Люди издавна задумывались над тем, почему происходят изменения, наблюдающиеся в природе и обществе, в чем источник, движущие силы развития.


По этому поводу выдвигались разл ичные предположения, одни из которых были близки к истине, другие, часто исходившие
из внешней видимости явлений,— далеки от нее.

Уже говорилось, например, о том, что метафизики, механистически решая эту проблему, искали источник движения и изменения во внешней силе, в первом толчке и приходили к идеализму.

Научное решение вопроса об источнике развития, данное философией марксизма, выражается законом единства и борьбы
противоположностей, который В. И. Ленин называл сутью, ядром материалистической диалектики.

Этот закон вскрывает внутреннюю причину развития, показывая, что его источник лежит в противоречивости явлений и процессов, во взаимодействии, в борьбе присущих им противоположностей.

Следовательно, чтобы раскрыть содержание этого закона, необходимо предварительно выяснить, что такое противоположности и противоречия.

Противоположности — это противостоящие друг другу стороны, силы, тенденции явлений. Они отрицают, исключают и одновременно обусловливают друг друга. Вместе с тем противоположности являются сторонами, элементами противоречия, которое представляет собой взаимоотношение противоположностей.


В. И. Ленин в «Философских тетрадях» писал, что диалектика рассматривает всякую вещь как сумму и единство
противоположностей. Наличие внутренних противоположностей и их взаимоотношений у всех явлений и процессов свидетельствует о всеобщности противоречия и тем самым о всеобщности закона единства и борьбы противоположностей.

Чтобы показать это, обратимся вначале к неживой природе.
Современной физикой установлено, что внутри атомного ядра действуют противоположные силы — силы притяжения и
отталкивания. Ядро и оболочка атома также находятся в отношении противоположности, ибо ядро заряжено положительно, а оболочка, состоящая из электронов,— отрицательно. Все «элементарные» частицы обладают противоположными свойствами.


В органическом мире противоречивость развития выступает еще более отчетливо. Любой живой организм в каждый момент
времени остается тем же самым организмом, сохраняет свою качественную определенность и вместе с тем является другим, так как ввиду непрекращающегося обмена веществ он все время обновляется. Живым организмам присуще взаимодействие таких, например, противоположных процессов, как ассимиляция и диссимиляция.

Ассимиляция — это процесс усвоения организмом питательных веществ из окружающей среды, их превращения в
клетки и ткани организма. Диссимиляция противоположна ассимиляции и заключается в разрушении клеток и тканей
организма.
Если мы обратимся к общественной жизни, то увидим, например, что эксплуататорское общество состоит из враждебных
классов, положение и интересы которых противоположны и исключают друг друга.

Это рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, буржуа и пролетарии.

Противоположности свойственны и познанию. В нем присутствуют такие противоположные моменты, как истина и
заблуждение, относительное и абсолютное и т. д.
Таким образом, противоположности свойственны всем явлениям и процессам действительности, противоречивость явлений
имеет всеобщий характер.
Каково же взаимодействие противоположностей внутри явлений? Это взаимодействие включает в себя и единство
противоположностей, и их борьбу.
Единство противоположностей означает, что они составляют неотъемлемые стороны одного явления и взаимно обусловливают друг друга. Противоположности не могут существовать отдельно друг от друга, а каждый предмет, явление — вне их единства и взаимодействия. Невозможно, например, отделить северный полюс магнита от его южного полюса, потому что магнит всегда является их единством. Точно так же не бывает ассимиляции без диссимиляции, а живого организма — без их единства и взаимодействия.

Единство противоположностей проявляется и в том, что в определенных условиях противоположные стороны уравновешиваются, равнодействуют. Равновесие, отсутствие перевеса одной из противоположных сторон, выражает такой этап в развитии вещи, когда она устойчива. Равновесие противоположностей относительно, временно, в ходе развития оно нарушается, что в конечном счете приводит к исчезновению одной вещи и появлению другой, вместе с которой возникает и новое единство противоположностей. Например, в молодом организме в период его роста преобладает процесс ассимиляции, в зрелом — процессы ассимиляции и диссимиляции уравновешены, в стареющем — преобладает
процесс диссимиляции.

Находясь в единстве, противоположности в то же время «борются» между собой, т. е. взаимно отрицают, исключают друг
друга. И если единство противоположностей относительно, то борьба их, учил В. И. Ленин, «абсолютна, как абсолютно развитие, движение».

Единство и борьба противоречивых сторон и тенденций в вещах и процессах и являются условиями их развития.
Борьба находящихся в единстве взаимоисключающих сторон и тенденций стимулирует движение и изменение, ведет к исчезновению старых и возникновению новых качеств и форм. Развитие природы и общества, научная и практическая деятельность человечества неоспоримо подтверждают это важнейшее положение марксизма.

