Июнь 20

1. Материальное единство мира НКФ

Глава II МАТЕРИАЛЬНОСТЬ МИРА.

§ 1. Материальное единство мира Вопрос о том, представляет ли собой мир единое целое и если да, то в чем состоит это единство, является, пожалуй, одним из самых древних. Как только человек научился различать множество разнообразных процессов и явлений окружающего мира и осознавать самого себя, свое Я, у него появилась потребность ответить на этот вопрос, получившая со временем философское выражение.
Философские учения, которые признают, что окружающий нас мир имеет единую первооснову, называются монистическими (от греческого слова «монос» — один). В философии сложились два противоположных понимания единства мира. Философы, считающие, что первоосновой мира является материя, и признающие,
что единство мира состоит в его материальности, отстаивают линию материалистического монизма. В противоположность этому сторонники идеалистического монизма исходят из того, что в основе всего существующего лежит идея, мышление, дух.

Некоторые философы заявляют, что единство мира состоит а его бытии, т. е. в том, что он существует. Но тогда встает вопрос: как понимать само это бытие, существование? Если сводить его к проявлениям какого-то мирового духа, сверхматериальной силы, то мы неизбежно придем к идеализму. Поэтому подобное понимание единства мира является несостоятельным. Среди философов есть и такие, которые не считают мир единым. Так, в философии известны дуалистические учения (от латинского слова «дуо» — два), которые исходят из признания двух равноправных основ мира — материи и духа. Ярким представителем дуализма был французский мыслитель XVII в. Рене Декарт.

Рассматривая взаимоотношение материального и духовного, дуалисты делают ошибочный вывод, что они существуют независимо друг от друга и между ними нет ничего общего. Идея о независимости духовного от материального, души от тела используется и современными учеными в капиталистических странах (в частности, некоторыми физиологами и психологами).
Они пытаются доказать, что первенствующую роль в жизненных процессах играет сверхъестественный дух и что психические процессы будто бы не связаны с физиологическими изменениями в организме. Однако это противоречит современной науке, которая накопила большой материал, опровергающий подобные взгляды.
Философы-материалисты всегда стремились объяснять единство мира, исходя из его материальности. Так, материалисты XVIII и XIX вв. отвергали как дуалистические, так и религиозно-идеалистические представления о мире и старались обосновать идею о его материальном единстве. Однако материалисты домарк-совского периода не были последовательны в проведении принципа материалистического монизма. Рассматривая природу, они исходили из этого принципа и утверждали, что в основе всех ее предметов и явлений лежит материальное первоначало. Но поскольку прежние материалисты стояли на метафизических позициях и не
исследовали связь, взаимодействие и развитие предметов и явлений природы, их понимание материального единства мира носило упрощенный характер. Иными словами, для глубокого понимания этого единства им не хватало общего диалектического взгляда на мир.
Кроме того, домарксовские материалисты не распространяли принцип материалистического монизма на область общественной жизни. Социальные явления они рассматривали не только с метафизических, но и с идеалистических позиций и не дошли до.понимания того, что жизнь общества тоже имеет материальную основу и что этой основой является способ производства. Подлинно научное понимание единства мира возможно только с позиций диалектического материализма, который представляет собой высшую форму материалистического монизма, существенно отличающуюся от монизма материалистов домарксовского
периода. Эти отличия состоят в следующем. Во-первых, марксистская философия рассматривает материальное единство мира, исходя из диалектических принципов всеобщей, универсальной связи и взаимодействия предметов и явлений объективной действительности. Во-вторых, материальное единство мира исследуется
диалектическим материализмом в неразрывной связи с принципом развития.

