Глава II МАТЕРИАЛЬНОСТЬ МИРА.

§ 1. Материальное единство мира Вопрос о том, представляет ли собой мир единое целое и если да, то в чем состоит это единство, является, пожалуй, одним из самых древних. Как только человек научился различать множество разнообразных процессов и явлений окружающего мира и осознавать самого себя, свое Я, у него появилась потребность ответить на этот вопрос, получившая со временем философское выражение.
Философские учения, которые признают, что окружающий нас мир имеет единую первооснову, называются монистическими (от греческого слова «монос» — один). В философии сложились два противоположных понимания единства мира. Философы, считающие, что первоосновой мира является материя, и признающие,
что единство мира состоит в его материальности, отстаивают линию материалистического монизма. В противоположность этому сторонники идеалистического монизма исходят из того, что в основе всего существующего лежит идея, мышление, дух.

Некоторые философы заявляют, что единство мира состоит а его бытии, т. е. в том, что он существует. Но тогда встает вопрос: как понимать само это бытие, существование? Если сводить его к проявлениям какого-то мирового духа, сверхматериальной силы, то мы неизбежно придем к идеализму. Поэтому подобное понимание единства мира является несостоятельным. Среди философов есть и такие, которые не считают мир единым. Так, в философии известны дуалистические учения (от латинского слова «дуо» — два), которые исходят из признания двух равноправных основ мира — материи и духа. Ярким представителем дуализма был французский мыслитель XVII в. Рене Декарт.

Рассматривая взаимоотношение материального и духовного, дуалисты делают ошибочный вывод, что они существуют независимо друг от друга и между ними нет ничего общего. Идея о независимости духовного от материального, души от тела используется и современными учеными в капиталистических странах (в частности, некоторыми физиологами и психологами).
Они пытаются доказать, что первенствующую роль в жизненных процессах играет сверхъестественный дух и что психические процессы будто бы не связаны с физиологическими изменениями в организме. Однако это противоречит современной науке, которая накопила большой материал, опровергающий подобные взгляды.
Философы-материалисты всегда стремились объяснять единство мира, исходя из его материальности. Так, материалисты XVIII и XIX вв. отвергали как дуалистические, так и религиозно-идеалистические представления о мире и старались обосновать идею о его материальном единстве. Однако материалисты домарк-совского периода не были последовательны в проведении принципа материалистического монизма. Рассматривая природу, они исходили из этого принципа и утверждали, что в основе всех ее предметов и явлений лежит материальное первоначало. Но поскольку прежние материалисты стояли на метафизических позициях и не
исследовали связь, взаимодействие и развитие предметов и явлений природы, их понимание материального единства мира носило упрощенный характер. Иными словами, для глубокого понимания этого единства им не хватало общего диалектического взгляда на мир.
Кроме того, домарксовские материалисты не распространяли принцип материалистического монизма на область общественной жизни. Социальные явления они рассматривали не только с метафизических, но и с идеалистических позиций и не дошли до.понимания того, что жизнь общества тоже имеет материальную основу и что этой основой является способ производства. Подлинно научное понимание единства мира возможно только с позиций диалектического материализма, который представляет собой высшую форму материалистического монизма, существенно отличающуюся от монизма материалистов домарксовского
периода. Эти отличия состоят в следующем. Во-первых, марксистская философия рассматривает материальное единство мира, исходя из диалектических принципов всеобщей, универсальной связи и взаимодействия предметов и явлений объективной действительности. Во-вторых, материальное единство мира исследуется
диалектическим материализмом в неразрывной связи с принципом развития.

Наконец, в-третьих, принцип материального единства мира распространяется марксистской философией не только на природу, но и на общество.
Положение о материальном единстве мира и его закономерном развитии доказывается всем ходом научного познания. Большое значение для обоснования этого положения имели уже упоминавшиеся нами три естественнонаучных открытия XIX в. Первое из них — это открытие клеточного строения всех живых
организмов, которое показало структурное единство живой природы и привело к выводу, что в основе происходящих в ней многообразных изменений лежат общие законы. Вторым естественнонаучным открытием XIX в. было открытие закона сохранения и превращения энергии, которое послужило естественнонаучным доказательством материального единства и взаимной связи различных процессов природы. Оказалось, что
такие явления, как механическое движение, теплота, электричество, химическая энергия, неразрывно связаны между собой и могут переходить друг в друга.
Третьим открытием естествознания XIX в. явилась дарвиновская теория. Она показала единство происхождения и развития всех живых организмов, в том числе и человека. Последующие открытия еще больше укрепили
материалистический взгляд на природу как единую систему взаимодействующих друг с другом материальных предметов и явлений. Большой вклад в обоснование материального единства мира был сделан с
помощью спектрального анализа, позволяющего определить химический состав тел, находящихся в раскаленном газообразном состоянии. Спектральный анализ показывает, что небесные тела состоят из одинаковых химических элементов, т. е. имеют общую материальную природу. Единство материальных объектов доказывается и тем, что атомы всех химических элементов состоят из однотипных «элементарных» частиц (протонов, нейтронов, электронов).
В настоящее время правильность принципа материального единства мира получает новые научные одтверждения благодаря углублению наших знаний о материальных основах жизненных процессов и закономерностях, управляющих развитием живой материи. Изучение живой клетки ведется ныне биологическими науками уже на молекулярном уровне, с применением современных приборов и методов исследования. Биохимия, молекулярная биология, генетика установили, что кроме белков большую роль в жизненных процессах играют нуклеиновые кислоты, одна из которых является специфическим материальным носителем и передатчиком наследственных свойств и признаков. В настоящее время выяснено, что биологическое свойство наследственности связано с определенным видом взаимодействия нуклеиновых кислот
и белкового вещества. Современные данные физиологии высшей нервной деятельности и психологии все глубже раскрывают зависимость сознания человека от материальных факторов и таким образом показывают,
что в мире нет ничего, что не было бы порождено материей.

Сознание, мышление, как и все жизненные процессы, не может проявляться и существовать вне материального, помимо и независимо от мозга. Исключительно важное значение для понимания материального единства мира имеет материалистическое истолкование общественной жизни. Открытие материальной основы жизни общества и объективных законов его развития позволило доказать, что общественная жизнь не содержит в себе ничего таинственного или сверхъестественного.

Таким образом, как мы видим, диалектико-материалистическое учение о том, что единство мира состоит в его материальности, полностью подтверждается данными науки. Что же представляет собой материя, каковы ее коренные свойства?

§ 2. Понятие материи

1. Материальное единство мира НКФ