Сталкиваясь с каким-либо незнакомым явлением или событием, мы обычно задумываемся: почему оно существует, почему
оно возникло или произошло? Размышляя над этими вопросами, мы ищем причину явления или события. И это не случайно. Опыт показывает, что не бывает никаких беспричинных событий, что они всегда представляют собой следствия определенных причин.
Установление причины явления или события есть важнейший момент его познания. Наука начинается там, где вскрывается
причинно-следственная связь.
Что такое причина и следствие? Какова связь между ними?
Причинно-следственная связь, или причинность,— одна из форм всеобщей связи, а именно, такая форма связи, при которой
одно явление или обстоятельство обусловливает, вызывает другое. Фактор или обстоятельство, вызвавшее какое-либо явление, называется причиной. Причина обусловливает возникновение явления, изменение его состояния или его исчезновение. Результат действия причины называется следствием.
Причинно-следственная связь характеризуется рядом существенных черт. Прежде всего причинная зависимость явлений
носит всеобщий характер. Нет ни одного явления, ни одного события, которые не имели бы своих естественных причин. Можно сказать, что причинность — это всеобщий закон объективного мира, не знающий исключений.
Однако надо заметить, что помимо причинности существуют и другие формы связи. Многие из них переплетены с причинной зависимостью, но не сводятся к ней. Важнейшие формы связей отражаются такими соотносительными категориями, как единичное и общее, а также необходимость и случайность, форма и содержание, возможность и действительность и другие, которые мы рассмотрим в дальнейшем. Причинная связь составляет лишь
звено в бесконечной цепи универсального взаимодействия явлений.
Причинная связь объективна, т. е. она присуща явлениям материального мира и не зависит от сознания людей. Так,
изменения среды являются причиной эволюционного изменения организмов, и эта связь существует в самой природе и не зависит ни от какого сознания. Отстаивая позицию диалектического материализма в вопросе о причинности от нападок идеалистов, В. И. Ленин писал, что причинная зависимость содержится в самих вещах, а не привносится в них извне.
По вопросу о всеобщности и объективности причинных связей давно идет острая борьба между основными философскими
направлениями — материализмом и идеализмом. Материалисты стоят на точке зрения детерминизма — учения, согласно которому причинная обусловленность носит всеобщий и объективный характер.
Учение, отрицающее объективный характер причинной связи и ее всеобщность, называется индетерминизмом, а его
сторонники — индетерминистами. Одни из них вообще отрицают причинность, считая, что это лишь привычная, повторяющаяся последовательность ощущений. Другие полагают, что причинность прирождена рассудку человека, дана ему до всякого опыта, т. е. априорно, и он как бы накладывает причинность на события, упорядочивает их с ее помощью. Иными словами, в понимании причинности индетерминисты стоят на позициях субъективного идеализма.
Они заявляют, будто данные современной науки говорят об отсутствии причинности в микромире, в психических процессах,
в общественной жизни. Так, например, «физические» идеалисты пытаются почерпнуть свои аргументы в пользу отрицания
причинности из области физики микромира. Они исходят из того, что в мире макротел, где действуют законы классической механики, мы можем одновременно и точно определить координаты тела и его скорость. Причина здесь понимается как сила, приложенная извне к некоторому телу, а следствием является изменение положения этого тела в пространстве или его скорости. Эта форма причинности, заключающаяся в чисто внешнем воздействии тел друг на друга, является механической.
В микропроцессах нельзя одновременно и с неограниченной точностью определить координаты и импульс микрочастицы.
Следовательно, заключают индетерминисты, ни одна микрочастица не подчиняется закону причинности. По их мнению, она свободно выбирает путь своего движения, и это якобы свидетельствует о том, что в микромире нет причинной обусловленности.
На самом деле вывод из того факта, что в микромире нельзя одновременно определить координаты и импульс частицы, должен быть совсем другим, а именно: там нет механической формы причинной связи и действуют другие виды этой связи. Диалектический материализм как раз и исходит из многообразия типов причинной связи. Он не сводит ее к какому-то одному виду, а считает, что в разных областях действительности она проявляется по-разному.
Объективные идеалисты, как правило, не являются сторонниками индетерминизма и «признают» причинность. Но для них
причины идеальны, сверхъестественны и восходят к абсолютной идее, духу, богу и т. п., что противоречит науке и открывает путь поповщине, мистике. Так, современные католические философы-неотомисты прямо утверждают, что конечная причина всего сущего — бог.
