Оглавление
Понятие мотива
Мотив — один из центральных элементов поведения человека.
В качестве основы поведения выступают человеческие потребности.
Потребности человека отражают его зависимость от внешнего мира, нужду в чем-либо. Ощущаемая как «состояние известной нехватки, которую организм старается восполнить» потребности человека являются «исходными побуждениями его к деятельности: благодаря им в них он выступает как активное, действенное существо».
«Люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того чтобы объяснять из своих потребностей (которые при этом, конечно, отражаются в голове, осознаются)…» — Энгельс.
Потребности по Симонову
- Витальные («жизненно необходимые»).
- Зоосоциальные («внутривидовое взаимодействие»).
- Саморазвития («направлены в будущее»).
- Витальные потребности, присущие человеку как представителю биологического вида. Это потребность в пище, воде, сне, продолжении рода, в защите от внешних опасностей и т.п. Сюда же относится и важнейшая потребность в экономии сил, побуждающая затрачивать на достижение цели минимум усилий. Потребность в экономии сил инициирует изобретательность и совершенствование технологии, но может приобрести самодовлеющее значение и обернуться ленью.
Перечень витальных потребностей:
- Пищевые и питьевые.
- Пассивно-оборонительные (страх, тревожность).
- Активно-оборонительные (агрессия).
- Гомеостатические (дыхание, кровообращение, терморегуляция, сон и бодрствование).
- Экономия сил («рефлексы лени»).
- Груминг («уход за телом»).
Каждая группа, как правило, включает в себя комплекс врожденных программ: простых и сложных, запускаемых биологически полезными и биологически вредными стимулами.
Пример: простое и сложное пищевое поведение: глотание и плетение сети пауком; биологически полезные и вредные стимулы (положительное и отрицательное подкрепление): сладкий вкус («хорошо») и горький вкус («плохо»).
- Социальные потребности в собственном смысле (поскольку социально обусловлены все потребности человека). Мы имеем в виду потребность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться вниманием, уважением и любовью со стороны других людей. Чрезвычайно важна потребность следования нормам, принятым в данном сообществе, без соблюдения которых любое подобное сообщество в принципе оказалось бы невозможным. Эту потребность Гегель выделил в особую группу, обозначив ее как потребность в религии, хотя в более широком смысле ее следовало бы назвать потребностью в идеологии, нормирующее удовлетворение биологических, социальных и духовных потребностей.
Зоосоциальные потребности – это:
- Половое поведение.
- Материнское (родительское) поведение.
- «Детское» поведение (стремление к контакту с родителем).
- Территориальное поведение («защита от перенаселения»).
- Иерархическое поведение (стремление к лидерству и стремление подчиняться вожаку).
- Реакции сопереживания («перенос» на себя эмоций, испытываемых другой особью).
- Идеальные потребности (саморазвитие), наиболее ярким представителем которых является потребность познания себя, окружающего мира, своего места в этом мире, смысла и назначения своего существования на земле. Эта же потребность, в частности, побуждает людей создавать произведения искусства и обращаться к ним.
Потребности саморазвития:
- Исследовательская: сбор новой информации, «любопытство».
- Подражательная: «делай, как…».
- «Рефлекс свободы» (преодоление ограничений).
- Игровая (тренировка двигательных навыков).
Каждая группа врожденных поведенческих программ обеспечивается работой особых нервных клеток внутри головного мозга – как правило, в его глубоких («древних») структурах. Важнейшая из таких структур – гипоталамус, по праву называемый «центром бессознательного».
Очень большую значимость имеет также деятельность миндалины (относится к базальным ганглиям; в глубине височной доли больших полушарий).
Активность центров потребностей зависит от:
- Сигналов из внутренней среды организма.
- Сигналов из внешней среды.
- Гормонального фона.
- Генов.
- Индивидуальной истории.
Гипоталамус содержит центры голода и жажды, страха и агрессии, половой и родительской мотивации; эндокринологический и вегетативный центры.
Центры пищевой и питьевой потребностей (голода и жажды) находятся в средней части гипоталамуса и мало связаны с миндалиной.
Центры полового и родительского поведения (передняя часть гипоталамуса) работают вместе с миндалиной, «откликаясь» на изменения концентрации ряда гормонов.
Центры страха и агрессии (задняя часть гипоталамуса) работают под управлением миндалины. С миндалиной также связана потребность доминирования в стае и ряд других зоосоциальных потребностей. Источник: