Умножаем или теряем: власть, дело, отношения. Сайт Опсуимолога. Начинать всегда трудно. Но я начал. Ради нового уровня свободы и справедливости для всего человечеств и надо начинать с себя. Начнем?

Философские тетради — Ленин — Глосарий

И. Полное собрание сочинений В. И. Ленина. Том 29. Философские тетради

Словарь терминов:

  • Абстрактное: Отвлеченное понятие, оторванное от конкретной действительности, от ее многообразных проявлений. У Гегеля — начало познания, которое затем должно быть конкретизировано.

  • Агностицизм: Философское учение, признающее невозможность познания объективной реальности, «вещей в себе».

  • Антиномия: Противоречие между двумя логически одинаково доказуемыми положениями; у Канта — апории разума, возникающие при попытке мыслить о предметах, выходящих за пределы чувственного опыта.

  • Бытие: Основа всего сущего, реальность, материя; по Гегелю — непосредственное, неопределенное, но в то же время содержащее в себе возможность становления.

  • Вещь в себе: По Канту, непознаваемая, трансцендентная реальность, скрытая за явлениями; по Гегелю, «пустая абстракция», лишенная истинности.

  • Взаимодействие: Необходимая связь между вещами, явлениями, процессами; момент диалектического развития.

  • Воля: Стремление к благу, к действию; у Гегеля — один из моментов саморазвития идеи.

  • Воспроизведение: Процесс отражения объективной реальности в сознании человека.

  • Восприятие: Непосредственное, чувственное отражение действительности.

  • Всеобщее: Общий закон, охватывающий все единичное и особенное; у Гегеля — момент познания, противоположный единичному.

  • Гносеология: Теория познания; учение о познании.

  • Диалектика: Учение о всеобщей связи, развитии, о противоречиях как источнике движения; у Гегеля — саморазвитие понятий, отражающее развитие мира; у Маркса и Энгельса — материалистическая диалектика, отражающая объективное развитие мира.

  • Единичное: Отдельное, конкретное бытие, являющееся носителем всеобщего.

  • Единство: Совпадение противоположностей, их снятие и сохранение в высшей ступени.

  • Живое: То, что движется, развивается, обладает целью, сознанием.

  • Закон: Существенное отношение, необходимое в природе и обществе; внешняя форма бытия, которой подчиняется материя.

  • Идея: У Гегеля — высшая ступень развития понятия, объективная истина, саморазвивающееся мышление, которое есть вместе с тем и природа, и мир.

  • Истина: Совпадение понятия с предметом; у Гегеля — абсолютное единство понятия и реальности, воплощенное в «абсолютной идее».

  • Кажимость (Schein): Явление сущности в себе самой; момент внешнего определения, которое снимается в дальнейших ступенях развития.

  • Категории: Основные понятия, отражающие существенные стороны, связи и законы действительности; у Канта — априорные формы познания, у Гегеля — моменты саморазвития абсолютной идеи.

  • Качество: Определенность бытия, его определенность как «нечто».

  • Конечное: Преходящее, имеющее предел, ограниченное бытие; у Гегеля — момент бесконечного.

  • Космос: Мир, вселенная, рассматриваемые как единое целое, находящееся в непрерывном движении и развитии.

  • Корыстолюбие: Стремление к личной выгоде, богатству; у Гегеля — одно из проявлений страстей.

  • Критика: Сократический метод; у младогегельянцев — «абсолютная критика», приписывающая себе творческую роль в истории; у Маркса и Энгельса — научная критика, вскрывающая противоречия капиталистического общества.

  • Круг (в логике Гегеля): Движение понятия, когда оно возвращается к своему началу, но уже обогащенным содержанием; всякая наука есть круг кругов.

  • Ленинизм: Философия В. И. Ленина, основанная на марксизме, материализме и диалектике.

  • Логика: Учение о мышлении; у Гегеля — учение о развитии понятия, отражающее объективное развитие мира; у марксистов — единство диалектики, теории познания и материализма.

  • Любовь: Желание блага другому человеку ради него самого.

  • Материя: Основа всего бытия; у Гегеля — инобытие идеи, у материалистов — первооснова всего.

