Умножаем или теряем: власть, дело, отношения. Сайт Опсуимолога. Начинать всегда трудно. Но я начал. Ради нового уровня свободы и справедливости для всего человечеств и надо начинать с себя. Начнем?

Патопсихология — глосарий

Основные понятия и дисциплины

Патопсихология (Патологическая психология)

  • Определение: Отрасль психологической науки, предметом исследования которой являются нарушения психики.

  • Определение В. М. Бехтерева: «изучение ненормальных проявлений психической сферы, поскольку они освещают задачи психологии нормальных лиц».

  • Задачи:

    • Качественный анализ различных форм распада психики.

    • Раскрытие механизмов нарушенной деятельности и возможностей ее восстановления.

    • Использование расстройств психики как «эксперимента природы» для постановки новых проблем в общей психологии.

    • Решение практических задач психиатрии: участие в дифференциальной диагностике, контроль за динамикой лечения, экспертиза (трудовая, судебная), психокоррекция.

  • Принципы исследования (Отечественная школа):

    • Системный качественный анализ нарушений (в противовес количественному измерению).

    • Использование комплекса методик.

    • Личностный подход.

    • Соотнесение результатов с данными здоровых лиц.

  • Отличие от зарубежной патопсихологии: Прочные естественнонаучные традиции (влияние И. М. Сеченова, В. М. Бехтерева); акцент на эксперимент, а не на измерение и корреляцию.

  • Связанные понятия: Экспериментальная патопсихология, медицинская психология.

Психопатология

  • Разграничение с патопсихологией: В начале XX века термины часто смешивались. В. М. Бехтерев разграничивал эти дисциплины. Психопатология изучает проявления психических расстройств с точки зрения психиатрии, в то время как патопсихология изучает нарушения психической деятельности психологическими методами.

Методология и принципы исследования

Патопсихологическое исследование

  • Компоненты: Эксперимент, беседа с больным, наблюдение за поведением, анализ истории жизни (истории болезни).

  • Основной принцип: Системный качественный анализ. «Важно не только то, какой трудности или какого объема задание больной осмыслил или выполнил, но и то, как он осмыслял, чем были обусловлены его ошибки и затруднения».

  • Цель: Актуализировать не только умственные операции больного, но и его личностное отношение. Исследование направлено на человека, совершающего реальную деятельность.

  • Связанные понятия: Функциональная проба, обучающий эксперимент.

Обучающий эксперимент

  • Определение: Метод исследования, направленный на выявление потенциальных возможностей ребенка («зоны ближайшего развития»).

  • Суть метода: Экспериментатор предлагает ребенку задания и оказывает дозированную, строго регламентированную помощь, анализируя, как ребенок ею пользуется.

  • Ключевые фигуры: Л. С. Выготский (теоретическая основа), А. Я. Иванова (практическая разработка).

Зона ближайшего развития (Л. С. Выготский)

  • Определение: «расхождение между уровнем решения задач, доступных под руководством, при помощи взрослых, и уровнем решения задач, доступных в самостоятельной деятельности». Показывает потенциальные возможности развития ребенка.

Нарушения психических процессов и состояний

Сознание

  • В психологии: Высшая, связанная с речью функция мозга, отражающая действительность и целенаправленно регулирующая деятельность. Включает знание о мире и самосознание.

  • В психиатрии: «Условный термин», используемый для описания особых форм его расстройства. Часто рассматривается как «фон», на котором протекают психические феномены (по К. Ясперсу).

  • Формы нарушения сознания (помрачение сознания):

    • Оглушенное состояние: Резкое повышение порога для внешних раздражителей, замедленность, затруднение образования ассоциаций.

    • Делириозное помрачение: Наплывы ярких представлений, обрывков воспоминаний, иллюзии и галлюцинации, ложная ориентировка.

    • Онейроидное состояние: Причудливая смесь отражения реальности и ярких фантастических представлений.

    • Сумеречное состояние: Внезапное, кратковременное помрачение сознания с последующей полной амнезией.

Самосознание

  • Определение: Осознание собственного отношения к среде, своего места в системе общественных отношений.

  • Нарушения самосознания:

    • Деперсонализация: Чувство отчуждения собственных мыслей, аффектов, действий, своего «Я».

    • Дисморфобия: Нарушение «схемы тела», навязчивая или бредовая идея о физическом недостатке.