Так, одним из важных противоречий живой природы является противоречие между наследственностью организма и
окружающей его средой. Сложившаяся наследственность организма, являясь выражением его устойчивости, требует наличия определенных условий среды. Когда среда изменяется, а она изменяется все время, между этими требованиями наследственности и новыми условиями среды возникает противоречие. Если среда меняется слишком резко и организм оказывается не в состоянии перестроиться, то он погибает. Если же эти изменения не выходят за рамки возможностей организма,то он перестраивается, приспосабливается к новым условиям и в результате сохраняется и совершенствуется,
увеличивая при этом свою жизнеспособность. Это означает временное, относительное разрешение возникшего противоречия.

Затем в связи с новыми изменениями среды оно возникает вновь, снова разрешается и т. д. Следовательно, развитие каждого организма обусловлено указанным противоречием между наследственностью и средой, борьбой этих двух противоположных тенденций.
Источником прогрессивного развития общественной жизни также является борьба противоположностей. Так, например,
движущей силой развития эксплуататорских формаций является борьба классов. Только через эту борьбу и ее высшую форму — социальную революцию — совершается переход от одного общественного строя к другому, более высокому.
Закон единства и борьбы противоположностей — это не только закон объективного мира, но и закон познания. Источником
развития познания выступают свойственные ему противоречия.

Одним из таких противоречий является противоречие между объективным и субъективным, т. е. между объективными природными к общественными процессами и их законами, с одной стороны, и познанием этих законов людьми — с другой.

Постоянное разрешение, появление и новое разрешение этого противоречия составляет существо процесса развития познания, науки и практической деятельности. Одной из форм проявления этого противоречия является противоречие между существующей теорией и вновь открытыми фактами, которые требуют изменения, совершенствования теории, а иногда и замены ее новой, полнее объясняющей совокупность известных фактов.

Для развития познания имеют значение и противоречия межцу различными мнениями, идеями и направлениями в науке. Борьба этих мнений, идей, старых и новых теорий движет познание, способствует выяснению истины, препятствует превращению тех или иных выводов науки в окаменевшие догмы. Монопольное положение в науке отдельных лиц или групп, отсутствие творческих дискуссий серьезно тормозит научный и общественный прогресс.

Итак, противоречия имеют всеобщий характер. Следовательно, они многообразны и присущи самым различным предметам,
процессам и явлениям. Конкретные противоречия в их специфике и своеобразии изучаются отдельными науками. Однако наряду со специфическими чертами и особенностями противоречия имеют и общие свойства, которые изучаются философией. Противоречия могут быть внутренними и внешними, основными и неосновными, антагонистическими и неантагонистическими.

Внутренние противоречия образуются противоположными сторонами данного явления или процесса.

Внешние противоречия — это противоречия данного явления с другими явлениями или процессами. Определяющее значение в развитии данного явления имеют внутренние противоречия, так как рни связаны с его содержанием и сущностью, составляют основу его развития и изменения.

Так, например, внутренними противоречиями являются противоречия между положительно заряженным ядром и
отрицательно заряженными электронами в атоме, между ассимиляцией и диссимиляцией в живом организме, между
эксплуататорами и эксплуатируемыми в рабовладельческом, феодальном и капиталистическом обществах. Эти противоречия коренятся в самой природе данных явлений.

Внешние противоречия также оказывают влияние на развитие явлений, на их внутренние процессы, действуя через внутренние противоречия. Поэтому внешние противоречия тоже следует учитывать при изучении явлений.
Рассмотрим это на следующем примере. Опыт нашей страны и стран народной демократии показывает, что успешное
строительство социализма в той или иной стране связано с разрешением ряда внутренних противоречий, главными из которых являются противоречия между трудящимися и свергнутыми эксплуататорскими классами.

Это известное противоречие «кто—кого», о котором не раз говорил В. И. Ленин в своих работах советского
периода. Одновременно на ход социалистического строительства оказывают влияние и внешние противоречия— противоречия между социалистической и капиталистической мировыми системами. Однако разрешение этих противоречий в основном зависит от внутреннего развития социалистических и капиталистических стран.

Вместе с тем при решении подобных вопросов надо иметь в виду относительность внешнего и внутреннего. Если противоречия между двумя мировыми системами являются внешними для каждой из них в отдельности, то для человечества в целом они выступают как внутренние противоречия.

Противоречие, которое играет определяющую роль в развитии предмета или явления, называется основным. Оно относится к сущности этого предмета, явления, от него зависят другие противоречия и характер развития предмета в целом. Так, основным противоречием живого организма, как считают многие биологи, является взаимодействие ассимиляции и диссимиляции.