Наконец, в-третьих, принцип материального единства мира распространяется марксистской философией не только на природу, но и на общество.
Положение о материальном единстве мира и его закономерном развитии доказывается всем ходом научного познания. Большое значение для обоснования этого положения имели уже упоминавшиеся нами три естественнонаучных открытия XIX в. Первое из них — это открытие клеточного строения всех живых
организмов, которое показало структурное единство живой природы и привело к выводу, что в основе происходящих в ней многообразных изменений лежат общие законы. Вторым естественнонаучным открытием XIX в. было открытие закона сохранения и превращения энергии, которое послужило естественнонаучным доказательством материального единства и взаимной связи различных процессов природы. Оказалось, что
такие явления, как механическое движение, теплота, электричество, химическая энергия, неразрывно связаны между собой и могут переходить друг в друга.
Третьим открытием естествознания XIX в. явилась дарвиновская теория. Она показала единство происхождения и развития всех живых организмов, в том числе и человека. Последующие открытия еще больше укрепили
материалистический взгляд на природу как единую систему взаимодействующих друг с другом материальных предметов и явлений. Большой вклад в обоснование материального единства мира был сделан с
помощью спектрального анализа, позволяющего определить химический состав тел, находящихся в раскаленном газообразном состоянии. Спектральный анализ показывает, что небесные тела состоят из одинаковых химических элементов, т. е. имеют общую материальную природу. Единство материальных объектов доказывается и тем, что атомы всех химических элементов состоят из однотипных «элементарных» частиц (протонов, нейтронов, электронов).
В настоящее время правильность принципа материального единства мира получает новые научные одтверждения благодаря углублению наших знаний о материальных основах жизненных процессов и закономерностях, управляющих развитием живой материи. Изучение живой клетки ведется ныне биологическими науками уже на молекулярном уровне, с применением современных приборов и методов исследования. Биохимия, молекулярная биология, генетика установили, что кроме белков большую роль в жизненных процессах играют нуклеиновые кислоты, одна из которых является специфическим материальным носителем и передатчиком наследственных свойств и признаков. В настоящее время выяснено, что биологическое свойство наследственности связано с определенным видом взаимодействия нуклеиновых кислот
и белкового вещества. Современные данные физиологии высшей нервной деятельности и психологии все глубже раскрывают зависимость сознания человека от материальных факторов и таким образом показывают,
что в мире нет ничего, что не было бы порождено материей.

Сознание, мышление, как и все жизненные процессы, не может проявляться и существовать вне материального, помимо и независимо от мозга. Исключительно важное значение для понимания материального единства мира имеет материалистическое истолкование общественной жизни. Открытие материальной основы жизни общества и объективных законов его развития позволило доказать, что общественная жизнь не содержит в себе ничего таинственного или сверхъестественного.

Таким образом, как мы видим, диалектико-материалистическое учение о том, что единство мира состоит в его материальности, полностью подтверждается данными науки. Что же представляет собой материя, каковы ее коренные свойства?

§ 2. Понятие материи

Раздел: Психолог онлайн | Комментарии к записи 1. Материальное единство мира НКФ отключены
Июнь 20

3. Что изучает марксистско-ленинская философия НКФ

Марксистско-ленинская философия представляет собой общетеоретическую основу научного мировоззрения. Она изучает наиболее общие законы развития природы, общества и мышления и дает нам обобщенную систему взглядов на мир. Этим философия марксизма-ленинизма отличается от всех других наук.

Ни одна наука, кроме марксистской философии, не может правильно ответить, например, на следующие вопросы:

что такое материя;
каков мир по своей природе;

каковы причины и характер происходящих в нем изменений;

что представляет собой человек, его мышление; как человек познает природу и общество;

как возникли и почему существуют классы, нации, государство, наука, мораль;
всегда ли будут войны и революции; можно ли управлять ходом общественного развития;

какую роль в истории играет революционная деятельность масс, их организованность и сознательность?
Конечно, не все люди осознают, что верное решение подобных философских вопросов определяется научным ировоззрением. Некоторые наивно считают, что имеющийся у каждого человека свой образ мыслей, свое ировосприятие вовсе не зависит ни от какой философии. Однако это далеко не так. Человек существует не один, он живет в обществе и всегда связан с тем или иным коллективом. Но нельзя жить в обществе и не зависеть от общества.
Наши мысли и поступки всегда так или иначе связаны с мыслями и делами других людей. И свое собственное мировоззрение каждый человек вырабатывает в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности в данном обществе, под влиянием господствующего в нем мировоззрения.