Личность

  • Определение в советской психологии: Продукт общественно-исторического развития, формирующийся в деятельности.

  • Структурные компоненты (по А. Н. Леонтьеву):

    • Значение: Объективированное, «надличное» отражение действительности, фиксированное в слове.

    • Личностный смысл: Субъективное отношение мотива к цели, выражающее пристрастность сознания.

  • Формы нарушений личности:

    • Нарушение структуры иерархии мотивов: Разрушение сложившейся до болезни иерархии, когда патологический мотив (например, потребность в алкоголе) становится ведущим и смыслообразующим.

    • Формирование патологических мотивов и потребностей: Возникновение новых, часто асоциальных потребностей через механизм «сдвига мотива на цель».

    • Нарушение смыслообразования: Ослабление смыслообразующей и побудительной функций мотивов; мотивы становятся «только знаемыми», но не побуждают к действию.

    • Нарушение саморегуляции и опосредования: Утрата возможности управлять своим поведением с помощью знаков, целей, норм; неспособность к рефлексии и перестройке своих действий.

    • Нарушение критичности: Неумение обдуманно действовать, проверять и исправлять свои действия. Проявляется в аспонтанности или, наоборот, в расторможенности.

    • Полевое поведение (термин К. Левина): Поведение, диктуемое не внутренними мотивами, а случайными внешними стимулами и ситуационными моментами.

Мышление

  • Определение: Обобщенное и опосредованное отражение действительности; деятельность, направленная на решение задач.

  • Формы нарушений мышления:

    • Нарушение операциональной стороны:

      • Снижение уровня обобщения: В суждениях доминируют конкретно-ситуационные связи, оперирование общими признаками затруднено.

      • Искажение процесса обобщения: Опора на случайные, несущественные, латентные признаки; суждения становятся формальными, выхолощенными.

    • Нарушение личностного (мотивационного) компонента:

      • Разноплановость мышления: Суждения протекают одновременно в разных плоскостях (например, классификация то по объективным признакам, то по личным симпатиям).

      • Резонерство: Склонность к бесплодному мудрствованию, многоречивым, непродуктивным рассуждениям, в основе которых лежит неадекватное, аффективное отношение.

    • Нарушение динамики:

      • Лабильность мышления: Неустойчивость способа выполнения заданий, чередование адекватных и неадекватных решений.

      • Инертность (вязкость) мышления: Тугоподвижность интеллектуальных процессов, «застревание» на деталях, трудности переключения с одного способа действия на другой.

Память

  • Определение: Сложная, мотивированная, целенаправленная и опосредованная мнестическая деятельность.

  • Формы нарушений памяти:

    • Корсаковский синдром: Нарушение памяти на текущие события при относительной сохранности памяти на прошлое. Связан с нарушением процесса воспроизведения.

    • Нарушение динамики мнестической деятельности: Лабильность, прерывистость запоминания, отражающая колебания умственной работоспособности.

    • Нарушение опосредованной памяти: Снижение эффективности или невозможность использования вспомогательных средств (картинок, рисунков) для запоминания.

    • Нарушение мотивационного компонента: Проявляется в изменении закономерностей воспроизведения (например, в «феномене воспроизведения незавершенных действий»).

Восприятие

  • Определение: Перцептивная деятельность, характеризующаяся обобщенностью, активностью и мотивированностью.

  • Формы нарушений восприятия:

    • Агнозии: Затрудненность узнавания предметов, звуков вследствие нарушения обобщающей, синтезирующей функции восприятия.

    • Псевдоагнозии: Нарушения узнавания, обусловленные не нарушением синтеза признаков, а другими факторами (например, нарушением целенаправленности и активности при «лобном синдроме»).

    • Галлюцинации: Ложные восприятия, возникающие при наличии реальных, но слабо различимых или искаженных раздражителей, которые вызывают усиленную, но нарушенную ориентировочную деятельность анализаторов.

    • Псевдогаллюцинации: Образы, возникающие во «внутреннем пространстве» («внутри головы»), которые осознаются как субъективные, но при этом навязанные, «сделанные».

Умственная работоспособность

  • Определение: Возможность длительной, систематической умственной деятельности.

  • Нарушения: Проявляются в виде истощаемости, пресыщения, колебаний продуктивности, которые могут выглядеть как нарушения отдельных процессов (памяти, внимания), но в основе лежит изменение динамики деятельности в целом.