Закон отрицания отрицания показывает, как связаны между собой различные этапы развития, старое и новое, и отвечает на
вопрос о том, какова общая тенденция, направленность развития. Для уяснения сущности этого закона необходимо знать, что представляет собой диалектическое отрицание.

Отрицание состоит в том, что новое заменяет собой старое, т. е. один этап развития приходит на смену другому. Сам процесс перехода от старого к новому, замены одного этапа другим и называется в философии отрицанием.

Рассмотрим важнейшие свойства и особенности отрицания. Прежде всего отрицание имеет всеобщий характер, оно
присуще всякому развитию в природе и в обществе, является его обязательным моментом. В живой природе, например, на
протяжении веков развитие происходит так, что старые биологические виды отрицаются новыми, которые возникают на их основе и являются более жизнеспособными. Процесс исторического развития общества представляет собой смену одних общественных формаций другими, высшими. В развитии познания одни положения науки заменяются другими, точнее отражающими связи действительности.

Отрицание заложено в единстве и борьбе присущих вещам и явлениям противоположных сторон. Мы уже видели, что стороны противоречия имеют разное значение, играют различную роль в развитии предмета или явления. Одна из них направлена на изменение данного предмета, явления и, следовательно, играет прогрессивную роль. Другая выражает устойчивость этого предмета или явления и носит консервативный характер. Отрицание и есть разрешение этого внутреннего противоречия путем преодоления его старой, консервативной стороны и утверждения новой, прогрессивной стороны.

Таким образом, развитие представляет собой процесс, в котором старое постоянно подвергается отрицанию и замене
новым. Без этого нет развития. «Всякое развитие, независимо от его содержания,— писал К. Маркс,— можно представить как ряд различных ступеней развития, связанных друг с другом таким образом, что одна является отрицанием другой… Ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования»

Следующей важной чертой отрицания является то, что оно внутренне присуще всякому развивающемуся процессу, а не
является чем-то посторонним, привнесенным извне. Понимание отрицания как того, что внутренне присуще процессу развития, отличает материалистическую диалектику от метафизики.

В природе и в обществе мы сталкиваемся с различными формами изменения, замены одного качества другим. Так, например, зерно какого-либо растения может быть съедено птицей или перемолото на мельнице. Это тоже отрицание. Оно заключается в том, что вещь уничтожается под воздействием внешних сил, и, следовательно, прекращается ее дальнейшее развитие. Такое механическое отрицание является внешним и не может считаться диалектическим отрицанием.

Внутреннее, диалектическое отрицание не только не прекращает развития, а, напротив, является его условием. Возьмем
тот же пример с зерном. Попадая в почву, при наличии тепла и влаги зерно прорастает. Из него развивается растение, которое является отрицанием зерна. Но это отрицание представляет собой необходимый момент развития, оно определено природой данного процесса. Таким же образом отрицание капитализма социализмом происходит неизбежно в силу действия законов самого капитализма.

Подчеркивая определяющую роль внутренних факторов в процессе отрицания, вместе с тем нельзя игнорировать и значение внешних условии, которые могут оказывать существенное влияние на возможность осуществления, особенности протекания и формы отрицания.

Метафизики рассматривают всякое отрицание как внешнее, механическое отрицание и тем самым искажают действительный характер развития, лишают себя возможности правильно определить общую направленность процесса развития. В отличие от этого диалектика рассматривает отрицание как такую форму развития, когда вместо устраняемого старого утверждается новое. Это новое обусловлено и подготовлено старым, зародилось в недрах старого и является его порождением. Поэтому в процессе отрицания возникает не любое новое, а лишь такое, которое является необходимым результатом действия сил и законов, сложившихся в старом. Зерно, например, обусловливает появление растения, капитализм — возникновение социализма. Таким образом, диалектическое отрицание не только устраняет старое, но
и утверждает новое.

Но было бы неправильно думать, что новое просто отбрасывает старое. Оно никогда полностью не уничтожает старое, между ними нет пропасти. Диалектическое отрицание сохраняет все лучшее, что имелось в старом. Новое воспринимает из старого все достижения предшествующего развития. Отрицание отжившего необходимо как раз для того, чтобы сохранить здоровое и прогрессивное и создать условия для его дальнейшего развития. Так, разрушая капиталистические производственные отношения, социалистическая революция сохраняет производительные силы; изменяя общественную надстройку, она сохраняет все ценное из области науки, культуры. Сохранение прогрессивных элементов, возникших на предшествовавших этапах развития, означает преемственность, связь нового со старым.

