Что представляют собой движение, пространство и время? Являются ли они необходимыми свойствами, присущими всем предметам и процессам реального мира? Эти вопросы имеют глубокий философский смысл.
Рассмотрим прежде всего, что такое движение. Сначала напомним, что ряд правильных положений относительно природы движения высказали еще материалисты домарксовского периода.
Многие из них считали движение существенным свойством материи. Однако в домарксистской материалистической философии еще не был преодолен метафизический взгляд на движение как
на механическое перемещение неизменных тел. При этом было неясно, находится ли источник движения в самой материи или где-то вовне. Чтобы правильно ответить на этот вопрос, оказалось явно недостаточно сводить движение только к механическому перемещению тел в пространстве. Не хватало диалектического взгляда на мир.
Первая брешь в метафизическом мировоззрении была пробита Кантом, который, как уже говорилось, привел ряд убедительных научных доводов, показывающих, что солнечная система образовалась из первоначальной туманности. Тем самым он выдвинул идею о том, что природа находится в постоянном движении, причем
это движение является не простым повторением одного и того же, а представляет собой процесс бесконечного поступательного развития. Но Кант был идеалистом и не мог до конца преодолеть метафизическое представление о движении.
Гегель представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в виде беспрерывного движения, изменения, преобразования. Он пытался раскрыть источник этого движения и развития, усматривая его в борьбе противоположностей. Для Гегеля противоречия есть корень всякого движения и жизненности. Но поскольку Гегель был идеалистом, то, говоря о развитии, он оставлял место для сверхматериальной силы как
первотолчка и перводвигателя материального мира.
Чтобы правильно понять, что такое движение, необходимо подойти к его рассмотрению с позиций диалектического материализма, отбросив метафизику и идеализм. Это и было сделано основоположниками марксистской философии. «Движение — писал Ф. Энгельс,— рассматриваемое в самом общем смысле слова,
т. е. понимаемое как способ существования материи, как внутренне присущий материи атрибут, обнимает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением». Таким образом, движение применительно к материи означает изменение вообще. Любые изменения материальных объектов, будь то изменения физических или химических свойств предметов, изменения, происходящие на Солнце или в космическом пространстве, в живом мире или в общественной жизни,— все это есть движение. При этом источником движения всегда и везде выступают внутренне присущие объектам противоречия, которые свойственны всем без исключения предметам и явлениям. Самодвижущаяся материя не нуждается в сверхприродном двигателе. Движение есть способ существования материи. Это значит, что материя не может существовать вне движения, которое поэтому так же объективно, как и сама материя.
Поскольку материя вечна, несотворима и неуничтожима, постольку и ее коренное неотъемлемое свойство — движение — тоже вечно, несотворимо и неуничтожимо. Это важнейшее философское положение находит подтверждение в законе сохранения и превращения энергии, который устанавливает, что при любых
материальных преобразованиях общее количество энергии всегда остается постоянным, неизменным, т. е. сохраняется количество движения.
При этом движение не уничтожается не только в количественном, но и в качественном отношении, так как материальное движение. способно бесконечно переходить из одной формы в другую. Качественно различные формы энергии (механическая, тепловая, электромагнитная, ядерная и т. д.) постоянно превращаются друг
в друга, причем определенному количеству движения одной формы всегда соответствует определенное количество движения другой формы.

Движение невозможно отделить от материи.


Естественнонаучным выражением неразрывной связи материи и движения является закон взаимосвязи массы и энергии, который гласит, что любой материальный объект, имеющий массу, обладает определенной энергией, соответствующей этой массе. Поэтому можно сказать: там, где есть материя, всегда есть движение; и наоборот:
там, где есть движение, всегда есть материя. Современные буржуазные философы-идеалисты и естествоиспытатели, отрывая движение от материи, создают «теории» о существовании «чистого» движения без материи, истолковывают взаимосвязь массы и энергии как превращение массы в энергию. Но в действительности, хотя масса и связана с энергией, перейти в энергию она не может, так же как материя не может перейти в движение. Движение, будучи неотъемлемым свойством материи, формой ее бытия, всегда и везде связано с материей, а материя всегда и везде находится в движении.
Положения марксистской философии об объективности движения, о неразрывности движения и материи указывают науке пути познания конкретных свойств движущейся материи, многообразных явлений природы, помогают преодолевать идеалистические и религиозные заблуждения.

