Коуч Алексей Ситников знает способ включить гормоны победителя и перестать играть в жертву.

Все плохо – тогда я, с вашего позволения, об оптимистическом. Хотя тоже сижу дома, где даже обивка дивана, если слишком долго на нее смотреть, начинает нашептывать невесть что.

Вот дети, например. Мы по ним так скучали. А теперь в голову лезет шальная мысль отдать кому-нибудь тех, что имеются, и завести других, хороших. Но диван – так себе советчик. Если перестать разговаривать с ним и посоветоваться с кем-нибудь более разумным, он скажет, что ваши дети – это ваша реальность. Притом не самая скверная ее часть. И даже если эта реальность провоцирует стресс, спрятаться от нее – не всегда лучшее решение.

То, что сотворил с нашим уютным миром вирус, – реальность, и она максимально стрессовая. У живого существа, оказавшегося в такой ситуации, есть три выхода: бежать, замереть или напасть. Бежать не получится, даже у миллиардера Дэвида Геффена, который самоизолировался в районе Антильских островов на своей лодке Rising Sun, рано или поздно закончится еда, и ему придется вступить в контакт с внешним миром.

Где глобализация проявила себя не с лучшей стороны: у нас пандемия, этот чертов вирус и его экономические осложнения есть везде. Животное сначала пробует бежать. Если убежать не получается, оно замирает, притворяется мертвым или невидимым.

А когда совсем край, становится агрессивным – даже если в мирной жизни было вполне себе травоядным. Вот к агрессии я вас с вашим иммунитетом сейчас и призываю. Не в том смысле, что лучшая гречка – это патроны. Гранд-скандал в замкнутом пространстве нанесет чудовищный урон, и вообще он вреден для здоровья.

Нет, мы приделаем к своим домашним велотренажерам динамо-машины и будем вырабатывать электроэнергию. Вы столько уже сил потратили на фитнес, что пора придумать ему КПД.

Итак, составим план.

Пункт первый, самый простой, – почувствовать и принять накопившийся в организме заряд агрессии.

Пункт второй – сказать себе, что если стрессовая ситуация может или парализовать, или простимулировать нас на действие, то мы выбираем путь действия.

Пункт третий – придумать, что и как делать. Нервная система так устроена, что если мозг и тело начинают делать что-то осмысленное, то стресс отпускает, а в организме происходит мощнейшая встряска. Метаболизм и кровоток усиливаются – и иммунитет может себя показать во всей красе. А если ничего не делать, иммунитет очень сильно падает. Любое ограничение двигательной активности наводит природу на мысль, что вы отработанный материал, от вас пора избавляться.

Так что для начала займитесь сексом – не подавайте природе сигнал, что не хотите размножаться, она может сделать свои выводы.

Потом приглушите громкость ваших телевизоров и вытащите голову из интернета, где сейчас только ленивый не работает экспертом – это одна из немногих работ, которые удобно делать удаленно.

Они так и называются: «диванные эксперты». Дело не в том, что их экспертиза никуда не годится. Сейчас любая экспертиза по большому счету никуда не годится, потому что не было такого в истории человечества, чтобы весь мир сидел на карантине.

Не с чем сравнивать – это и порождает стресс. Сейчас нужны не комментарии, а формулировки, которые остановят панику. Ищите тех, кто из состояния страха переведет вас в состояние действия. Чтобы пандемия сделала ваш организм сильнее, чем он был до нее.

Вспомните, как бывает, когда приходит грипп. Кто-то болеет с осложнениями, кто-то откашливается и опять огурцом, к кому-то зараза вообще не пристает. Потому что у всех разный иммунитет. Его часто поминают, но ленятся разобраться, что он, собственно, такое.

Давайте методом исключения – он не то, что можно в секунду поднять, сжевав корень имбиря. Иммунитет так не работает. Нужны гормоны, которые дают организму сигнал защищаться: от опасности, холода, новых для него вирусов и бактерий.

При стрессе, например, в первую очередь вырабатывается кортизол. А дальше возможны варианты. При норадреналиновой реакции на стресс вместе с кортизолом в кровь вы брасывается норадреналин. Это гормон хищника, то есть того, кто из сложной ситуации выбирается активно: прыжками, когтями, зубами.