Прогрессивное развитие невозможно без устранения всего устаревшего. Но оно невозможно и без преемственности. Вся
история человечества показывает, как в ходе его развития сохраняются и накапливаются завоевания труда и мысли людей. При этом каждый этап развития становится все более богатым, содержательным. Если бы каждое поколение людей начинало все сначала, социальный прогресс был бы невозможен.

Таким образом, диалектическое отрицание включает в себя как удержание, сохранение положительных черт старого, так и
устранение отжившего и тем самым выступает как условие прогресса. Поэтому теоретически неверной и политически реакционной является позиция буржуазных идеологов, ревизионистов и реформистов, выступающих против необходимости революционных преобразований, в частности против необходимости социалистической революции. Ссылаясь на то, что новое вырастает в недрах старого, они упускают из виду, что утверждение нового, социалистического строя требует разрушения старого, капиталистического общества.

Столь же неверно и метафизическое, анархистское и левацкое понимание революции как голого, «зряшного» отрицания,
лишенного преемственности. В. И. Ленин резко критиковал теоретиков «Пролеткульта», которые требовали полностью отбросить всю прежнюю культуру, выступал против анархистов, проповедовавших уничтожение всякой государственности сразу же после завоевания власти рабочим классом.

В. И. Ленин разъяснял, что хотя пролетарская культура качественно отлична от всей прежней, в том числе и буржуазной,
культуры и является ее отрицанием, но она возникает не на голом месте, а усваивает все лучшее, что создано многовековым развитием человечества. Он указывал на марксизм как на образец правильного отношения к прошлому идейному богатству. Являясь решительным отрицанием прежней философии, политической экономии и утопического социализма, марксизм вместе с тем сохранил все истинно научное, что в них было. В процессе создания диалектико-материалистического мировоззрения К.Маркс и Ф. Энгельс опирались на прочный фундамент человеческих знаний прежних эпох. И в настоящее время наша партия, относясь критически к буржуазной культуре в целом, учит воспринимать и использовать все ценное, что способны дать буржуазная наука и техника, организация производства в промышленности
и сельском хозяйстве.

Итак, мы выяснили основные черты диалектического понимания отрицания. Теперь, естественно, встает вопрос: прекращается ли развитие после того, как старое сменилось новым? И если нет, если развитие на этом не останавливается, то как оно происходит дальше и какую имеет тенденцию, направленность?

Всякое новое, развиваясь, рано или поздно становится старым.


И, как и всякое старое, в определенный момент времени оно сменяется новым, т. е. происходит отрицание того, что само являлось отрицанием. Таким образом, законом развития является отрицание отрицания, замена старого новым, а этого нового — еще более новым. Так, например, зерно пшеницы, посаженное в почву, подвергается первому отрицанию, когда вместо него появляются корни, стебель, колос. По мере созревания в колосе новых зерен постепенно засыхает, т. е. отрицается. Происходит отрицание отрицания.

Развитие общественной жизни бесклассовый первобытнообщинный строй был основан на общественной собственности на средства производства. Затем развитие производительных сил привело к (части слова нет, может развитию)…ию общественной собственности, замене ее частной собственностью господствовавшей на протяжении трех общественно-
экономических формаций:

  • рабовладельческой,
  • феодальной и
    капиталистической.

Дальнейшее развитие производительных сил с необходимостью приводит к социалистической революции. В коммунистической формации, являющейся результатом этой революции, вновь утверждается общественная собственность на средства производства. Следовательно, и здесь имеет место отрицание отрицания.

Мы уже видели, что отрицание не сводится к простому, механическому отбрасыванию всего предшествующего. В процессе
отрицания происходит также сохранение всего положительного, что было достигнуто на предшествующих ступенях развития. Это верно и для второго отрицания, а отсюда следует, что развитие имеет поступательный характер, оно необратимо, не может идти вспять.

Однако было бы не совсем верно считать, что изменения во всех областях действительности являются прогрессом. Понятие прогресса в полном объеме применимо к общественной жизни и в известном смысле — к живой природе. В неживой природе есть круговороты, восходящие и нисходящие ветви развития, имеет место одновременное существование высших и низших форм движения материи.

Вместе с тем в этом многообразии изменений в природе отчетливо прослеживается восходящая линия развития:
возникновение все более высоких форм движения материи. На определенном этапе развития появляются живые организмы, затем человек и человеческое общество. Возникновение общества означает появление наиболее высокой формы движения материи.