  • Метафизика: Философия, оторванная от материальной действительности, от чувственного опыта; у Гегеля — ступень, противоположная диалектике.

  • Метод: Способ познания, исследования; у Гегеля — саморазвитие понятия, у Маркса — диалектический метод.

  • Мистицизм: Идеалистическое учение, основанное на вере в сверхъестественное, таинственное знание.

  • Монизм: Философское учение, признающее существование лишь одного начала (материи или духа).

  • Мораль: Система нравственных норм, правил поведения; у Чернышевского — разумный эгоизм.

  • Множественность: Многообразие действительности, которое должно быть постигнуто в единстве.

  • Мысль: Высшая способность человека; у Гегеля — начало разума, у Фейербаха — выражение человеческой сущности.

  • Наказание: Мера воздействия, применяемая государством к преступнику.

  • Народ: Масса людей, составляющая государство; различается по признаку имущественного положения, происхождения, вооружения.

  • Натурализм: Философское направление, примитивизирующее материализм, ограничивающее его изучением естественных наук.

  • Небытие: То, чего нет; у Гегеля — момент бытия, его снятие.

  • Необходимость: Закон, подчиненность чего-либо внешним или внутренним законам; у Гегеля — закономерность мира.

  • Непознаваемое: То, что находится за пределами познания; у агностиков — предел познания; у Гегеля — нечто, что следует снять в познании.

  • Объективное: То, что существует вне сознания, независимо от него; реальность.

  • Обусловливание: Зависимость одного явления от другого; у Гегеля — момент перехода, развития.

  • Организм: Живое существо, обладающее целесообразной организацией.

  • Отношение: Связь между явлениями, понятиями; у Гегеля — момент движения, развития.

  • Отклонение (от правильного строя): Государственный строй, преследующий выгоду правящих, а не общее благо.

  • Ощущение: Непосредственное отражение действительности; у Фейербаха — основа познания.

  • Пассивность: Состояние подчинения, зависимости.

  • Переход: Диалектическое движение от одного явления к другому, от одного понятия к другому; у Гегеля — снятие одного момента в другом.

  • «Переработка»: Философская деятельность, направленная на осмысление и развитие предшествующих идей.

  • «Первая причина»: Идея, противополагаемая материи, источник всего сущего (у теистов); у Гегеля — идея как саморазвивающееся понятие.

  • «Понятие»: У Гегеля — разум, дух, сущность, которая развивается и реализует себя в природе и истории; у Маркса — отражение объективной действительности в сознании человека.

  • Политика: Искусство управления государством, наука о государственном устройстве.

  • Полития: Государственный строй, основанный на смешении демократии и олигархии, где верховная власть принадлежит среднему слою граждан.

  • Порядок: Установленный законом строй; у Гегеля — закон.

  • Посредствование: Процесс, посредством которого нечто получает свое определение через другое; у Гегеля — необходимый момент развития.

  • Потребность: Стремление к чему-либо необходимому для жизни.

  • Практика: Деятельность, направленная на преобразование действительности; у Гегеля — реализация идеи; у Маркса — критерий истины.

  • Превращение: Диалектическое изменение, переход одного состояния в другое, снятие одного в другом.

  • Представление: Отражение внешнего мира в сознании человека; у Гегеля — момент познания, более низкая ступень, чем понятие.

  • Предел: Граница, ограничение; у Гегеля — момент движения, переход к другому.

  • Природа: Основа всего сущего; у Гегеля — инобытие идеи, у материалистов — первооснова всего.

  • Причина: То, что вызывает явление; у Гегеля — момент сущности, переход к действительности.

  • Противоречие: Источник движения, развития; у Гегеля — основной закон диалектики.

  • Противоположность: Одно из проявлений противоречия; у Гегеля — момент тождества.

  • Психическое: То, что относится к душе, к сознанию.

  • Пустота: Отсутствие содержания; у Гегеля — момент бытия, который снимается в понятии.

Р

  • Разум: Высшая часть души, способная к познанию; у Гегеля — абсолютная идея, саморазвивающееся понятие.

  • Реальность: То, что существует объективно, независимо от сознания; у Гегеля — действительность, совпадающая с понятием.

