Когда зародилось искусство красноречия. Предмет риторики.
Еще в раннюю эпоху развития общественной жизни в Греции ораторское искусство занимало важное место.
С развитием государственности, в особенности после греко-персидских войн, когда в V в. до н.э. в результате политической борьбы усилилось влияние демократической партии, оживилась деятельность народных масс во внутренней жизни греческих передовых полисов. В связи с этим развивалось и ораторское искусство — красноречие.
Практическое применение ораторское искусство впервые получило в Сицилии. Отцом риторики и учителем софиста-оратора Горгия Аристотель называет Эмпедокла из Агригента.
В Сицилии уже наметились основные виды ораторского искусства, получившие распространение в Афинах в V в. до н.э. Это прежде всего политическое красноречие, прославленное именами Фемистокла и главным образом Перикла. Сохранились свидетельства древних поэтов, которые говорят о Перикле как об олимпийце, красноречие которого было подобно грому и молнии. Не менее распространено было судебное красноречие.
Третий вид ораторского искусства — эпидейктическое, торжественное красноречие, в котором особенно искусен был Горгий. Эпидейктическое красноречие применялось при произнесении надгробных речей, как это практиковалось, например, на ежегодных поминальных торжествах в честь павших воинов во время греко-персидской войны.
Указанные три вида ораторского искусства не развивались независимо друг от друга.
Создавалась наука об ораторском искусстве — риторика. Создателями риторики считают софистов, которые имели одну цель — убеждать. Это называлось «заставлять худший аргумент казаться лучшим».
Согласно гражданским обязанностям, каждый человек должен был лично выступать в суде и защищать свое дело. Неопытные тяжущиеся часто обращались к помощи ораторов, составлявших для них защитительную речь, которая подходила бы лицу, выступающему в суде. Само собой разумеется, что задача логографа — писателя речей для других — была нелегкой, он был в известной степени драматическим писателем.
Во всем многообразии видов и родов произведений словесности риторика изучает определенный аспект словесного творчества — аргументацию.
Но предмет риторики не ограничивается какими-либо конкретными разрядами словесных произведений — только ораторской речью, проповедью, публицистикой, массовой информацией, хотя риторика изучает по преимуществу произведения именно такого рода. Аргументация содержится и в научных, и в философских, и даже в художественных произведениях. Риторика изучает любые произведения слова, в которых содержится аргументация. Особенность риторики состоит в том, что изучение произведений слова для нее не цель, но средство.
Предмет риторики — произведение слова, которое еще не создано, но которое предстоит создать.
Таким образом можно говорить о следующих значениях “риторики, красноречия, словесности”:
1) риторика — это наука, правила; красноречие — искусство, способность;
2) при том, что логика занимается мыслями, грамматика — словами, риторика — служит красоте и стройности, изящному представлению мыслей и слов, стремится убедить, доказать, научить разум, занять воображение, тронуть сердце
3)красноречие как искусство необходимо «всем наукам»
Что такое риторика: наука или искусство? Для кого она предназначена?
На многовековом историческом пути разработки риторики прослеживаются 2 подхода к ее определению: согласно первому — это наука о теоретических законах, мастерстве красноречия; согласно второму — это искусство речи.
Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в V в до н.э. и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры. По словам В. Г. Белинского, «республиканская форма правления сделала красноречие самым важным и необходимым искусством». Жители классического города — государства должны были прекрасно владеть словом, даром убеждения. Появились даже новые профессии — ритора — учителя красноречия, логографа — составителя речей. Другая причина возникновения риторики не политического, а философского толка. Постепенно сложилось теоретическое обобщение ораторской практики, собрание правил и приемов обучения. Греки полагали, что главное — убедить слушателей, а римляне видели задачу в том, чтобы говорить хорошо.
