В предыдущих главах мы выяснили, каков мир по своей природе, каково отношение между ним и сознанием человека. Теперь следует разобраться в том, как изменяются мир и наши знания о нем, каким законам подчинены эти изменения.


Мы уже говорили, что движение есть форма существования материи, коренное, неотъемлемое ее свойство. В повседневной
жизни движение обычно понимают как простое перемещение тел.

Подобное представление о движении было и у прежних материалистов.

Диалектический материализм понимает движение более глубоко — как любое изменение.

Вещи и явления не только меяяют свое местоположение, не только изменяются количественно, но и претерпевают внутренние, качественные изменения, становятся другими, т. е. развиваются.

Развитие имеет всеобщий характер.

Все окружающие человека предметы и явления — звезды, Солнце, Земля, многообразный животный и растительный мир — и сам человек возникли в процессе развития и продолжают изменяться и развиваться.
Глубокие изменения претерпевает и общественная жизнь. Капитализм, пришедший на смену феодальному строю и казавшийся всесильным, уже отживает свой век. Его место постепенно занимает социализм, который в свою очередь перерастает в коммунизм.

  • Как же совершается всеобщее развитие?
  • Каковы его черты и законы?

Ответы на эти вопросы дает материалистическая диалектика, являющаяся неотъемлемой частью философии марксизма.
Диалектика изучает развитие материального мира и познания.


Идея развития — главная идея, исходный принцип диалектики.


Не всякое изменение является развитием.

Развитие — это такое изменение, которое обязательно включает в себя качественные преобразования, коренные превращения предметов и явлений, исчезновение одних и возникновение других, новых.

Оно необратимо, т. е. имеет определенную направленность и не может полностью повторять прошлые состояния. Источником развития предметов и явлений служат их внутренние противоречия, и поэтому развитие выступает как саморазвитие, т. е. совершается благодаря внутренним стимулам, а не каким-либо внешним силам.

Развитие окружающего нас мира объективно, оно происходит по своим собственным законам. Сознание человека лишь отражает внешний мир и его движение. Материалистическая диалектика в корне отличается от идеалистической, согласно которой первичным и развивающимся является нечто духовное: либо некий абсолютный дух, либо мысли человека.
Материалистическая диалектика является не только теорией развития, но и методом познания. Это означает, что открываемые ею объективные законы развития выступают как основа любого научного исследования, определяют правильный путь познания и изменения действительности.

Диалектике противостоит другой метод мышления — метафизический.

Для него характерны односторонний подход к действительности, преувеличение одних ее моментов и игнорирование
других, неумение учитывать все стороны и связи познаваемых вещей или процессов. Так, некоторые метафизики преувеличивают относительную качественную устойчивость, определенность предметов и явлений и отрицают их развитие, их качественное изменение. Если они и говорят о развитии, то понимают его как количественное изменение—простое увеличение или уменьшение.
Другие метафизики, напротив, понимают развитие как абсолютно неожиданное и необъяснимое возникновение предметов и явлений с новыми качествами, как непрерывный ряд сверхъестественных актов творения.
Столь же поверхностно и односторонне решается метафизикой вопрос об источнике движения и развития.

Исходя из механистических представлений, метафизики считают, что причиной изменения любого тела всегда является внешняя сила. Такой взгляд неизбежно приводит к мысли о каком-то внешнем первотолчке, якобы положившем начало движению всего материального мира.
А внешним по отношению к материи может быть лишь нечто нематериальное, сверхъестественное, или бог. Таким образом,
метафизика приводит к идеализму и религии.

Поэтому необходимо различать два понимания, две концепции развития — диалектическую и метафизическую.

Если первая из них научна и плодотворна, то втораябесплодна и мертва.
О необходимости различать названные концепции писал В. И. Ленин в статье «К вопросу о диалектике».

Диалектическая идея развития имеет большое революционное и познавательное значение. Ведь если в мире нет ничего
абсолютно постоянного и неизменного, то, следовательно, развивается и общественная жизнь. Один общественный строй неизбежно сменяется другим, более высоким. Значит, борьба трудящихся масс против капитализма, за лучшее общественное устройство закономерная и в конечном счете увенчается успехом.