  • Религия: Отражение внешнего мира в человеческом сознании, где человек приписывает внешнему миру собственные свойства; у Фейербаха — человеческая сущность, обожествленная; у Гегеля — одна из ступеней саморазвития идеи.

  • Рефлексия: Мышление, направленное на себя, на свои понятия, на процесс познания; у Гегеля — движение понятия.

  • Род: Общее понятие, охватывающее множество единичных предметов.

  • Руководство: То, что направляет, организует.

С

  • Скептицизм: Философское учение, отрицающее возможность достоверного познания истины.

  • Случайность: То, что происходит без необходимости; противоположность необходимости.

  • Сознание: Отражение действительности в человеке; у Гегеля — самосознание, абсолютная идея.

  • Софистика: Игра в понятиях, направленная на создание видимости истинности; у Гегеля — также и диалектика, но в своей внешней, формальной стороне.

  • Спиритуализм: Философское учение, признающее первичность духа, сознания, идеи по отношению к материи.

  • Среда: Внешний мир, окружающая действительность; у Гегеля — инобытие идеи, у Маха — основа всего.

  • Субъект: Познающий, мыслящий, действующий человек; у Гегеля — самосознание, идея; у субъективных идеалистов — носитель познания.

  • Субстанция: Основа, первоначало всего сущего; у Спинозы — единство всего; у Декарта — мышление и протяжение; у Гегеля — «абсолютное единство противоположностей», «сущность».

  • Сущность: Внутренняя природа вещи, то, чем она является сама по себе, независимо от явлений.

Т

  • Тавтология: Повторение того же самого другими словами; у Гегеля — признак формального мышления.

  • Теизм: Религиозное учение, признающее существование бога как творца и устроителя мира.

  • Телеология: Учение о целесообразности; идеалистическое объяснение явлений природы и общества исходя из конечной цели.

  • Теодицея: Оправдание бога (его действий) перед лицом зла в мире; у Лейбница — попытка рационально объяснить существование зла в мире при допущении всеблагого и всемогущего бога.

  • Теория познания: Философская дисциплина, изучающая природу, методы, границы и законы познания.

  • Тождество: Единство, совпадение противоположностей; у Гегеля — высшая ступень развития диалектики.

У

  • Ум: Разум; у Гегеля — начало саморазвития идеи; у Дицгена — материалистический орган познания.

Ф

  • Фантазия: Способность создавать образы, представления; у Гегеля — момент становления понятия, у Фейербаха — источник мистических представлений.

  • Фейербахианство: Философская система Л. Фейербаха, материалистическая по своей сущности, но содержащая ряд идеалистических уступок.

  • Феномен: Явление; у Канта — предмет чувственного восприятия, противополагаемый «вещи в себе»; у Гегеля — момент сущности, ее проявление.

  • Феноменализм: Философское учение, согласно которому все, что мы познаем, есть лишь совокупность наших ощущений, а внешний мир, реальность существуют лишь в нашем сознании.

  • Фидеизм: Философская позиция, признающая высшим источником истины веру, а не разум.

  • Философия: Любовь к мудрости; наука о всеобщих законах бытия, мышления и познания; у Гегеля — саморазвитие абсолютной идеи.

  • Философия истории: Учение об исторических закономерностях, о движущих силах истории, об истории как процессе развития идеи свободы.

  • Философия природы: Часть философии Гегеля, рассматривающая природу как инобытие идеи, ее внешний, чувственный, неорганический образ.

  • Философия духа: Часть философии Гегеля, исследующая развитие человеческого духа, сознания, истории, права, морали, искусства, религии.

  • Философия религии: Учение о сущности религии, ее происхождении и развитии; у Фейербаха — критика религии и объяснение ее происхождения из человеческих потребностей и представлений.

  • Философия Канта: Учение о познании, где признается невозможность познания «вещи в себе», о чем речь идет в «Критике чистого разума».

  • Философия Гегеля: Система объективного идеализма, диалектическая логика, пантеизм.

  • Философия Гераклита: Учение о вечном движении, изменении, становлении, единстве противоположностей.

  • Философия Аристотеля: Система объективного идеализма, учение об идеях, форме и материи, о первопричине мира.