В эпоху Средневековья риторика считалась мастерством украшения речи, причем не только устной, но и письменной. История появления на Руси довольно развитой теории ораторского искусства датируется началом XVII века. Например, исследуются роли участников диалога, механизмы порождения речи, языковые предпочтения Традиционно риторику считали также искусством, сравнивали с поэзией, актерской игрой на основе важности творчества, импровизации в речи, эстетического наслаждения, которое доставляет публичное «размышление вслух». Такие взгляды характерны, например, для Аристотеля, Цицерона. Многим дано от природы ораторское дарование, являющееся залогом успешной практики. Однако, по утверждению некоторых исследователей в каждом человеке заложен «ген» риторических способностей, которые можно и нужно развивать. Скорее всего, в риторике — важнейшей области культуры — наука и искусство составляют сложный сплав, единство.
Риторика – это наука о воздействии на человека с помощью слова. Центральная категория для изучения этого воздействия – категория убеждения.
Но воздействовать с помощью слова можно не только убеждая. С одной стороны, сюда входят способы воздействия, связанные со скрытым или явным принуждением: манипулирование, обман, приказ. Все это случаи принудительного словесного воздействия на слушателя. Только в приказе оно осуществляется напрямую, с опорой на силу, а при обмане и манипулировании недобровольность подчинения чужому слову скрыта от самого слушателя. С другой стороны, слушатель может испытать вполне добровольное влияние и помимо убеждения. Речь, например, может производить хорошее впечатление, очаровывать, забавлять, но не убеждать.
Однако прямой предмет риторики именно убеждающая речь. Манипулирование и обман для риторики явления периферийные, которые она рассматривает преимущественно с позиции воспринимающего речь: учит разгадывать уловки и противостоять им. Такие свойства речи, как привлекательность, приятность, также периферийны для риторики. Они рассматриваются ею как вспомогательные, обеспечивающие главное – убедительность.
Ключевым коммуникативным качеством речи, напрямую связанным с убедительностью и чрезвычайно важным для понимания сути риторики, является ясность речи. Ясность выделяют наряду с такими коммуникативными качествами речи, как правильность, уместность и красота.
Правильностью речи ведает ортология, куда входят орфография, пунктуация и орфоэпия – наука о правильном произношении. Для риторики это подготовительный уровень владения речью и специально ортологическими вопросами она не занимается.
Основные категории риторики
Фундаментальными риторическими категориями являются:
Пафос — причина, страсть, намерение (эмоциональная составляющая речи);
Логос — интеллектуальная часть речи и словесные средства воплощения замысла;
Этос — условия этой речи, характер взаимодействия и этический образ оратора, характеризует этичесукю сторону высказывания, мормально-нравственные нормы, свойственные аудитории.
Риторика требует от говорения целесообразности и искусности. Пафос — это эмоциональное воодушевление, которое вызывает деяние. Этот творческий источник, давая импульс логосу и этосу, превращает текст в речевое действие.
Логос лежит в основании риторики как практической философии.
Единственно возможной стихией для существования личности является «логосфера». Значение слова отражает единство мышления и речи.
Язык — это путь обращения к древнейшим прототипам мышления. Прототип сохраняется в языке: слово рассказывает нам о происхождении и развитии понятия.
Мысль — это речь, обращенная к самому себе. Язык предстает как одно из важных условий формирования самосознания. Слово вбирает в себя из контекста, в который оно вплетено, интеллектуальное содержание. Мысль в свою очередь перестраивает и побуждает к развитию язык.
Речевой язык — это составляющая образа жизни и способ поведения и общения с себе подобными, это умение человека жить в обществе.
Пафос, Логос и Этос — эта триада лежит в основе риторической ответственности за сказанное, а значит, замысленное и содеянное. Отсутствие хотя бы одной из них порождает речевое действие, которое можно считать квазириторическим. Именно эти три категории задают ценностные ориентации и нормативные предписания, пронизывают собой все этапы риторического канона, делая их неразложимым универсальным актом сознательного (культурного) созидания речи.
