Умножаем или теряем: власть, дело, отношения. Сайт Опсуимолога. Начинать всегда трудно. Но я начал. Ради нового уровня свободы и справедливости для всего человечеств и надо начинать с себя. Начнем?

Глосарий. Опсуимолог. Коротков.

#
Мудрость

Мудрость есть наука об определенных причинах и началах. МУДРОСТЬ — высшее проявление глубины ума, опирающееся на способность обобщения непосредственного опыта и здравый смысл. В этом отличие МУДРОСТЬ от эрудиции. Мудр тот, кто знает не многое, а нужное.

ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯобщепсихологическая категория второго уровня их иерархии и проявления психики, имеющая два аспекта: семь форм психического отражения с добавлением потребностей, внимания и психомоторики (десять частнопсихологических категорий, объединяемых ею); психический процесс, психическое состояние, свойство личности (три частнопсихологические категории, также объединяемые ею). Различают ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ сукцессивные и симультанные.

A
АБСТРАГИРОВАНИЕ

АБСТРАГИРОВАНИЕ (лат. abstrahere — отвлекать) — процесс МЫШЛЕНИЯ, в результате которого человек, отвлекаясь от несущественного, образует понятия, «восходя от конкретного к абстрактному», как указывал В. И. Ленин (т. 29, с. 152). При восхождении от абстрактного к конкретному абстрактное наполняется конкретным содержанием.

C
Цель

ЦЕЛЬтермин, имеющий два значения: объективная цель — явление, которого надо достичь (напр.,мишень) или выполнить (напр., «спущенный план»); Цель как психическое явление — субъективный образ ЖЕЛАЕМОГО результата ДЕЙСТВИЯ или ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Эти субъективные Цели бывают как индивидуальными, так и групповыми.

D
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — философская, социологическая и психологическая категория: явление, изучаемое всеми общественными и гуманитарными науками; взаимодействие человека или группы и мира, в процессе которого человек сознательно и целенаправленно изменяет мир и самого себя.

«Для того чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он (человек.— К. П.) приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в ней силы и подчиняет игру этих сил своей собственной власти»,— писал К. Маркс (т. 23, с. 188—189). ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ осуществляется по схеме «субъект — объект», причем в качестве субъекта может выступать и личность и группа, а в качестве объекта и предметы (тогда это будет предметная ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) и другие субъекты (тогда это будет общение). По своей сущности ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — высшая, свойственная только человеку или группе форма активности. Психологическая динамическая структура ДЕЯТЕЛЬНОСТЬИ такова:
цель -> мотив -> способ -> результат
ДЕЯЛЬНОСТЬ складывается из ряда действий. Различают ДЕЯЛЬНОСТЬ практическую и ДЕЯЛЬНОСТЬ теоретическую. Основным видом ДЕЯЛЬНОСТИ является труд, выступающий как фактор проявления, формирования и развития психики. Руководство ДЕЯЛЬНОСТЬЮ людей и их групп — важнейшая задача управления.

Differentia specifica — Дифиниция

Differentia specifica «…объяснение, в котором нет указания на differentia specifica, не есть объяснение»

F
ФОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ

ФОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ — основные роды единств процессуального и содержательного в психике: памяти, эмоций, ощущений у животных, а у человека — также мышления, восприятий, чувств и воли. Это частнопсихологические категории, обобщаемые ФОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ как общепсихологической категорией их первого уровня. Та или иная ФОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ возникает под влиянием соответствующей ей потребности, организуется вниманием и объективизируется психомоторикой. Все вместе они обобщаются общепсихологической категорией второго уровня — психическим явлением.

G
ГРУППА ЛЮДЕЙ

ГРУППА ЛЮДЕЙ — социологическая категория, изучаемая социальной психологией как психологическая общность. Выделяют ГРУППЫ ЛЮДЕЙ реальные и условные. По объему ГРУППА ЛЮДЕЙ могут быть большими и малыми. По уровню развития ГРУППЫ ЛЮДЕЙ Уманский предложил различать следующую иерархию видов ГРУППЫ ЛЮДЕЙ:
  • коллектив,
  • группа автономная,
  • группа-кооперация,
  • группа-ассоциация;
  • номинальная группа; группа-конгломерат.