Движение противоречиво по своей природе.
Противоречивость движения проявляется в том, что такие его характеристики, как изменчивость и устойчивость, выступают в неразрывной связи.
Вечная и всеобщая изменчивость мира отнюдь не исключает моментов относительной устойчивости, относительного покоя, временных состояний равновесия вещи, предмета, явления. Если бы не было этой устойчивости, мир представлял бы собой неразличимый хаос.
В мире существуют разнокачественные виды материи (атомы, молекулы, электромагнитное поле, поле тяготения, множество явлений живой природы, многообразные общественные явления и т. д.). Все эти виды материи находятся в непрерывном движении, которое проявляется в качественно различных формах, зависящих от качественной специфики данного вида материи. Различают следующие основные формы движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную.

Механическое движение включает в себя пространственное перемещение различных тел: движение мельчайших частиц, составляющих атомы, перемещение атомов и молекул, движение больших
тел, включая и космические объекты.

Физическая форма движения охватывает тепловые и электромагнитные процессы, внутриядерные и внутриатомные преобразования, взаимодействия «элементарных» частиц и т. д.

Химическая форма движения включает процессы соединения и разъединения атомов и молекул, образования и разрушенияк веществ, происходящие в неорганической и органической природе.

Биологическая форма движения — это разнообразные проявления жизни, взаимоотношения живых организмов между собой и с неорганической природой.
Социальная (общественная) форма движения охватывает многообразные процессы, происходящие в обществе, включая изменения в области производства, классовые и национальные отношения, процессы развития материальной и духовной культуры, взаимодействие общества и природы.
Если рассмотреть основные формы движения материи в том порядке, в котором они здесь приведены, то окажется, что любая из них тесно связана со всеми другими, причем основой их взаимной связи является связь между находящимися в движении материальными объектами. Наряду с этим каждая последующая форма
движения материи сложнее, выше предыдущей, причем более сложная форма движения развивается из более простых и содержит их в себе в подчиненном виде. Наконец, каждая форма движения качественно отличается от других и несводима к другим формам движения.
Проследим все сказанное на примере биологической формы движения материи. Эта форма движения возникла на нашей планете в результате закономерного развития физических и химических процессов, которое привело к созданию условий для появления белковых соединений — материальных носителей жизни. Возникновение жизни означало появление более высокой формы движения материи по сравнению с механической, физической и химической формами движения.
Вместе с тем биологическая форма движения не отбрасывает изшие формы, а включает их в себя. Так, в живом организме происходят многочисленные физические и химические изменения, обеспечивающие ему получение необходимых веществ и энергии из внешней среды.
Но хотя биологическая форма движения и содержит в себе низшие формы, однако она не сводится к ним, качественно от них отличается. Эта качественная специфика биологической формы движения состоит в присущем живым организмам постоянном самообновлении химического состава, в обмене веществ с
окружающей средой.
Современная наука, все глубже проникая в тайны природы и открывая новые виды материи и различные уровни ее организации, расширяет наши знания о формах движения материи, их взаимной связи и качественном различии.
Диалектическое понимание форм движения материи, их взаимосвязи и взаимопереходов имеет важное мировоззренческое и методологическое значение и служит острым оружием в борьбе против фальсификации буржуазными идеологами явлений природы и общества. Дело в том, что многие современные буржуазные
философы и естествоиспытатели метафизически сводят высшие формы движения материи к низшим или распространяют законы низших форм движения на высшие. Так, биологические изменения они представляют как простую сумму физико-химических процессов, утверждая, что основными законами, управляющими живой
материей, являются законы физики и химии. Тем самым смазывается качественная специфика живой природы, ее коренное отличие от природы неорганической.
Анализируя сложные явления социальной жизни, буржуазные ученые нередко механически переносят физические и биологические понятия и законы на общество. Одни из этих ученых, ссылаясь на биологический закон естественного отбора, делят расы на низшие и высшие. Другие утверждают, что учение об обществе может стать точной наукой только в том случае, если физика и биология будут распространены на область
общественных отношений. При этом они сводят законы социальных явлений к физическим и биологическим законам, толкуют о «социальной энергетике», «социологических атомах» и т. д. Отрицание социальных закономерностей путем их сведения к понятиям и законам естествознания имеет целью затушевать
классовые противоречия современного капиталистического общества. «На деле никакого исследования общественных явлений, никакого уяснения метода общественных наук нельзя дать при помощи этих понятий,— писал В. И. Ленин.— Нет ничего легче, как наклеить «энергетический» или «биолого-социологический» ярлык на явления вроде кризисов, революций, борьбы классов и т. п., но нет и ничего бесплоднее, схоластичнее, мертвее, чем это ественных и общественных наук — наглядное свидетельство кризиса современных буржуазных учений об обществе.
Философские выводы о природе движения имеют принципиальное значение для понимания сущности пространства и времени, которые также наряду с движением являются формами бытия материи.
Говоря о пространстве, мы обычно имеем в виду, что тот или иной предмет занимает определенное место, имеет три измерения: длину, ширину, высоту.