В общественной жизни последовательная смена первобытнообщинного строя рабовладельческим, рабовладельческого —
феодальным, феодального — капиталистическим тоже является движением от низшей ступени к высшей. В настоящее время в мире происходит смена капитализма еще более высоким общественным строем — коммунизмом. Переход от старого к истинно новому всегда прогрессивен. А победа нового в жизни неотвратима, так как оно возникает закономерно и является более совершенным и жизнеспособным по сравнению со старым.

Каковы же особенности восходящего развития?

Прежде всего оно не является простым движением по прямой. Это обьясняется тем, что в процессе развития, который в общем и целом выступает как процесс восходящий, бывают отдельные временные ответвления, зигзаги, нисходящей ветви развития. В развитии общества такие зигзаги и временные шаги назад обычно связаны с сопротивлением и временной победой старого. Сюда относятся, (пропущенное слово), поражение революции и торжество реакции, победа фашизма в той или иной стране, экономические кризисы при капитализме.

Но подобные отступления всегда оказываются частичными и временными, а развитие в целом является поступательным, ибо старое хотя и может затормозить развитие, но не в состоянии остановить его или изменить присущий ему характер. Об этом свидетельствует вся история человечества, идущая от низших и примитивных форм общественной жизни ко все более совершенным и высоким.

Развитие идет не просто по прямой линии также и потому, что на определенном его этапе наблюдается повторение свойств старого, исходного этапа. Такое повторение не есть полный возврат к старому, ибо оно воспроизводит лишь некоторые черты старого и происходит на более высоком уровне развития, на новой основе. Вместе с тем эта особенность развития носит всеобщий характер и свойственна природе, обществу и познанию.

Итак, с точки зрения материалистической диалектики развитие является не простым прямолинейным движением и не движением по кругу с полным повторением старого, а представляет собой диалектическое единство поступательного движения и относительной повторяемости. Развитие, сочетающее такие тенденции, происходит как бы по спирали. Такое развитие («по спирали») имеет место ю всех областях действительности.

Закон отрицания отрицания является всеобщим законом. Но он, как и другие законы диалектики, всегда действует специфически, в особой форме, в зависимости от специфики различных процессов и предметов и условий их развития. Ф. Энгельс в своей
книге «Анти-Дюринг» писал, что «способ отрицания определяется… во-первых, общей, а во-вторых, особой природой процесса… Для каждого вида предметов, как и для каждого вида представлений и понятий, существует, следовательно, свой особый вид отрицания, такого именно отрицания, что при этом получается развитие»

Рассмотрим в связи с этим некоторые особенности действия закона отрицания отрицания при социализме. Эти особенности определяются новой природой социалистического строя, основанного на общественной собственности на средства производства,
социально-политическим и идейным единством народа, осознанием характера развития социалистического общества. Поэтому отрицание имеет здесь существенно иной характер по сравнению с тем, каким оно является в условиях антагонистического
общества, например при капитализме.

Каковы же особенности диалектического отрицания при социализме и в процессе перехода к коммунизму?

Прежде всего следует отметить, что отрицание здесь не может происходить в форме социально-политических революций, коренным образом перестраивающих общественную жизнь. Это объясняется тем, что противоречия коммунистической формации не являются антагонистическими и их разрешение не требует
ломки и переустройства основ общественной жизни. Отрицанию здесь подвергаются не основы социального строя, а отдельные устаревшие элементы общественной структуры, отжившие явления, пройденные этапы развития.

Переход от социализма к коммунизму, например, представляет собой отрицание первого вторым, так как хотя социализм и коммунизм и являются фазами одной общественной формации, но это различные фазы, имеющие различную степень зрелости.
Перерастание социализма в коммунизм требует изменения, отрицания отдельных сторон общественного строя и замены их новыми, соответствующими коммунистической фазе. Так, две формы социалистической собственности должны быть заменены единой коммунистической собственностью, принцип распределения по труду — принципом распределения по потребностям и т. д. Однако эти изменения совершаются не посредством ломки основ социализма, а путем их укрепления и развития.

В связи с тем что при социализме в процессе отрицания разрешаются неантагонистические противоречия, это разрешение выступает не в форме борьбы классов, а в форме организованной деятельности народа, руководимого коммунистической партией и государством. Замена старого новым и здесь требует серьезных усилий и борьбы, но в условиях социализма подавляющее большинство народа выступает на стороне нового.