этос- этическая сторона выступление, ее моральность и нравственность, посыл к аудитории как бы поведение оратора
пафос — украшение речи как эмоциональное так и мимическое, т.е. жесты, позы, а так же фигуры и тропы
логос — содержание речи,ее логическая основа, сам текст
Данные каких наук изучает риторика? Что нужно, что стать хорошим оратором?
В чем проявляется связь риторики с наукой?
Риторика пользуется открытиями и достижениями всех наук. Широко пропагандирует и распространяет их.
Многие идеи или гипотезы первоначально излагались устной форме, в публичных речах.
Риторика опирается на систему категорий соответствующих наук.
Риторика опирается на следующие науки:
философия,
психология,
педагогика,
этика,
эстетика,
литературоведение,
логика,
лингвистика.
Для того, чтобы стать хорошим оратором, необходимо соблюсти четыре правила:
Начинать речь с сильным и настойчивым стремлением достичь свою цель.
Это имеет очень большее значение. Если стремления оратора вялы и слабы, и его достижения примут такой же характер. Но если он стремитесь к своей цели упорно, то ничто не сможет его остановить.
Нужно твердно знать то, о чем собираетесь говорить.
Если человек не обдумал, заранее не спланировал свою речь и не знает, что он будет говорить, он не может чувствовать себя уверенно перед слушателями. Он будет напоминать слепого, ведущего другого слепого. В этом случае оратор неизбежно смущается, чувствует себя виноватым, стыдится своей небрежности.
Проявлять уверенность.
Превосходный сознательный путь к обретению бодрости, если ваша подлинная бодрость утрачена, заключается в том, чтобы сидеть с бодрым видом, действовать и говорить так, словно вы уже проникнуты бодростью.
Поэтому, чтобы чувствовать себя смелым, действуйте так, будто вы действительно смелы, напрягите для этой цели всю свою волю, и приступ страха, по всей вероятности, сменится приливом мужества. Чтобы выработать в себе смелость перед лицом аудитории, ведите себе так, будто вы уже обладаете этой смелостью.
Во все времена, во всех странах люди всегда восхищались мужеством, поэтому, как бы ни билось ваше сердце, смело выходите вперед, стойте спокойно и держите себя так, будто вам это приятно. Выпрямитесь во весь рост, смотрите прямо в глаза своим слушателям и начинайте говорить уверенно.
Практиковаться.
Даже если вы забудете все, что читали до сих пор, запомните следующие: первый (он же последний), безошибочный способ выработать уверенность в себе при выступлениях — это как можно больше говорить. В сущности все в конечном счете сводится к одному основному моменту – надо практиковаться, практиковаться и практиковаться. Это условие, без которого ничего не получится.
Каковы основные этапы работы оратора над речью.
Любой язык – это система знаков. Речь – та языковая деятельность, которая помогает нам реализовать эти знаки.
Риторика предполагает 5 элементов ораторской речи:
Инвенцио — нахождение того, что сказать
Диспозиция — расположение изобретённого
Элокуция — украшение словами
Мемория — запоминание
Акцио — произнесение, действие
3 категории, на которых держится хороший оратор:
этос — этические качества оратора
логос – наука об аргументации
пафос – то, какие чувства оратор вызывает у аудитории.
Этапы построения ораторского выступления:
вступление (обычное – можно заранее подготовится; внезапное – импровизация); вступление с ораторской предосторожностью – нельзя полностью встать на позицию аудитории, нельзя давить на аудиторию своим авторитетом, нельзя говорить с аудиторией о пользе последствий. Любое вступление должно заканчиваться основным тезисом.
основная часть
заключение
Все речи делятся на 3 основные группы:
совещательная – стремление побудить аудиторию к решению, которое ей надо реализовать в будущем
судительная – оценочная речь, анализ какого- то существующего факта
показательная – речь, призванная создать общественное мнение о ком-то или о чем-то.
Существует 10 элементов, которые характеризуют хорошую речь:
объективность,
ясность,
образность,
целеустремленность,
повышение напряжения,
повторение,
смысловая насыщенность,
лаконичность(краткость),
юмор.