А адреналиновая реакция – это страх, паралич воли, который стремительно убивает иммунитет. Если грубо, то адреналин – это пораженчество. Норадреналин – гормон победителя. Вы его в себя не запихнете ни с едой, ни в виде таблеток – но можете выработать усилием воли и хорошим рецептом супа вашей жизни.

В этом супе должно быть место для спорта – только не большого, а маленького. Умеренная физическая нагрузка полезна для иммунитета. Чрезмерная, наоборот, его ослабляет.

Потом добавьте смех, несколько его сортов. Вам понадобится и глупый – типа видео с трусами на голове, как принято в тиктоке, – и ироничный, философский.

Если сможете найти где-нибудь самоиронию, вообще прекрасно – поделитесь со мной, пожалуйста, адресом, где этот деликатес сейчас продают.

Советские комедии Гайдая тоже годятся – там все всегда хорошо заканчивается, и к тому же они навевают воспоминания о детстве, когда бабушки нас оберегали и кормили плюшками. А «Эпидемию», «Я – легенда» и тревожные сериалы новой волны вроде «Карточного домика» я вам как доктор не рекомендую.

Надо, чтобы добро побеждало зло, а не наоборот.

Неразрешенные моменты прошлого снижают иммунитет. Тянущееся годами чувство вины, непрощенные обиды, недоразвитый студенческий роман – это хронический стресс, который точит изнутри. Составьте список незакрытых эмоций – и закройте. Кому-то можно позвонить.

Какие-то вещи можно медленно продумать про себя и простить. Если самому трудно, то с помощью психотерапевта. Кстати, если построите в голове честную логическую цепочку прошлых событий, то многое простится само собой. Вам обидно, что тот наркоман вас бросил? Да перекреститесь двадцать раз, что он уберег вас от счастья семейной жизни с ним! На логику нужно время – ну так оно у вас сейчас есть.

Отпустив плохое, сядьте сортировать хорошее. Оцифруйте видеокассеты, разберите фотографии в компьютере – их там миллион, и, спорим, вы ни разу в жизни туда не заглядывали.

Сейчас полезно вспомнить, как вы умеете быть счастливы с полным ртом спагетти алио-олио на Сардинии. А печальные моменты увековечивать не принято – в этом заключается величайший смысл любительской фотографии.

Выведите картинки на экран телевизора и смотрите в обнимку всей семьей. Тактильность, чувство общности перед лицом опасности повышают уровень окситоцина, еще одного важного для иммунитета гормона.

И даже если вы дома одна, все равно смотрите фотографии – в вашем прошлом очень много энергии. Если увидите свою школьную учительницу, позвоните ей, спросите, как дела, не нужна ли помощь – добрые дела делают счастливее в первую очередь благотворителя.

Чем лучше вы относитесь к окружающим, тем ниже ваш стресс и тем выше иммунитет. В старинной медицине была теория, что болезни случаются от «разлива желчи», то есть гневливого, злобного темперамента.

Слово «желчный» до сих пор значит «брюзгливый, вечно всем недовольный». Древние эскулапы были недалеки от истины: все болезни от нервов.

Когда вы все это исполните, садитесь строить планы на будущее. Не слушайте футурологов – будущее является совокупностью действий многих людей в настоящем.

Я не говорю, что футурологи даром едят свой хлеб, нет. Они своими прогнозами программируют вас на поступки в определенном направлении. Так что совершите поступок – садитесь писать бизнес-план нового проекта. Или откройте карту мира, но не ту, где статистика заражений, а ту, где фотографии природы.

Начните мечтать, как поедете в страну кенгуру. Чем больше, сложнее ваша мечта, тем долгосрочнее план ее исполнения. А мы с вами уже выяснили, кто живет дольше всех – садовники. Они ждут плодов яблони, которую посадили сегодня. Каждый год они сажают по яблоне, так что жить, в принципе, могут вечно.

#ситников #татлер #статья #А.П. Ситников

Информация с сайта:

https://www.tatler.ru/heroes/chem-nizhe-stress-tem-vyshe-immunitet-psihologiya-s-kouchem-alekseem-sitnikovym

Чем ниже стресс, тем выше иммунитет: психология с коучем Алексеем Ситниковым