Отрицания в условиях коммунистической общественной формации совершаются планомерно, сознательно. Они сохраняют объективный характер, ибо потребность в них возникает и созревает объективно, но осуществляются уже не стихийно, как прежде, а путем сознательной деятельности людей, познающих законы общественного развития.

Отрицания большого масштаба при социализме и коммунизме происходят постепенно, через ряд промежуточных ступеней и этапов и складываются из более мелких одноактных отрицаний. Таким большим постепенным отрицанием является переход от социализма к коммунизму. Охватывая весь общественный организм, он включает в себя ряд одноактных и постепенных отрицаний, относящихся к различным сторонам жизни общества.

Общественное развитие в целом имеет при социализме прогрессивный характер. В коммунистической формации складывается новый тип общественного прогресса. Он становится планомерным, непрерывным, ускоренным и неисчерпаемым.

Планомерность общественного прогресса обусловливается осознанным характером развития коммунистического общества. Народные массы принимают активное участие в общественной жизни, в строительстве коммунизма и осознают общественные и исторические последствия своей деятельности.

Непрерывность развития означает, что при социализме невозможны остановки, скачки назад или другие явления регресса. Здесь нет реакционных классов и других организованных социальных сил, которые были бы заинтересованы в ликвидации
нового. Непрерывность является одним из условий высоких темпов развития социализма. Высокие темпы прогресса обусловлены всеми преимуществами коммунистической формации. Факты свидетельствуют о том, что мировая социалистическая система развивается быстрее капиталистической.

Коммунистический прогресс неисчерпаем. Коммунистический строй будет постоянно развиваться и совершенствоваться на своей собственной основе.

Таким образом, закон отрицания отрицания выражает взаимную связь последовательных этапов развития и его общую направленность. При изучении конкретных процессов развития следует учитывать те его общие черты, которые отображаются в этом законе, и прежде всего диалектический характер отрицания. Эта сторона закона показывает, что новое неизбежно побеждает, тно „прогресс в общественной жизни невозможен без
решительной, борьбы против отжившего, за новое и прогрессивное.

Диалектика учит сохранять и использовать все ценное, что способствует движению вперед, критически воспринимать и творчески перерабатывать положительное наследство прошлого. Это относится как к материальной, так и к духовной жизни общества. Например, критика, чтобы быть плодотворной, необходимо должна включать в себя конкретные меры по устранению тех или иных недостатков, сохранять прежний положительный опыт, выделять и поддерживать новое, прогрессивное, а не ограничиваться простым отбрасыванием устаревшего.

С отрицанием старых форм нельзя запаздывать, ибо на определенном этапе развития они превращаются в тормоз, препятствующий движению вперед. Вместе с тем нельзя преждевременно отрицать те формы, которые еще не исчерпали своих положительных возможностей.

Закон отрицания отрицания, отображающий прогрессивный характер развития, помогает глубоко осознать, что в практической деятельности надо не останавливаться на достигнутом, а идти дальше, добиваться новых успехов. В противном случае неизбежны отставание и серьезные ошибки, ибо жизнь все время идет вперед.

Убеждение в поступательном характере движения общества, в неодолимости нового укрепляет уверенность рабочего класса и всех трудящихся в победоносном исходе их революционной борьбы, в неизбежной гибели капитализма и наступлении социализма и коммунизма. Закон отрицания отрицания является научным выражением исторического оптимизма, характерного для коммунистического мировоззрения.

Рассмотренные нами три основных закона диалектики — закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания — выражают главные стороны и черты процесса развития, характеризуя его в самом общем виде. Однако диалектика не исчерпывается этими законами. Другие стороны развития выражаются посредством парных (соотносительных) категорий. Некоторые из этих категорий рассматриваются в следующей главе.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

  1. Какие положения материалистической диалектики являются ее исходными принципами? Что такое закон и философские категории?
  2. В нем состоит закон единства и борьбы противоположностей? Каково его значение для революционной практики?
  3. Какие виды противоречий рассматриваются диалектическим материализмом? В чем специфика противоречий развития социалистического общества, каковы пути их выявления и преодоления?
  4. Какая сторона развития отображена в законе перехода количественных изменений в качественные?
  5. Чем обусловливается многообразие скачков? В чем состоят особенности качественных изменений при переходе от социализма к коммунизму?
  6. Что такое диалектическое отрицание и какова его роль в развитии? В чем заключается суть закона отрицания отрицания?
  7. Каковы особенности действия закона отрицания отрицания в условиях социализма?

Отрицание отрицания