Коуч Алексей Ситников объясняет новые правила игры в образовании: обучите ребенка социальной психологии — и он выживет в новом мире. Потому что будущее не за героями-одиночками, а за теми, кто способен объединить людей.
Из школы шлют письма, описывающие поведение вашего сына в амплитуде от «разбойное нападение» до «провокационная деятельность»? Сочувствую, я сам отец. А с другой стороны, если с ребенком до восемнадцати не было проблем, значит, он будет сидеть у вас на шее до сорока.
У нас и без родительских обязанностей много дел, так что хотелось бы предсказуемого школьника, у которого уроки сделаны, телефон заряжен и никаких отклонений от маршрута дополнительных занятий не случается. Хотелось бы знать, что происходит у дочки в личной жизни. И пожелать ей «жениха хорошего» – чтобы всюду сопровождал, следил за ней лучше няни, а потом женился. Маме так спокойнее.
Но я бы посоветовал отключить родительский эгоизм и подумать о будущем ребенка. В его жизни и так слишком много алгоритмов: тесты, ЕГЭ и А-level, даже покупка кофе в «Старбаксе» не допускает импровизации. Такое впечатление, что компьютеры уже победили людей, навязав четкую последовательность действий, ритуальное дружелюбие, двоичность мышления c вариантами ответов «да» и «нет». Добавьте навязанные родителями алгоритмы домашней дисциплины – и получите цивилизованного, законопослушного, просто идеального гражданина. Нет. Вы получите несчастное создание, не приспособленное к дикому миру, в котором ему придется жить. Этот мир называется VUCA – аббревиатура от Volatility (изменчивость), Uncertainty (неопределенность), Complexity (сложность), Ambiguity (неоднозначность). В принципе, ничего страшного – но не для тех, у кого вилка с ножом лежат параллельно, подъем в 7:00, отбой в 22:00 и любое изменение планов вызывает стресс.
Россия в 1990-е была вполне себе VUCA. То есть мы уже жили в будущем. И те, кто при прочих талантах мыслил нелинейно, смогли быстро, из ничего построить огромные состояния. Будущее, я надеюсь, избежит криминала, – его изменчивость и неоднозначность сосредоточатся в сфере цифрового бизнеса, а не на Рижском рынке среди расстрелянных помидоров. Неопределенность в VUCA подразумевает, что опыт прошлых поколений не определяет жизнь людей будущего, так что не трудитесь передавать опыт потомкам. Ни «учись метко стрелять», ни «молоко полезно» не пригодятся. Всю работу, которую можно алгоритмизировать, возьмут на себя роботы. А ваш ребенок, если захочет, может трудиться в сфере искусств. Только без установки на успех – предполагается, что сам процесс делает творца счастливым. А слава является бонусом, который сильно зависит от коммуникативных талантов и навыков автора. Второй вариант занятости – принятие решений в очень волатильных областях, где компьютеру можно доверить только подсчеты: наука, политика, дипломатия, бизнес.
Ребенок, увидев такие перспективы, может сказать, что работать вообще не будет. Тоже вариант – не исключено, что за это даже будут платить (как сейчас в порядке эксперимента делают в Финляндии). Но я в таких случаях вспоминаю историю одного умного человека. Он лет пять назад очень выгодно, миллионов за сто продал свое сельское хозяйство, которое нежно называл «колхозы». А до того в его жизни были глина, навоз на сапогах, картошка, саженцы, фуры, коровы, свиньи, сено. Он бился за урожай. А потом продал. Купил яхты, виллы. Монако, Венеция, самолеты, рестораны, гулянки, дорогие часы… Недавно он выкупил свои колхозы обратно. Почему? «Когда я продавал, моему сыну было пять. А теперь десять. Я на него посмотрел и подумал, что ращу урода. Он не видел, как я работаю. Не понимает, откуда у папы деньги. Так я испорчу ему жизнь. И я ради него выкупил коров обратно».
Буллинг, троллинг – это как вакцина. Все, что не убивает, делает нас сильнее.