Любой оратор должен четко определить цель речи:
развлечь
удовлетворить любознательность
убедить
призвать к действию
При выборе темы, нужно обращать внимание на следующие пункты:
тема должна соответствовать познаниям и интересам оратора
нельзя идти на поводу у аудитории, не говорить аудитории только то, что она хотела бы услышать
говорить о том, что знаешь лучше аудитории.
учитывать основные интересы аудитории (жизнь, смерть, здоровье, деньги, мир,война)
3 основных этапа подготовки:
1) докоммуникативный;
2) коммуникативный,
3) посткоммуникативный ( оценка речи после восприятия аудитории).
Для речи необходимо: эффективность (добиться успеха) и влиятельность (речь должна принести пользу и аудитория должна это знать).
3 основных вопроса оратору: 1) знать что сказать, 2) где сказать ( аудиторию), 3) как сказать.
Каноны риторики:1) найти что сказать, 2) диспозиция (расположение), 3) эллакуция (украшение речи) 4) запоминать речь, 5) акцио (произнесение: поза, мимика, жесты).
Принципы:
20-80 ( за 20% времени достигнуть 80% результатов)
30+50+20 (30% — голос, жесты, мимика; 50% — удержание внимания аудитории, 20% — особенности рассмотрения темы).

Опсуимолог. Легендарный Психолог Сергей Коротков.
Сергей Коротков — Опсуимолог. Психолог. Психоаналитик. Психотерапевт-консультант. Судебный эксперт-психолог. Полигрфолог. Профайлер.
Cоздатель авторского направления «Опсуимология», которое находится на стыке психологии, психоанализа, психотерапии и философии.
Сергей Коротков — Аристотель XXI века, создатель феномена Опсуимологии и философии «ЖЗ. ЖИВИ ЗДЕСЬ». Системный мыслитель. Легендарный. Психолог. Психотерапевт. Психоаналитик. Консультант. Полиграфолог. Системно феноменологический психотерапевт. Профайлер. 🧠 ❤️⚡
«Опсуимология помогает трансформировать человека системно и целостно — охватывая его биологическое, социальное и психическое измерения.»
Опсуимологическая Трихотомия:Персональное (🏡 Дом).
Профессиональное(🏭 Работа). Психическое(🏛Храм).
Опсуимологический Континуум: ←Воспоминания |Восприятие| Воображение →
Триада Опсуимолога: 🐊 Рептилия. 🦮Лабрадор. 👨🏫Профессор.
«Опсуимологический Принцип D/U действительность ↔ удовольствие»
Вектора Опсуимолога: Власть. Дело. Отношения.
«ЖЗ» Живи Здесь: Я, Семья, Город, Страна, Мир, Вселенная. Интеллектуальное. Эмоциональное. Экзистенциальное.
«От принципа удовольствия к принципу действительности — таков путь истинного развития человеческого сознания» — Опсуимолог Сергей Коротков
Автор книг:
Опсуимолог. Аристотель 21-го века. Легендарный психолог Коротков
Рептилия. Лабрадор. Профессор
Власть. Дело. Отношения. Опсуимологическая триада
Мысли → Слова → Действия. Реальность и действительность. Концепция Короткова
«ЖЗ» — Живи Здесь. Интеллектуальная. Эмоциональная. Экзистенциальная
Персональное. Профессиональное. Психическое. Биология. Социалка. Духовность
Опсуимолог. Позиция и поза
Триада Опсуимолога (ВВВ): Воспоминание, Восприятие, Воображение. Здесь и сейчас!
Природа и Культура: От Рептилии к Профессору. Опсуимолог. Коротков.
Пирамида Онтологических уровней Q136457179
Станция Конечная. Конечное Время
Опсуимолог: Критическое мышление Critical thinking Q843894
Опсуимолог: Инвестируй не только в вещи — инвестируй и в себя. Будь владельцем своей психики, а не её должником. Духовный капитал — твой главный актив.