для решения практических задач в любой сфере человеческой деятельности. Именно поэтому марксистско-ленинская философская наука служит теоретическим фундаментом строительства коммунизма. Философскую теорию нельзя рассматривать как сумму готовых формулировок, положений или догм, которые следует лишь
запомнить, механически заучить, с тем чтобы цитировать в подходящих случаях. Правильно понятая философская теория необходима для глубокого осмысливания, анализа и обобщения реальных процессов и явлений природы и общества, для решения практических задач. Выделяя слова Ф. Энгельса о том, что марксизм не догма, а руководство к действию, В. И. Ленин писал: «В этом классическом положении с замечательной силой и выразительностью подчеркнута та сторона марксизма, которая сплошь да рядом упускается из виду. А упуская ее из виду, мы делаем марксизм односторонним, уродливым, мертвым, мы вынимаем из него его душу живу, мы подрываем его коренные теоретические основания — диалектику, учение о всестороннем и полном противоречий историческом развитии; мы подрываем его связь с определенными практическими задачами эпохи, которые могут меняться при каждом новом повороте истории».
Философии марксизма-ленинизма принадлежит огромная роль в решении задач, поставленных XXIII съездом КПСС. Научное диалектико-материалистическое мировоззрение является основой формирования коммунистической сознательности, идейной убежденности масс. Глубокое творческое усвоение марксистской
философии воспитывает у людей чувство нового, передового, непримиримость ко всему реакционному, консервативному, будь то аполитичность или нигилистическое отношение к идеалам и завоеваниям социализма, частнособственнические пережитки или буржуазно-мещанское восприятие действительности.
Жизнеутверждающая философия марксизма является действенной силой, побуждающей к активной борьбе за лучшую, светлую жизнь, способствующей воспитанию и самовоспитанию сознательных борцов за коммунизм. Она умножает творческую энергию всего советского народа и каждого человека в отдельности, помогает им успешно строить коммунистическое общество.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

  1. Что такое основной вопрос философии?
  2. В чем состоит противоположность идеализма и материализма, метафизики и диалектики?
  3. Каковы основные исторические этапы развития материализма и диалектики?
  4. Что изучает марксистско-ленинская философия и как она относится к другим наукам? В чем заключается партийность философии?

§ 1. Материальное единство мира

3. Что изучает марксистско-ленинская философия НКФ