Да, человек без деятельности ментально деградирует. Рискует спиться, стать наркоманом. Чеховское «а я буду работать, буду работать» детям XXI века очень понравится – это только наше поколение плохо понимает, почему три сестры так страшно страдали. Чтобы приспособить высвободившиеся человеческие ресурсы к делу, появятся государства франшизного типа, виртуальные миры, виртуальные формы деятельности. Да что появятся – уже сейчас в игре Super Life народ живет и зарабатывает деньги. Ваш сын играет в World of Tanks? Он тренируется жить в будущем, не ругайте его.
Посмотрите на окружающих – на ваших глазах возникает общество 3.0. Вы с вашими десятью отпусками в год называете себя джетсеттером и считаете это привилегией. Да, вам повезло, что не надо каждое утро ходить на работу без возможности спонтанно улететь. Но скоро такая свобода будет у всех, ваш ребенок по праву рождения в XXI веке принадлежит к nomade people. У них не будет офиса. Они будут работать везде, без привычного круга коллег, что уже сейчас получается у светских финансистов и инвестбанкиров. Поэтому пусть развивают коммуникативность, эмоциональный интеллект, креативность, междисциплинарность.
Это нас с вами готовили к конвейерному производству, когда результат труда должен соответствовать стандарту. А в мире, где на конвейере работают роботы, для людей стандарта нет. Ценится индивидуальность. От творческих способностей до суперэмпатии на грани странности. Пробуйте все: шахматы, балет, балалайку, лепку из глины, вышивание вольным стилем, генетику в Политехническом музее. И как только увидите блеск в глазах ребенка, жмите в этом направлении.
Школа консервативна по своей сути, на нее особо не полагайтесь. Пусть учится языкам: с ними чем раньше, тем лучше. Таблице умножения, расстановке запятых. А главное, коммуникации – не обязательно дружеской. Буллинг сейчас не приветствуется, и он, если случится, будет в усеченной форме. Это как вакцина. Все, что не убивает, делает нас сильнее. Общайтесь с ребенком как можно больше, и если он проговорится, что буллинг имеет место, не бегите в школу уничтожать обидчиков. Хороший психолог поможет ребенку выстроить стратегию и выкрутиться самому, без мамы-медведицы.
Буллинг в школе – как троллинг в соцсетях, его можно пережить. Плохо, если он сочетается с расстройством привязанности дома. В VUCA-мире у ребенка не будет стабильной опоры вроде сундуков с золотом и брака на всю жизнь – но пока он не взрослый, пока психологически не готов, дайте ему безусловную родительскую любовь и научите проговаривать свои чувства. Не исключено, что ваша дочь сменит десять мужей – так пусть в каждом браке будет счастлива. Брак – он про коммуникацию, так что пусть тренируется сейчас, на маме с папой.
Одним из вероятных сюжетов будущего будет клиповая жизнь, то есть несколько жизней в рамках одной биографии. Вы же заметили, уже сейчас многие, уходя из госструктур, разводятся, находят молодых девочек и ныряют в бизнес. Новые любови, новые занятия потребуют постоянного обновления нейронных связей, постояного обучения. Значит, вы, таская ребенка в миллион кружков, все делаете правильно.
Переключаться с одного вида деятельности на другой – полезный навык. Еще более полезна следующая ступень – умение организовать процесс вокруг себя. Уже сейчас зарабатывает не тот, кому принадлежит актив – завод, ферма, склад, грузовик, – а владелец процесса. Агрегатор. Тот, кто построил систему сбора и распределения заказов. У него самого нет ни грузовиков, ни водителей, но приличный процент от суммы заказа получает он.
Обучите ребенка социальной психологии, и он выживет в новом мире. Потому что будущее, должен вас расстроить (или обрадовать), не за героями-одиночками, а за теми, кто способен объединить людей. Объединить так, чтобы люди в его паутине чувствовали себя финансово и психологически комфортно. И если вы сейчас выбираете для малыша спорт, подумайте о командных играх. Футбол и хоккей развивают эмпатическую, интуитивную связь между всеми, кто на поле, – и товарищами по команде, и противниками. Это мистический навык, который дети приобретают легко, а мы с вами – взрослые эпохи индивидуализма – с трудом.
Информация с Татлера: