Одной из важных философских проблем является проблема соотношения необходимости и случайности. В домарксистской философии ее решали, как правило, односторонне. Философы-материалисты и детерминисты (Демокрит, Спиноза, французские материалисты XVIII в.) обычно считали, что в природе все имеет свою причину, поэтому все необходимо и нет никаких случайностей. Случайностью, по их мнению, люди называют то, причина чего им неизвестна. Но как только у явления, кажущегося случайным, установлена причина, оно перестает быть таковым. Материалисты отстаивали господство необходимости, и эта точка зрения была прогрессивной.
Философы-идеалисты, стоявшие на позициях индетерминизма, утверждали, что явления причинно не обусловлены и поэтому в природе и обществе нет необходимости, а господствует случайность. Многие из них считали, что все происходит в результате проявления «свободной воли» и желания людей. Подобную точку зрения нельзя считать научной.
Однако и детерминисты-метафизики допускали серьезные ошибки. Прежде всего они отождествляли необходимость с причинной связью, в то время как это вовсе не одно и то же. Достаточно сказать, что не только необходимость, но и случайность причинно обусловлена, и уже поэтому отождествление необходимости с причинностью является неправомерным. Кроме того, метафизические детерминисты отрывали необходимость и случайность друг от друга и противопоставляли их друг другу. Они полагали, что, где есть необходимость, там не может быть случайности, а где есть случайность, там нет необходимости. В действительности же необходимость и случайность взаимосвязаны, и правильно их
понять можно, только рассматривая их в единстве, во взаимообусловленности.
В объективном мире господствует необходимость — неизбежный ход развития явлений, вытекающий из их сущности и
обусловленный всем их предшествующим развитием и взаимодействием. Категория необходимости выражает закономерный характер развития природы и общества.
Вместе с тем диалектический материализм признает и существование случайности. Рассматривая случайность, можно выделить ряд присущих ей черт.
Во-первых, как уже упоминалось, случайные явления, так же как и необходимые, имеют свои причины. Неверно думать,
что случайность и беспричинность — это одно и то же. Беспричинных явлений вообще не существует.
Во-вторых, случайность объективна. Ее существование не зависит от того, знаем мы ее причины или нет. Отрицание
объективного характера случайности приводит к смешению важных и незначительных факторов развития. История общества и жизнь отдельного человека приобретают в этом случае роковой, мистический характер.
В-третьих, случайность относительна. Нет абсолютной случайности, нет таких явлений, которые были бы случайны во всех
отношениях и не были бы связаны с необходимостью. Случайное явление случайно не абсолютно, а лишь по отношению к
определенной закономерной связи. В другой связи то же самое явление может быть необходимым. Так, с точки зрения общего хода развития науки случайно, что именно данный ученый сделал то или иное открытие. Но это открытие является необходимым результатом определенного уровня развития производительных сил, прогресса самой науки; оно необходимо также в отношении таланта, интересов и целеустремленной работы самого ученого.
Очень часто случайность возникает при столкновении двух или нескольких необходимых связей. Рассмотрим, например,
случай, когда дерево свалено бурей. Сильный ветер по отношению к жизни дерева случаен, так как не вытекает с неизбежностью из сущности жизни и роста дерева. Однако по отношению к метеорологическим факторам ветер — явление необходимое, так как его возникновение обусловлено определенными законами действия этих факторов. В точке пересечения этих двух необходимых процессов — жизни дерева и возникновения ветра — и появилась случайность. При этом не только ветер случаен для дерева, но и для ветра случайно, где и какое дерево встречается на его пути.
Значит, случайность есть нечто внешнее по отношению к данному явлению или процессу, и поэтому она для него возможна,
но не обязательна, она может быть, а может и не быть.
Случайность — это такое объективное явление, которое имеет основание и причину, но не в сущности данного процесса, а в других процессах, и вытекает не из внутренних, а из внешних, несущественных связей.