Люди на каждом шагу решают не только производственные или чисто житейские проблемы, но и такие вопросы, как, например, вопрос об отношении мышления к бытию, хотя и не называют его основным вопросом философии. Ведь мы часто задумываемся о том, реальны ли намечаемые нами цели, планы. А что такое план, цель? Это наш замысел, идеальная модель того, что еще не существует в действительности, но что надо создать, воплотить в жизнь.
При этом если наши цели, планы не соответствуют действительности или учитывают не все ее стороны, если они нереальны, то их осуществить нельзя. В этом случае наша деятельность приводит к неожиданным и чаще всего нежелательным последствиям.

Марксистская философия и призвана помочь людям правильно понять окружающий мир, глубоко разобраться в сложных событиях, фактах, правильно их оценить, верно определить свои цели и задачи и успешно действовать в направлении их осуществления.
Марксистско-ленинская философия решает общие теоретические, мировоззренческие проблемы, исходя из
материалистического понимания действительности. Она считает, что мир в основе своей материален, и изучает его таким, каков он есть, без всяких посторонних прибавлений. С этих позиций решается и центральный, коренной философский вопрос — вопрос об отношении мышления к бытию. Единственно правильное, материалистическое понимание этого основного вопроса, как уже говорилось, состоит в признании первичности материи, бытия и вторичности сознания, мышления.

Из признания материальности мира, первичности материи вытекает необходимость изучать закономерности развития природного и социального бытия. Их изучением занимается материалистическая диалектика, которая рассматривает все явления мира в процессе непрерывного изменения и развития. Эти изменения могут быть самыми разнообразными и затрагивать любые свойства предметов, их структуру, внутреннее строение. Но
какими бы многообразными ни казались изменения в живой и неживой природе и в общественной жизни, они всегда имеют общие черты.

Марксистская диалектика и исследует всеобщие законы изменения и развития действительного мира. В природе и в обществе все происходит диалектически. Эту объективную диалектику действительного мира познает наше мышление и выражает ее в наиболее общих философских законах, принципах, используя при этом предельно широкие понятия, или категории. Почему же мышление способно правильно отразить диалектику объективного мира? Понять это нам помогает диалектический взгляд на само мышление. Философия марксизма изучает see явления, в том числе и мышление, в процессе изменения и развития. Опираясь на данные науки, она доказывает, что мышление есть продукт человеческого мозга, а сам человек является в свою очередь продуктом закономерного развития природы и общества. Поэтому законы мышления, возникнув в процессе развития природы, не противоречат законам объективного мира, а с необходимостью согласуются с ними.
Законы марксистской диалектики (закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания) и ее категории (причина и следствие, форма и содержание, необходимость и случайность и др.) отражают наиболее общие свойства и связи вечно
изменяющегося мира и поэтому служат действенным средством его познания.
Раскрывая диалектическую связь познающего мышления и окружающей нас действительности, В.И.Ленин отмечал: «…если все развивается, то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? Если нет, значит, мышление не связано с бытием. Если да, значит, есть диалектика понятий и диалектика познания, имеющая объективное значение»

Применение материалистической диалектики к познанию мира составляет предмет марксистской теории познания, которая всесторонне исследует сложный, противоречивый процесс отражения человеком реальной действительности. Марксистская теория познания, или гносеология, анализирует особенности различных
форм отражения объективного мира, исследует как чувственное, так и логическое познание, их взаимную связь и тем самым выясняет природу, источник наших ощущений, восприятий, представлений, понятий, раскрывает наиболее общие закономерности познания. Способно ли наше мышление, создаваемые нами научные теории дать истинное отражение внешнего мира? Если да, то каков путь познания истины и существует ли надежный объективный определитель, критерий истинности научной теории? Как связаны между собой абсолютное и относительное в познании? Как развивается научное познание? Теория познания диалектического материализма и отвечает на эти вопросы. Неотъемлемой частью марксистско-ленинской философии
является исторический материализм, который представляет собой диалектико-материалистическое понимание истории развития общества и его современного состояния. Руководствуясь общими принципами диалектического материализма, применяя его законы, категории, теорию познания к объяснению общественной жизни, исторический материализм углубляет и конкретизирует философский материализм и диалектику. Так, например, когда исторический материализм рассматривает применительно к обществу основной вопрос философии, то он устанавливает отношение общественного бытия, способа производства к общественному сознанию людей, их политическим, правовым, философским и другим взглядам.