Подход к изучаемым процессам с точки зрения развития является одним из важных условий плодотворности научного познания.


Сущность любого явления может быть раскрыта и понята, если рассмотреть, как оно возникло и формировалось, какие изменения оно претерпело и претерпевает.

Развитие явлений происходит на основе их связи между собой.

Благодаря этой связи они и воздействуют друг на друга. Ф.Энгельс в «Диалектике природы» указывал, что самой глубокой
причиной изменения всех вещей является их взаимодействие.

Взаимосвязь предметов и явлений окружающего мира носит объективный и всеобщий характер. Не существует (и не может
существовать) никаких явлений вне многообразных связей с другими явлениями.

Известно, например, что в процессе своей жизнедеятельности растение связано с почвой и получает из нее
различные вещества, растворенные в воде, наличие которой зависит в свою очередь от климатических условий. Растение
взаимодействует и с воздухом, из которого поглощает углекислый газ как материал для органических (углеродистых) соединений.

В воздух растение выделяет кислород, которым дышат животные. Энергию, необходимую для образования органических веществ, растение получает от Солнца. А эта энергия, как известно, является результатом термоядерной реакции, происходящей в недрах Солнца.

Таким образом, растение как бы вплетено в сложнейшую сеть многообразных связей, из которых мы назвали только часть. Это же можно сказать буквально обо всех явлениях.

Поэтому если учитывать всю систему их связей, то окажется, что в конечном счете каждое явление связано со всеми другими.

Следовательно, связи имеют всеобщий характер, а мир представляет собой единое связное целое.


Всеобщая связь, так же как и развитие, изучается материалистической диалектикой.

Положение о всеобщей связи вещей является одним из исходных принципов диалектики.

Связи многообразны по своим формам, значению, содержанию.


Наиболее важные формы всеобщей связи выражаются законами и категориями диалектики.
Из принципа всеобщей связи следуют важные для познания и практики выводы. В отличие от метафизики, которая не
учитывает действительного значения связей между явлениями, диалектика учит подходить к познанию явлений не только с точки зрения развития, но и с точки зрения их внутренних и внешних связей. Известный афоризм «все постигается в сравнении» верно отражает тот факт, что без учета связей данной вещи с другими и ее внутренних связей нельзя понять ее сущность. Ф. Энгельс отмечал, что о телах вне движения, вне всякого отношения к другим телам ничего сказать нельзя.

Вследствие того, что каждое явление находится во множестве различных связей, необходимо всестороннее изучение явлений, т. е. вскрытие и изучение каждой из этих связей.

О явлении нельзя верно судить по его единичным связям, а надо стремиться по возможности рассмотреть всю их совокупность.

В соответствии с принципами развития и связи необходим конкретно-исторический подход к изучаемым явлениям,
конкретный анализ любой исторической ситуации. Это означает, что каждое событие или факт должны рассматриваться с учетом конкретных условий, места и времени их возникновения и развития. В. И. Ленин писал: «Весь дух марксизма, вся его система требует, чтобы каждое положение рассматривать лишь

  • (a) исторически;
  • (b) лишь в связи с другими;
  • (y) лишь в связи с конкретным опытом истории.


Образцом творческого конкретно-исторического анализа является, например, определение современной эпохи, содержащееся в Программе КПСС Известно, что эпоха до победы социалистической революции в нашей стране, в странах народной демократии определялась как эпоха империализма, войн и революций.

Теперь же положение коренным образом изменилось. Новую эпоху было бы уже неверно называть эпохой империализма, так как он больше не является определяющей силой мирового развития, всеохватывающей мировой системой. Появилась мировая система социализма, которая растет и развивается, становясь решающим фактором развития современного общества.


Современную эпоху нельзя называть и эпохой войн, ибо они перестали быть неизбежными. Империализм, выступающий как
источник войн, теперь уже не является единственной экономической системой. Ныне существует также система социализма, отстаивающая дело мира.

Возникла и большая группа миролюбивых несоциалистических государств. Огромной силой, борющейся за мир, стало движение народных масс в самих империалистических странах. И хотя, пока существует империализм, существует и
возможность войн, эти новые условия позволяют их предотвратить.