Основное противоречие присуще каждой общественно-экономической формации, каждой эпохе. Основное противоречие
капитализма, например,— это противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения. Оно определяет все его остальные’ противоречия (между пролетариатом и буржуазией, между всей нацией и горсткой монполистов, между производством и потреблением и др.). От его развития, степени его остроты зависит судьба капитализма.

Основным противоречием современной эпохи является противоречие между двумя мировыми системами. От развития и
разрешения этого противоречия зависит ход развития человечества.

Социалистическая система — ведущая и крепнущая сторона этого противоречия, и разрешено оно будет победой социализма и коммунизма во всем мире.

Положение об основном противоречии очень важно с методологической точки зрения, так как обнаружение основного
противоречия какого-либо процесса означает раскрытие его сущности.
В общественной жизни различают противоречия антагонистические и неантагонистические. Антагонистический характер
противоречий обусловлен разделением общества на классы с взаимно исключающими друг друга интересами. Это острые, враждебные противоречия. Для них существенно то, что они не могут быть разрешены в условиях того общественного строя, в котором они возникли. Антагонистические противоречия разрешаются путем классовой борьбы и социальной революции, которая ликвидирует старый общественный строй и создает новый. Такого рода противоречия характерны для рабовладельческого, феодального и капиталистического обществ. Например, основное противоречие капитализма носит антагонистический характер.

Развиваясь, оно приводит капитализм к неизбежной гибели.
Антагонистические противоречия современного капитализма — противоречия между трудом и капиталом, между монополиями и народом, между капиталистическими государствами и т. д. — все больше обостряются и углубляются. Это свидетельствует об обреченности капитализма, о том, что капиталистическая система в целом созрела для социалистической революции.

Антагонистический характер имеет также противоречие между капиталистической и социалистической мировыми системами.

Неантагонистические противоречия возникают при наличии общности важнейших интересов у различных социальных групп
общества. Так, например, в условиях капитализма не являются антагонистическими противоречия между мелкой буржуазией и рабочим классом. Мелкая буржуазия имеет частную собственность (у крестьян есть земля, скот, инвентарь; городская мелкая буржуазия владеет небольшими мастерскими, магазинами и т. п.) и стремится ее сохранить.

Рабочий частной собственности не имеет и заинтересован в уничтожении всякой частной собственности. Это порождает известное противоречие между интересами мелкой буржуазии и рабочих. Но в главном интересы этих социальных групп
совпадают, ибо и те, и другие подвергаются угнетению со стороны монополистической буржуазии и хотят покончить с ним.

Это дает возможность рабочему классу привлечь мелкую буржуазию на свою сторону в борьбе с капитализмом. Окончательно противоречия между ними преодолеваются в ходе строительства социализма.

Однако в капиталистическом обществе и в других классово антагонистических общественных формациях неантагонистические противоречия не являются главными, характерными, выражающими специфику общественного строя. Главными и характерными они становятся в социалистическом обществе, где складывается социально-политическое и идейное единство всех социальных групп общества. Это единство в свою очередь обусловлено общественной собственностью на средства производства. Неантагонистический характер противоречий социалистического общества
является их важнейшей особенностью. Здесь у всех классов, социальных групп и членов общества имеются одни коренные
экономические интересы и морально-политические принципы. На стороне нового выступает подавляющее большинство народа, который, борясь со всем отсталым, рутинным и отжившим, стремится к одной общей цели.

Все это, вместе взятое, приводит к тому, что при социализме возникают новые способы и формы вскрытия и преодоления
противоречий. Формами разрешения противоречий являются здесь не классовая борьба и революция, как в классово антагонистических формациях, а организованные усилия всего народа, критика и самокритика, действие новых движущих сил общества, таких, как социально-политическое и идейное единство, дружба народов, советский патриотизм. Кроме того, в отличие от предшествующих формаций, где противоречия обнаруживались и разрешались стихийно, при социализме они вскрываются и разрешаются посредством сознательной деятельности людей, руководимых коммунистической партией, строящей свою политику на основе познанных законов общественной жизни.

В силу этого, а также потому, что при социализме нет организованных социальных сил, которые заинтересованы в защите
старого, неантагонистические противоречия могут быть здесь разрешены относительно своевременно, до наступления их
серьезного обострения. Разрешение таких противоречий не требует изменения основ существующего строя, а, напротив, укрепляет их, способствует развитию социалистического общества, движению его к коммунизму.

Противоречия между производительными силами и отдельными сторонами производственных отношений, между постоянно
растущими потребностями членов общества и уровнем развития производства, между социалистическим бытием и пережитками прошлого в сознании людей — эти и другие противоречия социалистического общества разрешаются в ходе коммунистического строительства. Главные пути их разрешения — всемерное развитие производительных сил, совершенствование производственных отношений, коммунистическое воспитание трудящихся.