Исторический материализм изучает наиболее общие законы развития общества и особенности их проявления в конкретных исторических условиях; исследует движущие силы общественного прогресса, закономерности развития производства, законы классовой борьбы и революций; выясняет происхождение и роль общественных идей, их влияние на ход развития общества. Таким образом, марксистско-ленинская философия как наука о наиболее общих законах развития природы и общества представляет собой цельное и стройное диалектико-материалистическое мировоззрение. Выражая в обобщенном виде закономерности самой действительности, она выступает как общетеоретический метод познания и преобразования мира. Поэтому диалектический и исторический материализм является общей методологией для всех остальных наук.
Может возникнуть вопрос: зачем нужна философия, ее метод для конкретных, или специальных, наук, если, например, такие науки, как математика, физика, биология, история, имеют свои методы исследования? Может быть, каждая наука — сама себе философия? Если это так, то конкретные общественные и естественные науки вполне могли бы обойтись без философии. Однако одобные взгляды, безусловно, ошибочны. Быть «свободным», независимым от какой бы то ни было философии вообще невозможно, и очень часто за видимостью «безразличия» к вопросам мировоззрения скрываются идеи чуждой нам идеалистической
философии. Бурнее развитие естествознания и общественных наук не может заменить или оттеснить научное материалистическое мировоззрение уже потому, что только философия способна достигнуть наивысшей степени обобщения. Любая конкретная наука исследует закономерности, которые характерны только для определенной области явлений. Что же касается законов и категорий диалектического материализма, то они, как уже отмечалось, охватывают все без исключения явления мира. История развития науки показывает, что неверные исходные философские принципы часто заводили в тупик самых крупных ученых. Да это и понятно. Ведь любая наука должна Так или иначе решать вопросы о природе явлений, которые она изучает, и тех
законов, которые лежат в ее основе.

Связь науки с философией особенно ярко выступает в те моменты, когда совершаются крупные открытия и происходит ломка старых, уже устоявшихся научных понятий, принципов, переосмысливание исходных положений, а иногда и законов. В. И. Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм» показал, что
незнание диалектики, неумение различать абсолютное и относительное в физических теориях приводит многих видных естествоиспытателей к ошибочным идеалистическим выводам, к утверждениям, что законы науки не отражают ничего объективного. Он не раз отмечал, что без солидного философского обоснования естественные науки не в состоянии вести последовательную борьбу против реакционного мировоззрения.
Было бы, разумеется, большим заблуждением считать, что марксистская философия является «наукой наук» и стоит над всеми другими науками. Диалектический материализм учитывает и глубоко обобщает новейшие данные естественных наук и на этой основе обогащает и развивает свои законы, понятия, категории.
Союз между диалектико-материалистической философией и естествознанием, о необходимости которого писал В. И. Ленин, нужен как для естественных наук, так и для самой философии, ибо в противном случае она перестала бы носить творческий характер и превратилась бы в тормоз для развития науки.
Сказанное о естественных науках в полной мере относится и к наукам, изучающим различные стороны общественной жизни. Исторические, экономические, правовые и другие науки раскрывают закономерности развития истории, экономических отношений, правовых форм и т. д. При этом каждая общественная наука,
изучая закономерности, относящиеся к ее области исследования, не может игнорировать наиболее общие законы развития общества в целом, т. е. те законы, которые изучает исторический материализм. Без знания этих общих законов нельзя научно объяснить взаимодействие различных сторон общественного процесса.
Между тем именно здесь возникает много общих методологических проблем. Например, в каком отношении находятся экономика и политика, наука и производство, уровень развития производства и формы распределения материальных благ? Эти и другие философские проблемы имеют большое принципиальное значение не только для самих общественных наук, но и для решения многих жизненно важных вопросов, касающихся, например, экономического планирования, методов ведения хозяйства и т. д.