Что же касается социалистических и национально-освободительных революций как обязательного признака эпохи, то этот
признак по-прежнему остается в силе.

Поэтому в Программе КПСС вполне обоснованно говорится: «Современная эпоха, основное содержание которой составляет переход от капитализма к социализму, есть эпоха борьбы двух противоположных общественных систем, эпоха социалистических и национально-освободительных революций, эпоха крушения империализма, ликвидации колониальной системы, эпоха перехода на путь социализма все новых народов, торжества социализма и коммунизма во всемирном масштабе».

Неумение конкретно анализировать изменяющиеся исторические условия — характерная черта догматического,
метафизического подхода к событиям и проблемам. Догматики по существу придерживаются старого определения эпохи и в связи с этим неправильно решают многие важнейшие вопросы современного мирового развития.

Различие между диалектическим и догматическим подходами к явлениям имеет значение не только в области политики. Оно важно и в повседневной практической работе, где догматизм встречается еще очень часто и приносит большой вред, выражающийся в шаблонном решении многих вопросов, в боязни нового, в приверженности к устаревшему и рутинному.

Положение диалектики о конкретно-историческом подходе к явлениям и всестороннем их изучении находит выражение в
ленинском учении об основном звене в цепи исторических событий.


Общественная жизнь представляет собой сложное переплетение событий и явлений, она может быть уподоблена цепи, состоящей из бесконечного ряда звеньев. Политическое искусство как раз и заключается в умении найти то наиболее важное звено в цепи явлений, от которого зависит решение всей совокупности возникших задач. Так, например, основным звеном в совокупности задач коммунистического строительства является создание материально-технической базы коммунизма, потому что именно от этого зависит решение других главных задач — преобразование общественных
отношений и воспитание нового человека.

Научному диалектическому подходу к изучению явлений, исходящему из принципов развития и связи, противостоят
софистика и эклектицизм, распространенные в буржуазной философии и социологии, среди реформистов, правых и «левых» оппортунистов.

Софистика — это использование в доказательствах и рассуждениях неправильных приемов и всякого рода уловок, нарушающих правила логики, но обладающих видимостью доказательности, правильности.

Одной из таких уловок является выхватывание отдельных фактов, отдельных явлений из общей связи и преувеличение их действительного значения. Так, например, буржуазные идеологи, утверждая, что современный капитализм изменился и стал «народным», ссылаются на тот факт, что рабочие покупают акции.

Однако, не говоря уже о том, что рабочие приобретают ничтожную долю акций, сам этот факт вообще не может изменить сущности капитализма, ибо он не отменяет частную собственность и эксплуататорский характер основанного на ней общественного строя.

Эклектицизм — это беспринципное, механическое соединение различных идейных направлений, различных подходов к
действительности без выявления главного, решающего. Он особенно характерен для ревизионистов, стремящихся пересмотреть основные положения марксизма. Если прежде ревизионисты пытались соединить марксизм с кантианством и эмпириокритицизмом, то теперь они стремятся сочетать отдельные марксистские положения с различными «новейшими» утверждениями буржуазных философов и социологов.


Софистика и эклектика представляют собой своеобразные разновидности метафизики, поскольку им присущи односторонность, игнорирование реальных связей между явлениями, неумение видеть главное, основное и т. д.

Изучая многообразные связи действительности, человек находит и выделяет связи устойчивые, существенные, главные для тех или иных процессов. Тем самым он открывает законы, управляющие этими процессами.

Закон — это прежде всего связь, причем связь особого рода, которая отличается рядом прзнаков.


Закономерные связи являются объективными, т. е существуют и действуют независимо от сознания и воли людей.
Носят общий характер и свойственны не отдельным вещамниям, а определенньш их группам или всем вещам и явлениям.

Закономерные связи являются существенными и необходимыми, т. е. они относятся к существу процессов и реализуются с
неизбежностью, если имеются налицо определенные условия. Наконец, эти связи выступают как относительно устойчивые, т. е. они повторяются и действуют в определенном порядке, в известной форме, а не хаотично.
В качестве простейшего примера закона можно взять закон Паскаля, согласно которому давление, производимое на жидкость,передается ею одинаково во всех направлениях. Закон Паскаля выражает объективную связь между давлением и
жидкостью. Это общая связь, относящаяся к любой жидкости.