  • Философия Спинозы: Пантеистическая система, согласно которой существует лишь одна субстанция — природа, или бог, обладающая бесконечным числом атрибутов, из которых нам известны два: мышление и протяжение.

  • Философия Фейербаха: Материалистическая антропология, философия человеческого «я» и «ты», критика религии, признание чувственности и природы основой познания.

  • Философия Гельвеция: Учение о решающей роли воспитания и среды в формировании человека; французский материализм.

  • Философия Локка: Сенсуализм, теория познания, согласно которой все содержание разума происходит из ощущений.

  • Философия Декарта: Дуализм души и тела, признание субстанциальности мышления и протяжения; механистический материализм в физике.

  • Философия Каббалы: Мистическое религиозно-философское учение в иудаизме, возникшее в средние века.

  • Философия гностицизма: Религиозно-философское течение I-II вв. н. э., представлявшее собой смесь идей платонизма, восточных мистических учений и христианства.

  • Философия китайцев: Представления о миропорядке, основанные на учении о «Дао» (Пути), о взаимодействии «инь» и «ян».

  • Философия греков: Древнегреческая философия, от мифологии до эллинистической философии.

  • Философия Шопенгауэра: Реакционное иррационалистическое учение, признающее волю первоначалом всего сущего.

  • Философия Эпикура: Материалистическая философия, признающая благом удовольствие, а целью жизни — достижение невозмутимости и отсутствия страданий.

Ч

  • Частное: Отличное от общего, единичное.

  • Человек: Существо, обладающее разумом, сознанием, способностью к труду и деятельности; в философии — субъект познания и бытия.

  • Чистое бытие: Абстрактное, неопределенное бытие, начало логики.

  • Чистая логика: Логика, рассматривающая формы мышления независимо от содержания.

Ш

  • Шеллинг: Немецкий философ-идеалист, представитель немецкой классической философии; в ранний период творчества развивал пантеистические идеи, в поздний — натуралистические и религиозно-мистические.

  • Штраус: Давид Фридрих Штраус — немецкий философ-идеалист, младогегельянец, автор «Жития Иисуса».

  • Шум: В риторике — средство привлечения внимания слушателей.

Э

  • Эгоизм: Любовь к самому себе; у Фейербаха — источник всей морали.

  • Эквивалент: Равноценное; у Маркса — меновая стоимость.

  • Элементы: Простейшие части, из которых слагается что-либо (в государстве, в логике, в познании).

  • Эмпиризм: Философское направление, признающее источником познания опыт, ощущения.

  • Эмпирическое: Основанное на опыте, чувственном восприятии; противоположно абстрактному, теоретическому.

  • Энтелехия: Аристотелевский термин, обозначающий внутреннюю цель, конечную причину развития; у Гегеля — саморазвитие понятия.

  • Энергетика: Философское учение, выдвинутое В. Оствальдом, согласно которому энергия является первоосновой всех явлений природы.

Я

  • Я: Сознание, личность; у Канта — трансцендентальное единство апперцепции; у Фихте — абсолютное самосознание; у Гегеля — саморазвивающееся понятие; у Маха — совокупность ощущений.


2. Систематизация добродетелей в порядке старшинства и схема:

В тексте не приводится строгой систематизации добродетелей в порядке старшинства. Однако, основываясь на их значимости для индивида и общества, а также на связи с разумом и политической жизнью, можно выделить следующую иерархию:

Добродетели как основа счастья и блага:

  1. Разум (Мудрость):

    • Определение: Способность правильно мыслить, рассуждать, понимать природу вещей и применять добродетели.

    • Значение: Высшая добродетель, определяющая все остальные, основа для правильного государственного устройства и личного счастья.

  2. Справедливость:

    • Определение: Добродетель, заключающаяся в том, чтобы воздавать каждому должное, соблюдать закон и права.

    • Значение: Основа общественного порядка, гарантия стабильности государства.

  3. Мужество:

    • Определение: Способность действовать правильно перед лицом опасности, страха, руководствуясь законом и разумом.

    • Значение: Необходимо для защиты государства, для поддержания справедливости и порядка.

  4. Воздержность (Умеренность):

    • Определение: Добродетель, заключающаяся в управлении страстями и желаниями, в умении соблюдать меру во всем.