Как уже говорилось, необходимость и случайность находятся в тесной взаимосвязи. Эта связь заключается прежде всего в том, что одно и то же явление выступает в одном отношении как случайное, а в другом — как необходимое. Но этим данная связь не исчерпывается. Случайность есть дополнение и форма проявления необходимости. Это положение, высказанное Ф. Энгельсом, выражает другую глубокую сторону взаимосвязи необходимости и случайности.
При ближайшем рассмотрении оказывается, что «чистой» необходимости, без случайностей, в объективной действительности не бывает и быть не может. Необходимость всегда проявляется через случайности, пробивает себе дорогу через массу случайностей, как нечто устойчивое, повторяющееся. Например, общественное развитие складывается из деятельности множества людей, имеющих самые различные стремления, цели, характеры. Переплетение, скрещивание и столкновение всех этих стремлений приводит в итоге к определенной линии развития, имеющей строго необходимый характер. И там, «где на поверхности происходит игра случая, там сама эта случайность всегда оказывается подчиненной
внутренним, скрытым законам»
Случайности всегда сопровождают и дополняют необходимость и поэтому играют известную роль в историческом процессе. Этим наряду с другими причинами объясняется тот факт, что одни и те же законы общественного развития в разных странах в различное время выступают в особых формах, действуют со множеством оттенков. Если бы существовала только необходимость, а случайности не играли бы никакой роли, история, замечал К. Маркс,
носила бы очень мистический характер.
Из того обстоятельства, что необходимость может проявляться только через случайности, вытекает, что случайности не только дополняют необходимость, но и представляют собой форму ее проявления. Это очень существенно для понимания диалектики необходимости и случайности. Например, такой необходимый процесс, как произрастание дикого растения, выступает в форме ряда случайных моментов. Случайным является здесь, где и когда семя попадает в землю, в каких именно условиях оно оказывается и т. д. В этой же связи можно привести и другой пример. Известно, что движение молекул газа, находящегося в замкнутом сосуде, хаотично. Какая именно молекула, где и когда столкнется со стенками сосуда — все это случайно. Но хотя удары отдельных молекул о стенки сосуда случайны, в целом их движение подчиняется определенному закону, согласно которому давление газа на любой квадратный сантиметр площади стенок сосуда всегда
одинаково и передается равномерно по всем направлениям.
Таким образом, и здесь мы видим, что случайности (столкновения отдельных молекул со стенками сосуда) выступают как
форма проявления необходимости, выражающейся в данном законе.
То же самое имеет место и в общественной жизни. Осуществление закономерных общественных явлений, например социальных революций, связано со многими случайными обстоятельствами, такими, как место и время тех или иных событий, круг лиц, оказавшихся во главе движения, и т. п. Эти обстоятельства случайны по отношению к историческому развитию, но именно через них осуществляются необходимые процессы.
Связь необходимости и случайности проявляется также и в том, что в процессе развития случайное может стать необходимым, а необходимое — случайным. Например, обмен товаров в условиях первобытнообщинного строя носил случайный характер, не вытекал из экономических законов этого общественного строя. При капитализме обмен товаров становится необходимым явлением, выражает сущность господствующих экономических отношений, Натуральное же хозяйство, необходимое в феодальном обществе, при капитализме превращается в единичное, случайное явление.
В социалистическом и коммунистическом обществе, где общественное развитие происходит планомерно, складываются
благоприятные условия, позволяющие значительно ограничить действие нежелательных случайностей. Так, внедрение научной агротехники, широкая мелиорация земель и другие мероприятия значительно ограничивают отрицательное действие случайностей погоды на сельское хозяйство.
Наука не игнорирует случайности, а изучает их, с одной стороны, для того, чтобы предвидеть возможность нежелательных
случайностей и предотвратить или ограничить их, а с другой — чтобы использовать случайности положительные. Но главная цель науки заключается в том, чтобы за случайностями увидеть законы, познать необходимость. Знание законов позволяет управлять природными и общественными процессами, научно предвидеть их течение, целесообразно изменять их в нужную сторону.