Связь эта существенна и необходима, она проявляется всегда, когда есть давление на жидкость. Это значит также, что данная связь устойчива и носит повторяющийся характер.

Закономерные связи определяют состояние тел и процессов, направление и характер их развития. Понятие «закон» отражает устойчивую форму объективной, общей, существенной и необходимой связи между явлениями, определяющую ход и характер развития этих явлений.
Знание законов природы и общества составляет необходимое условие успешной деятельности людей и имеет важнейшее значение для этой деятельности. Так, например, строгий учет объективных экономических законов в управлении народным хозяйством исключает различного рода субъективистские решения. Основная задача любой науки сводится к раскрытию законов изучаемых ею процессов и разработке путей использования этих законов.

Данное нами определение закона относится ко всем законам. Но законы бывают разные. Одни из них охватывают узкие области действительности, другие — более широкие, третьи — беспредельно широкие. Так, физические, химические, биологические законы относятся к определенным формам движения материи и изучаются соответствующими науками. Вместе с тем есть законы, относящиеся ко всем формам движения материи, ко всем областям действительности, ко всем явлениям, действующие везде и всегда.


Они называются всеобщими, или наиболее общими. Изучением этих законов и занимается диалектика.

Будучи всеобщими, эти законы действуют не только в материальном мире, но и в познании, в процессе мышления.
Диалектика является учением о всеобщих законах и формах развития матешгёльного мира и познания.
Диалектика развития материального мира называется объективной она представляет собой закономерную связь явлений и процессов объективной действительности. Диалектика познания называется субъективной; она является отражением объективной диалектики в сознании людей и представляет собой закономерную связь понятий, суждений, умозаключений в процессе мышления.

И хотя законы объективной и субъективной диалектики одни и те же, но, поскольку они действуют в различных областях, они, конечно, по-особому проявляются в каждой из этих областей.

Главными, основными законами диалектики являются:

  • закон единства и борьбы противоположностей,
  • закон перехода количественных изменений в качественные,
  • закон отрицания отрицания.

Эти законы выражают наиболее важные связи явлений в процессе их всеобщего развития. Другие существенные связи, свойства и формы существования явлений выражаются в категориях диалектики.

Категориями называются основные понятия той или иной науки. Так, например, категориями физики являются масса,
энергия, гравитация и др., биологии — биологический вид, естественный отбор, наследственность и т. д., политической
экономии — производственные отношения, товар, стоимость и т. п.


Есть категории и в философий. Философские категории отличаются от категорий других наук тем, что они являются наиболее общими (или даже предельно общими) понятиями. Различные категории отражают разные связи, стороны и свойства действительности.

Особое место среди философских категорий занимают так называемые соотносительные категории, которые рассматриваются попарно (форма и содержание, сущность и явление, случайность и необходимость и т. д.). Специфика данных категорий заключается в том, что их соотношение выражает всеобщие диалектические закономерности, всеобщие устойчивые связи между различными сторонами явлений. Принципиально эти связи не отличаются от связей, фиксируемых главными, основными законами, поэтому их иногда называют неосновными законами диалектики.

Отдельные философские категории отражают те или иные существенные стороны явлений действительности (качество,
количество, противоположность), существенные моменты развития (отрицание, скачок). Пользуясь этими категориями, мы формулируем основные законы диалектики.

Категории являются итогом многовекового познания человеком окружающей действительности, теми ступеньками, по которым поднималось его познание в процессе овладения тайнами природы. Вместе с тем категории служат орудием дальнейшего познания, средством правильного, научного анализа событий, фактов, проблем.

Материалистическое понимание категорий коренным образом отличается от идеалистического. Если материалисты считают, что в категориях, как и в понятиях вообще, отражаются отношения, объективно существующие в действительности, то идеалисты рассматривают категории как самостоятельные, не зависящие от действительности формы мысли.

Развитие и всеобщая связь явлений НКФ