Важнейшей чертой причинной связи является ее необходимый характер. Это значит, что определенная причина при наличии соответствующих условий обязательно, неизбежно вызывает определенное следствие. Так, нагревание металла с необходимостью приводит к его расширению, но оно не может превратить его, скажем, в хлор. Из зерна пшеницы, брошенного в почву, при наличии соответствующих условий вырастает колос пшеницы, но было бы напрасно ожидать финиковую пальму.
Из сказанного не следует, однако, что все явления, имея свои причины, необходимы. Связь между причиной и следствием
необходима, но сама причина по отношению к какому-либо процессу может быть случайной, причем тогда будет случайным и следствие этой причины. Если, например, болезнетворные бактерии попадают в организм человека, то при наличии определенных условий (ослабленное состояние организма и т. п.) он обязательно заболевает. Но попадают бактерии в организм не с необходимостью, а случайно. Значит, болезнь случайна.
Приведенные примеры показывают, что определенная причина вызывает определенное действие только при наличии
соответствующих условий. Причина — это то, что вызывает событие, условия — это такие явления, которые нужны для наступления следствия, способствуют его наступлению, но сами вызвать следствие не могут. Например, для того чтобы загорелась спичка, необходим целый ряд условий: она должна быть сухой и вместе с тем не слишком хрупкой, в окружающей среде должно быть достаточно кислорода и т. д.
Не менее важной чертой причинно-следственной связи является ее строгая последовательность во времени: причина
предшествует следствию. Следствие не может возникнуть раньше причины или одновременно с ней. Оно всегда наступает немного позже. Однако предшествование во времени представляет собой хотя и необходимое, но недостаточное условие для того, чтобы данное явление можно было считать причиной. Не все то, что было аньше какого-либо явления, служит его причиной. «После этого» не всегда значит «поэтому» или «по причине этого». Лето всегда следует за весной, осень за летом и т. д., но весна не является причиной лета, а лето не является причиной осени. Смена времен года вызывается движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси к плоскости ее орбиты.
Когда наука не была еще достаточно развита, а научные знания не были достоянием большого числа людей, люди часто не
отличали причинной связи от временной последовательности. Это являлось одним из источников различных суеверий и
предрассудков, пережитки которых в той или иной форме сохранились и до настоящего времени.
Только практика человека служит решающим критерием правильности познания причинно-следственных связей, в том числе критерием отличия причинной связи от простой последовательности во времени. Познание причинных связей в свою очередь имеет большое значение для практики человека, для научного предвидения, воздействия на процессы действительности и изменения их в нужном для него направлении.
Рассматривая причинную связь, необходимо учитывать, что причина далеко не всегда есть нечто внешнее по отношению к
явлению, па которое она воздействует. Причины могут быть как внешними, так и внутренними. Внутренние причины изменения данной вещи коренятся в природе самой этой вещи, представляя собой взаимодействие каких-то ее сторон. Внутренние причины играют более важную роль, чем внешние. Так, внутренней причиной всякой социальной революции является противоречие между производительными силами и производственными отношениями данного способа производства, в данной стране, а не воздействие каких-либо внешних сил.
Но даже в том случае, когда причина бывает внешней, следствие не просто привносится или создается этой причиной, а
является результатом взаимодействия причины и того явления, на которое она воздействует. Вот почему одна и та же причина может вызывать разные следствия. Так, под воздействием солнечных лучей тает лед, растение усваивает углекислый газ и растет, человек загорает, в его организме происходят сложные физиологические процессы. Но бывает, что разные причины вызывают одно и то же следствие. Так, низкий урожай зерновых культур может быть следствием или засухи, или нарушения агротехнических мероприятии, или неправильного севооборота, или использования
плохих семян и т. п.
Таким образом, причиной явления служит взаимодействие либо разных объектов, либо сторон одного объекта, либо и то и
другое, т. е. совокупность внутренних и внешних факторов. «… Взаимодействие,— писал Ф. Энгельс,— является истинной
causa finalis1 вещей».
Одна из характерных черт причинно-следственной связи состоит в том, что связь причины и следствия не прекращается и
после того, как причина вызвала действие. Эта связь сохраняется и развивается, что проявляется в следующем.