I
ИНТЕРЕС

ИНТЕРЕС — одна из форм направленности личности: окрашенное положительной эмоцией сосредоточение внимания на определенном, вызывающем ИНТЕРЕС феномене.

ИНТЕРЕС — проявление не только познавательной, но и других потребностей.

J
ЖЕЛАНИЕ

ЖЕЛАНИЕ — эмоциональная форма направленности личности, иерархически более высокая, чем влечение, но более низкая, чем интерес. Практически желаемое человек осознает как то, к чему он стремится, как цель стремления.

Жизнь

«Жизнь — усилие во времени». То есть время — такая вещь, что нужно делать усилие, чтобы оставаться живым.

K
КАТЕГОРИИ ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

КАТЕГОРИИ ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

КАТЕГОРИИ ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ — предельно широкие психологические понятия, взаимосвязанные в указанном ниже порядке в спираль иерархии категорий психологии, общий объем которой совпадает с объемом и содержанием основной психологической категории — психикии, следовательно, психологии как науки: формы психического отражения, психические явления, сознание, личность, деятельность, развитие психики. Все другие психологические понятия, в частности частнопсихологические категории, подчинены им. Поэтому право на отнесение КАТЕГОРИИ ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ дает не значение данного понятия для психологии (как, напр., образ), а его главенствующее и взаимосвязанное с другими место в системе психологических понятий. КАТЕГОРИИ ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ как и категории частнопсихологические, являются одновременно и категориями индивидуальной психологии и лежат в основе категорий медицинской психологии, психологии труда, других психологических наук.

L
ЛИЧНОСТЬ

ЛИЧНОСТЬ — человек как носитель сознания; одна из двух систем человека (вторая — организм) и потому общепсихологическая категория четвертого уровня их иерархии. Любой взрослый здоровый человек является ЛИЧНОСТЬЮ хотя ею не рождается, а становится в процессе деятельности и общения с другими людьми, посредством чего овладевает социальным опытом и умножает его. Научившись сравнивать себя с другими людьми, выделяет свое Я из окружающего. ЛИЧНОСТИ бывают разные: гармонично и односторонне развитые, прогрессивные и реакционные, моральные и аморальные, здоровые и больные и т. д., развиваясь, а иногда деградируя. ЛИЧНОСТЬ — объект философии, социологии, этики, права, педагогики и других наук. Методологической основой изучения личности всеми науками является марксистско-ленинское учение о личности, историко-материалистическая концепция личности. ЛИЧНОСТЬ — не дизъюнктивное и тем более не альтернативное психическое явление, а проградиентное. Поэтому формулировку «стань личностью» надо считать литературной метафорой и синонимом «будь человеком!». Поскольку, как указывал В. И. Ленин, «сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его» (т. 29, с. 194), активность является атрибутом личности, а деятельность — ее основной функцией и наиболее полной объективизацией.

M
МЫШЛЕНИЕ

МЫШЛЕНИЕ — высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном отражении субъектом существенных связей и отношений действительности, в творческом созидании новых идей, прогнозировании событий и действий (говоря языком философии); функция второй сигнальной системы действительности (говоря языком физиологии — высшей нервной деятельности), понятийная (в системе языка психологии) форма психического отражения, свойственная только человеку, устанавливающая с помощью понятий связи и отношения между познаваемыми феноменами. Элементы МЫШЛЕНИЯ в форме каузального рефлекса анализа и синтеза есть у высших животных. МЫШЛЕНИЕ имеет ряд форм — от суждений и умозаключений до творческого и диалектического М. и индивидуальные особенности как проявление ума с использованием имеющихся знаний, запаса слов и индивидуального субъектного тезауруса.

N
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ — одна из подструктур личности, являющаяся ее высшим уровнем. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ имеет ряд качеств: уровень, широта, интенсивность, устойчивость, действенность — и ряд форм: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение и убеждения. Формируется НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ путем воспитания.

НАСТРОЕНИЕ

НАСТРОЕНИЕ — не резкое, но стойкое проявление эмоций у личности или группы.

O
ОБЪЕКТИВНОЕ

ОБЪЕКТИВНОЕ — существующее вне зависимости от субъекта и отражаемое, в частности познаваемое им.