    • Значение: Способствует душевному равновесию, гармонии в обществе.

  5. Щедрость:

    • Определение: Добродетель, побуждающая к издержкам на благое дело, к помощи другим.

    • Значение: Способствует общественному благосостоянию, укрепляет социальные связи.

  6. Бескорыстие:

    • Определение: Добродетель, проявляющаяся в оказании услуг без ожидания выгоды, в отказе от денег и споров из-за них.

    • Значение: Способствует бескорыстному служению обществу, укрепляет доверие.

  7. Великодушие:

    • Определение: Добродетель, побуждающая к совершению великих благодеяний.

    • Значение: Проявляется в масштабе дел, направленных на общее благо.

Дополнительные блага, связанные с добродетелью:

  • Физические блага: Здоровье, красота, сила, рост, ловкость. Они необходимы для деятельности, но не являются самоцелью.

  • Внешние блага: Дружба, богатство, честь, слава. Они полезны, но не тождественны с добродетелью и счастьем.

  • Удача: Благоприятное стечение обстоятельств.


3. Основные сущности (ключевые концепции):

  1. Государство как естественный союз: Государство возникает естественно из первичных форм общения (семья, селение) и существует ради достижения благой жизни. Человек по природе своей есть существо политическое.

  2. Цель государства: Благая жизнь граждан, счастье, совершенная деятельность в духе добродетели.

  3. Добродетель как основа государства: Наилучшее государство состоит из добродетельных граждан. Добродетели (разум, справедливость, мужество, умеренность, щедрость, бескорыстие, великодушие) необходимы как для личности, так и для государства.

  4. Виды государственного устройства:

    • Правильные: Царская власть, аристократия, полития (правление большинства, основанное на законе).

    • Отклонения: Тиранния (от монархии), олигархия (от аристократии), демократия (от политии).

    • Различаются по тому, кто правит (один, немногие, большинство) и ради чьей выгоды (общей или правящих).

  5. Причины государственных переворотов: Недовольство граждан (из-за неравенства, притеснений, страха), честолюбие, распри между правящими, внешние факторы, случайности.

  6. Сохранение государства: Достигается путем воспитания граждан в духе существующего строя, поддержания умеренности, устранения чрезмерного могущества отдельных лиц, контроля над финансами, а также путем разумного смешения элементов различных государственных устройств.

  7. Различие между формами правления: Государства различаются по количеству (один, немногие, многие), качеству (богатство, благородство, добродетель) и способу замещения должностей (выбор, жребий).

  8. Значение закона: Закон есть порядок, регулирующий отношения граждан, является мерилом справедливости. Правильные государственные строя основаны на законах, отклоняющиеся – на произволе.

  9. Собственность: Должна быть частной, но с возможностью общего пользования ею (полезно для дружбы и единства).

  10. Воспитание: Должно быть общественным, направленным на развитие добродетелей, прививать молодым людям любовь к прекрасным поступкам, умение различать хорошее и плохое, быть мужественными и разумными.

  11. Диалектика: Метод познания, основанный на движении, изменении, борьбе противоположностей, единстве и переходе одного в другое. Ленин подчеркивает ее объективность и необходимость для понимания мира.

  12. Материя и дух: Диалектический материализм утверждает единство материи и духа, где материя является первоосновой, а дух – ее высшим проявлением.

  13. Познание: Процесс отражения действительности, имеющий как субъективные, так и объективные аспекты; истина достигается через познание, опыт и практику.

  14. Критика идеализма и метафизики: Ленин критикует идеалистические системы за отрыв от действительности, субъективизм и мистицизм, но при этом признает ценность диалектического метода Гегеля как инструмента познания.

  15. Роль личности в истории: Важность выдающихся личностей, но при этом и признание решающей роли масс в исторических преобразованиях.

  16. Революция: Неизбежна при глубоком противоречии между общественными классами и формами производства.

  17. Социализм: Общественный строй, основанный на общественной собственности, планомерной организации производства и равенстве всех людей.

  18. Взаимосвязь всех явлений: Материальный мир, природа, человеческий дух, мышление, познание — все это взаимосвязано и существует в диалектическом процессе развития.