Социализм — это общество, которое впервые в истории развивается осознанно, планомерно. Планомерная жизнь общества
становится здесь объективной необходимостью. Это является огромным преимуществом нового, социалистического строя и открывает перед ним невиданные ранее возможности прогрессивного развития.

Но для того чтобы эти преимущества и возможности были реализованы, требуется глубокое проникновение в сущность
объективных экономических процессов, своевременное обнаружение и разрешение противоречий между объективными
возможностями и их познанием и реализацией. Одним из способов разрешения этих противоречий является глубокая и объективно обоснованная разработка народнохозяйственных планов.

К этой группе противоречий относится противоречие между развитием народного хозяйства и формами управления.
Проводимые в последнее время Коммунистической партией и Советским государством мероприятия по улучшению управления народным хозяйством в нашей стране способствуют разрешению данного противоречия. В частности, развивается дальше принцип демократического централизма. При этом централизация и демократическое самоуправление выступают как такие противоположности, которые взаимно обусловливают друг друга и в то же время
противодействуют одностороннему разрастанию, преувеличению роли одной из них. Оба эти момента необходимы для нормального функционирования сложного, строго организованного общественного организма.

Мероприятия партии по улучшению управления народным хозяйством сочетают единое государственное планирование с
полным хозрасчетом предприятий, централизованное отраслевое управление — с широкой местной хозяйственной инициативой, принцип единоначалия — с повышением роли производственных коллективов.

Из всего сказанного вытекает, что закон единства и борьбы противоположностей выражает сущность всякого движения и развития и показывает, что они происходят в процессе взаимодействия внутренних противоположностей, составляющих
неотъемлемые стороны каждого явления. Это взаимодействие и является внутренним источником движения и развития всех явлений и процессов.

При изучении тех или иных предметов и явлений надо исходить из их противоречивости и осмысливать их как единство
противоположных сторон, свойств, тенденций, выяснять взаимосвязь этих сторон. «Раздвоение единого и познание
противоречивых частей его… есть с у т &… диалектики» *,— писал В. И. Ленин. В каждом предмете, явлении надо видеть не одно положительное или отрицательное, не одно новое или старое и не то и другое порознь, а обнаруживать их единство, их взаимоотношение, их противоречивое взаимодействие. Только такое рассмотрение предметов и явлений способствует раскрытию их сущности.

Поэтому, чтобы исследовать явления в их развитии, как того требует диалектика, необходимо рассматривать их с точки зрения единства и борьбы свойственных им противоположностей. «Условие познания всех процессов мира в их «самодвижении», в их спонтанейном развитии, в их живой жизни,— отмечал В. И. Ленин,— есть познание их как единства противоположностей. Развитие есть «борьба» противоположностей»

Обнаружение противоречий в изучаемых явлениях способствует не только раскрытию движущих сил развития этих
явлений, но и познанию законов их развития. Это объясняется тем, что специфические противоречия какого-либо явления,
составляющие его главное содержание и источник движения, связаны с основными законами его развития. Значит, чтобы раскрыть сущность и основные законы развития данного явления, необходимо раскрыть свойственные ему существенные противоречия, их систему и взаимосвязь, найти основное противоречие, действующее в данных условиях, на данном этапе развития. «В собственном смысле диалектика,— писал В. И. Ленин,— есть изучение противоречия в самой сущности предметов…»

Противоречия, присущие предметам и явлениям, нельзя игнорировать. Их следует вскрывать и преодолевать. Так,
существующие в капиталистическом обществе антагонистические противоречия между рабочим классом и буржуазией надо не замазывать, не скрывать от рабочего класса, как это пытаются делать буржуазные идеологи и ревизионисты, а смело обнажать, развивая классовую борьбу.

В социалистическом обществе, которое развивается путем преодоления присущих ему неантагонистических противоречий,
нельзя проходить мимо возникающих противоречий, ошибок и недостатков. Надо вовремя, смело и принципиально обнаруживать эти противоречия, не допуская их обострения.

Так как противоречия и способы их разрешения многообразны, надо выявлять особенности встречающихся в практике
противоречий и находить наиболее целесообразные в данных конкретных условиях способы их разрешения.

Хотя закон единства и борьбы противоположностей выражает основное содержание развития и его источник, всех сторон
развития он не исчерпывает. Он не показывает, как образуется новое качество в процессе развития, какова общая тенденция развития. Эти и некоторые другие черты развития отображаются другими законами диалектики.

Единство и борьба противоположностей НКФ