Опсуимолог

Опсуимолог — это специалист в области новой дисциплины «опсуимология», предложенной Легендарным психологом, философом, методологом, Сергеем Коротковым, который использует подходы психотерапии, психологии, психоанализа и философии для помощи людям в развитии самосознания, осознании своих истинных желаний и реализации потенциала. Термин «опсуимолог» является аббревиатурой, расшифровывающейся как Окружение, Поведение, Способности, Убеждения, Идентичность, Миссия + ЛОГОС (знание, слово). Развитие и нахождение в персональном, профессиональном, психическом. Системный мыслитель.

Опсуимология

Опсуимология: Это его авторская методика Сергея Короткова, направленная на работу с «прошивкой» человека – его картиной мира и глубинными убеждениями.

ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА — одна из двух подструктур человека, взятого как целое при системном подходе к нему. Вторая его подструктура — личность. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА — объект изучения антропологией, анатомией, гистологией, физиологией и биохимией. Без многих данных этих наук психология не может решить ряд проблем.

P
ПАМЯТЬ

ПАМЯТЬ — следовая форма психического отражения, развивающаяся на основе генетической и физиологической памяти как запоминание, сохранение и последующее объективное и субъективное воспроизведение и узнавание ранее воспринятого, пережитого или сделанного. ПАМЯТЬ формирует содержательное в психике, опыт личности и ее Я. Различают виды, типы и формы ПАМЯТИ.

ПОНЯТИЕ

ПОНЯТИЕ — форма рационального познания, ПСИХИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ, присущее только человеку как элемент мышления и элементарная форма существования мысли: отражение существенного в феномене, закрепленное словом, что моделируется треугольником Фреге.

ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯобщепсихологическая категория второго уровня их иерархии и проявления психики, имеющая два аспекта: семь форм психического отражения с добавлением потребностей, внимания и психомоторики (десять частнопсихологических категорий, объединяемых ею); психический процесс, психическое состояние, свойство личности (три частнопсихологические категории, также объединяемые ею). Различают ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ сукцессивные и симультанные.

S
Смех

СМЕХ — объективизация чувства комического, проявляющаяся по силе от усмешки до хохота.

СОЗНАНИЕ

СОЗНАНИЕ — высшая форма ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ, свойственная только человеку, интегрирующая все другие семь свойственных ему форм психического отражениям свои три атрибута и потому являющаяся общепсихологической категорией третьего уровня их иерархии. СОЗНАНИЕ развивалось в антропогенезе одновременно с образованием понятийного мышления к речью в процессе труда и общения членов первобытного коллектива, развивается у ребенка в процессе общения с другими людьми и превращения его психики в СОЗНАНИИ различных уровней ясности и степеней осознанности содержательного его атрибутов. В дальнейшем человек может «терять» СОЗНАНИЕ во время сна, обморока, шока, под влиянием наркоза и тяжелых психических заболеваний. В остальное время субъективное содержание его психики и СОЗНАНИЯ — явления тождественные. Различают три формы С: индивидуальное, групповое (объекты изучения психологии) и общественное (объект изучения исторического материализма). СОЗНАНИЕ как указывали К. Маркс и Ф. Энгельс, «…с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди» (т. 3, с. 29). «Сознание человека не только отражает объективный мир,— подчеркивал В. И. Ленин,— но и творит его» (т. 29, с. 194). И далее: «т. е. что мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его» (там же, с. 195). Марксистско-ленинское толкование СОЗНАНИЯ показало ограниченность понимания его Л. Фейербахом как пассивно-созерцательного, что до сих пор свойственно буржуазной психологии. Бихевиоризм отрицал возможность познания СОЗНАНИЯ

T
ТЕРМИНЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

ТЕРМИНЫ психологические (лат. terminus — предел, граница — слова, обозначающие научные понятия, имеющие дефаниции (определения), дополняемые объяснением и потому включаемые в систему языка психологической науки. ТЕРМИНЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ могут быть: частным случаем обозначения общенаучных понятий архаизмами, обозначать понятия корректные и некорректные (последние нежелательны), заимствованными из других наук.

V
ВЛЕЧЕНИЕ

ВЛЕЧЕНИЕ — наиболее примитивная эмоциональная форма направленности личности: переживание смутной (чаще биологической) потребности.