Время мы характеризуем как начало или длительность событий. Философия не ограничивается этим, она
рассматривает вопросы об объективности пространства и времени, об их связи с.АШ*жущейся ,мдхерией._
Понятие пространства выражает сосуществование материальных объектов и их взаимное расположение. Все материальные предметы и явления имеют пространственную протяженность, форму и размеры. Протяженность как относительно устойчивое взаимодействие внутренне связанных между собой материальных процессов обусловлена свойствами движущейся материи.

Пространственные связи и отношения качественно различных материальных объектов описывает математика. Чем глубже развиты математические теории, математический аппарат, тем точнее отражаются общие пространственные свойства действительности.

Понятие времени выражает последовательность чередования материальных процессов, их длительность. Материя в любом виде и состоянии обладает временными свойствами. Для того чтобы изменения одного материального объекта вызвали соответствующие изменения в других материальных объектах, необходимо определенное время. Время, выражаясь в изменении и развитии материи, обладает направлением. Оно течет от
прошлого к будущему и обладает свойством необратимости. Прошлое нельзя изменить, в прошлое нельзя возвратиться.
Пространство и время — всеобщие формы бытия материи, они присущи всем ее состояниям. Любое материальное движение происходит где-то, в каком-то пространстве, и когда-то, в какое-то время. Пространство и время объективны. Они существуют независимо от сознания людей и выражают совокупность объективных свойств и отношений материальных предметов и явлений. Человек получает сигналы из далеких звездных миров, исследует изменения, которые охватывают миллиарды лет, изучает «элементарные»
частицы, существующие миллионные доли секунды, и везде пространство и время выступают как объективные формы движущейся материи. Независимо от материальных процессов пространство и время существовать не могут. Критикуя идеалистические и религиозные положения о существовании бытия вне времени и пространства, Ф. Энгельс отмечал, что бытие вне времени есть такая же величайшая бессмыслица, как бытие вне пространства. В объективном мире нет ничего, кроме движущейся материи, и материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени.
Домарксистские материалисты признавали объективность пространства и времени, но оставались метафизиками в их понимании.

Они, как и метафизически мыслящие естествоиспытатели, считали пространство и время самостоятельными физическими реальностями, независимыми от движущейся материи. Пространство понималось при этом как универсальное вместилище вещей, наподобие ящика, а время — как длительность, не зависящая от материальных изменений. Такое представление позволяет с известной точностью характеризовать пространственные и временные отношения больших тел (макротел)г движущихся с относительно малыми
скоростями (например, движение автомобиля, самолета, снаряда, космического корабля и т. д.). Когда же наука столкнулась со скоростями, сравнимыми со скоростью света (движение «элементарных» частиц), то оказалось, что такие взгляды и вытекающие из них представления о неизменности свойств пространства и времени являются явно недостаточными.
Развитие науки в наш век подтверждает положение диалектического материализма о зависимости свойств пространства и времени от движущейся материи. Как показывают современные данные науки, пространственные и временные свойства тел тесно взаимосвязаны.

Взаимная связь пространственных и временных свойств материальных объектов начинает заметно проявляться при значительных скоростях движения. Так, например, «элементарные» частицы — мезоны в состоянии покоя существуют миллионные доли секунды, а если им придать большую скорость, то время их существования увеличивается в сотни раз. Современная наука и практика опровергают домыслы идеалистов и церковников о божественном сотворении мира, о его ограниченности в пространстве и во времени и доказывают, что пространство безгранично и время бесконечно. Безграничность пространства понимается в том смысле, что, в каком бы направлений и на какое бы расстояние мы в нем ни двигались, нам никогда не удастся достигнуть его пределов. Бесконечность времени означает, что если взять какое-либо событие, то до того, как оно произошло, протекло беспредельное количество времени, точно так же как и после него время никогда не будет иметь конца.
Мир есть движущаяся в пространстве и во времени материя. Поэтому пространство и время столь же вечны и бесконечны, как и сама материя.

§ 4. Сознание, его происхождение и сущность. Сознание как форма отражения действительности

3. Движение, пространство и время — формы существования материи НКФ