Во-первых, следствие, оставаясь вторичным, зависимым от причины, может обратно влиять на причину. Так, новые
общественные идеи и теории являются в конечном счете результатом изменений в экономических условиях жизни общества. Однако, возникнув, эти идеи и теории оказывают сильное влияние а все стороны социальной жизни, в том числе и на экономику.
Во-вторых, причина и следствие могут меняться местами, ролью, причем эти изменения проявляются двояко. Они могут
заключаться в том, что следствие становится причиной, причина — следствием. Например, если изменение качества есть следствие количественных изменений, то новое качество является причиной нового количества.
Выражением того факта, что причина и следствие могут меняться местами, служит также то, что событие, которое здесь или
теперь является следствием, может быть причиной в другой связи или в другое время. Ведь ни одно явление не находится в какой-либо одной причинно-следственной связи, а включено в целую сеть таких связей, и поэтому в разных ее узлах явление может выступать то как причина, то как следствие. Так, дождь или снег, являясь следствием определенных метеорологических условий, сами могут оказаться, например, причиной высокого урожая, а урожай — причиной укрепления экономики колхоза и т. д.
Причинные связи очень многообразны по своему характеру, формам и значению. Они могут существенно отличаться друг от друга, так как действуют в различных областях действительности, выступают в разных формах, связанных со спецификой этих областей. Мы уже видели, например, что в микромире причинность существует не в такой форме, как в макромире. Различным формам движения материи также соответствуют разные типы причинных связей. Именно вследствие этого с помощью причинных связей, действующих в неживой природе или в органическом мире,
невозможно объяснить качественную особенность социальной формы движения материи. В основе общественной жизни лежат производство материальных благ и складывающиеся при этом отношения между людьми. Поэтому здесь действуют гораздо более сложные формы причинности.
В основе всех явлений, и в особенности сложных, лежит много причин. Но не все они имеют одинаковое значение. Есть причины основные, определяющие, и причины неосновные, причины общие и непосредственные. Среди всех причин очень важно находить основные, решающие. При этом следует учитывать, что основными бывают, как правило, внутренние причины.
Смешение главного и неглавного, основного и неосновного характерно для эклектицизма. Его представители не выделяют
главных связей и причин, для них «все одинаково важно». Развитие общества, например, зависит от многих причин — от плотности и роста населения, природных условий, производства материальных благ, от существующих идей, теорий и т. д. В буржуазной социологии до сих пор имеет хождение эклектическая «теория факторов», согласно которой все эти причины одинаково важны. Поэтому она не в состоянии научно решать проблемы общественной жизни. Марксистская же социология среди всех этих причин находит и выделяет определяющую, главную силу общественного развития — производство материальных благ. От этой причины зависят роль и значение всех остальных факторов жизни общества.
Диалектико-материалистическое учение о причинности имеет большое мировоззренческое и научно-атеистическое значение и противостоит телеологии — идеалистическому и религиозному учению о цели. Телеология утверждает, что все в мире целесообразно, потому что так задумано его «творцом». По остроумному замечанию Ф. Энгельса, согласно телеологии, кошки были созданы для того, чтобы пожирать мышей, мыши — чтобы быть пожираемыми кошками, а вся природа — чтобы доказывать мудрость творца.
Для подкрепления своих взглядов телеологи ссылаются, в частности, на живую природу, где мы действительно сталкиваемся с изумительным соответствием организмов и условий их существования, с совершенством строения животных и растений. Но, как показала научная биология в лице Дарвина и его последователей, это относительное совершенство организмов обусловлено не мудростью «творца», а возникло в ходе длительной эволюции как
результат взаимодействия организмов со средой, естественного отбора и других биологических закономерностей.
В природе все происходит по естественным, объективным законам, в частности, вследствие причинной зависимости явлений. Цели появляются лишь там, где действуют разумные существа — люди, т. е. в процессе общественного развития. Но хотя люди и ставят перед собой определенные цели, это не отменяет объективного, причинного и закономерного характера развития общественной жизни.
В природе все происходит по естественным, объективным законам, в частности, вследствие причинной зависимости явлений. Цели появляются лишь там, где действуют разумные существа — люди, т. е. в процессе общественного развития. Но хотя люди и ставят перед собой определенные цели, это не отменяет объективного, причинного и закономерного характера развития общественной жизни.
Содержание и форма