Диалектический и исторический материализм помогает понять во всей сложности характер отношений между классами и государствами, необходимость революционного преобразования капиталистического общества, научные основы политики Коммунистической партии Советского Союза и всех других братских партий,
задачи международного коммунистического и рабочего движения Марксистско-ленинские партии, опираясь на научную философию, учитывают при определении своей политики реально существующую расстановку классовых сил, национальные отношения и другие важнейшие объективные факторы общественной жизни,
а также степень организованности и сознательности трудящихся масс.
Таким образом, знание марксистско-ленинской философии необходимо и для успешного развития конкретных аук, и для глубокого понимания существа самых сложных процессов современной общественной жизни, и для решения практических задач в любой сфере человеческой деятельности. Именно поэтому марксистско-ленинская философская наука служит теоретическим фундаментом строительства коммунизма. Философскую теорию нельзя рассматривать как сумму готовых формулировок, положений или догм, которые следует лишь
запомнить, механически заучить, с тем чтобы цитировать в подходящих случаях. Правильно понятая философская теория необходима для глубокого осмысливания, анализа и обобщения реальных процессов и явлений природы и общества, для решения практических задач. Выделяя слова Ф. Энгельса о том, что марксизм не догма, а руководство к действию, В. И. Ленин писал: «В этом классическом положении с замечательной силой и выразительностью подчеркнута та сторона марксизма, которая сплошь да рядом упускается из виду. А упуская ее из виду, мы делаем марксизм односторонним, уродливым, мертвым, мы вынимаем из него его душу живу, мы подрываем его коренные теоретические основания — диалектику, учение о всестороннем и полном противоречий историческом развитии; мы подрываем его связь с определенными практическими задачами эпохи, которые могут меняться при каждом новом повороте истории».
Философии марксизма-ленинизма принадлежит огромная роль в решении задач, поставленных XXIII съездом КПСС. Научное диалектико-материалистическое мировоззрение является основой формирования коммунистической сознательности, идейной убежденности масс. Глубокое творческое усвоение марксистской
философии воспитывает у людей чувство нового, передового, непримиримость ко всему реакционному, консервативному, будь то аполитичность или нигилистическое отношение к идеалам и завоеваниям социализма, частнособственнические пережитки или буржуазно-мещанское восприятие действительности.
Жизнеутверждающая философия марксизма является действенной силой, побуждающей к активной борьбе за лучшую, светлую жизнь, способствующей воспитанию и самовоспитанию сознательных борцов за коммунизм. Она умножает творческую энергию всего советского народа и каждого человека в отдельности, помогает им успешно строить коммунистическое общество.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

  1. Что такое основной вопрос философии?
  2. В чем состоит противоположность идеализма и материализма, метафизики и диалектики?
  3. Каковы основные исторические этапы развития материализма и диалектики?
  4. Что изучает марксистско-ленинская философия и как она относится к другим наукам? В чем заключается партийность философии?

§ 1. Материальное единство мира

Раздел: Психолог онлайн | Комментарии к записи 3. Что изучает марксистско-ленинская философия НКФ отключены
Июнь 19

Психолог мужчина онлайн — психолог онлайн

Психолог мужчина онлайн. Онлайн-консультации с психологом мужчиной. Консультация психолога мужчины.

Записаться на онлайн-консультацию с психологом. Услуги психолога онлайн. Онлайн запись к психологу мужчине.

Оставьте заявку психологу

Каждый кулик хвалит свой клик.

Каждая кукушка хвалит свою опушку.

Каждая старушка хвалит свою избушку.

Каждый человек хвалит свой век.

Каждый псих хвалит свой стих.

Лучший онлайнпсихолог.

Раздел: Психолог онлайн | Комментарии к записи Психолог мужчина онлайн — психолог онлайн отключены