Русское католичество II половины ХIХ века.
Имп. Николай I умер в 1855 г. от банальной простуды и его наследник Александр II неожиданно для всех вступил на престол 36-ти лет от роду. Ученик Жуковского и Сперанского, женатый на Марии Александровне Гессен-Дармштадской, он был склонен к европейскому либерализму. И сразу после окончания Крымской войны даровал амнистию декабристам и польским повстанцам 1831 г. Но этого было мало. От него ждали либеральных реформ. Крупнейшей из них стало освобождение крестьян от крепостной зависимости (19 февраля 1861 г), за которой сразу же последовала отмена телесных наказаний (17 апреля 1861 г). Тогда же вел. кн. Константин Николаевич был поставлен наместником Царства Польского.
Но польское общество тоже требовало реформ и самоуправления. Патриоты устроили покушение на жизнь вел. князя, а в январе 1863 г. одновременно в разных городах напали на русские войска и подняли широкое восстание (к которому присоединилась и Литва). Для усмирения восставших были посланы Михаил Николаевич Муравьев и граф Берг, которые действовали с ужасающей жестокостью. В разгар этого «умиротворения» послы Англии, Австрии и Франции обратились к русскому министру ин. дел кн. А. М. Горчакову с протестом против расправ над мирным населением. Это было расценено, как вмешательство во внутренние дела России. Катков в «Московских ведомостях» развернул широкую проправительственную кампанию, выдаваемую за голос общественного мнения. В 1864 г. Царство Польское было уничтожено, разделено на 10 губерний и получило наименование «Привислинского края» с русской администрацией и делопроизводством на русском языке. Продолжением той же карательной политики стало уничтожение Каменец-Подольского диоцеза (1865) и др. епархий. А все оставшиеся униаты (особенно в Холмской епархии новой Люблинской губерни) были насильственно присоединены к православию.
Папа Пий IХ в своем выступлении 2 окт. 1866 г. резко осудил репрессии против Католической Церкви в России. Петербург отреагировал указом 22 нояб. 1866 г., который разрывал конкордат 1847 г. и все дипломатические отношения с Римом. Уничтожение Церкви продолжалось. Была закрыта Варшавская духовная академия (1867), а указом от 10 мая 1867 г. Российская Католическая Церковь фактически была передана под управление русского правительства, что превращало ее в схизматическую по отношению к Риму. Пять польских епископов отказались участвовать в такой «Духовной коллегии» и были сосланы. Большое количество верующих поляков также было отправлено в Сибирь и с этим связано современное католическое население Сибири. Впрочем, например, и обширная Вологодская католическая община была образована из ссыльных семей и священников.69 И община города Елец в Липецкой области (300 католиков согласно переписи 1897 г) 70. Одним словом, после подавления Польского восстания 1863-64 гг., вся русская земля была засеяна католиками.
Папа Пий IХ отказался признать «Духовную коллегию» Александра II и вынудил его пойти на уступки (невмешательство в процесс назначения епископов, смешанные браки). Однако, в 1868-69 гг., когда в Минской епархии было закрыто 18 церквей, а потом ликвидирована и сама епархия, последовало новое обострение отношений. Эти события явно показали, что Польское восстание было использовано лишь как предлог для разгрома Российской Католической Церкви.
Восстановление отношений с Римом произошло только после убийства Александра I, уже в 1882-1884 гг. Таким образом, правление «либерального царя» оказалось для российских католиков временем гонений и тяжелых испытаний. Показательно, что за это время было открыто только 4 католических храма:
храм Воздвижения Св. Креста в Казани (1858 г).
архиерейский собор Успения Пресвятой Девы Марии в СПб. (1873 г., арх. В. С. Воротилов и А. Д. Фиалковский, 1-я Рота Измайловского полка (Красноармейская ул., д.-11)
храм Непорочного Зачатия ПДМ в Перми (1875 г)
кладбищенская церковь Посещения в СПб. (1879 г., Арсенальная ул., д.-8, арх. Н.Л. Бенуа).
Понятно, что и русские католики реализовали себя, в основном, за рубежом. Вот несколько наиболее известных судеб:
граф Григорий Петрович Шувалов (1804-1859) — будучи за границей, присоединился к Католической Церкви и вступил в орден Варнавитов.71 До конца своих лет он молился об обращении России и умер «неканонизированным святым».
Печерин Владимир Сергеевич (1807-1885) — помещик, окончил филологический факультет Петербургского ун-та и в 1836 г. занял кафедру греческой словестности в Московском ун-те. Перед этим он побывал на стажировке за границей и по контрасту с Европой Николаевская Россия показалась ему тюрьмой. Ему принадлежит известное стихотворение:
Как сладостно Отчизну ненавидеть
И жадно ждать ее уничтожения…
Из второй поездки за границу Печерин уже не вернулся, о чем послал письменное извещение и был мгновенно лишен средств к существованию. Но, прекрасно владея древними и новыми языками, он устроился домашним учителем. А, будучи человеком религиозным, довольно скоро (в 1840 г) принял католичество и сделался монахом редемптористского ордена.72 В 1843 г. он был рукоположен. В начале 1850-х гг. послан в качестве священника в Англию. Из его переписки с Герценом видно, как он дорожил интересами Католической Церкви. Жизнь он окончил в Ирландии, близ Дублина, где оставил о себе воспоминания, как о святом человеке. Для России он написал т.н. «Замогильные записки» — замечательную книгу воспоминаний.
Гагарин Иван Сергеевич (1814-1882) — князь, служил в русской дипломатической миссии, дружил с Шеллингом, Ф. И. Тютчевым и П. Я. Чаадаевым.73 Под влиянием последнего в 1842 г. перешел в католичество в домашней церкви С. П. Свечиной в Париже. А в следующем году вступил в Общество Иисуса и в 1849 г. был рукоположен в священника. Вместе с И. Мартыновым и С. Джунковским был заочно осужден российскими властями за «самовольное пребывание и вступление в монахи иезуитского ордена», что лишило его всех имущественных и сословных прав и закрыло ему путь на родину. В то время о. Иоанн преподавал историю Церкви, а затем, вместе с Мартыновым и Балабиным, создал в Париже Кирилло-Мефодиевское общество для просветительско-издательской деятельности в России. В 1856 г. вышла программная книга о. Иоанна «О примирении Русской Церкви с Римской». В Париже также публиковались на русском яз. выпуски «Кирило-Мефодиевского сборника».
В своих публикациях о. Иоанн не считал Русскую Церковь случайно вовлеченной в раскол под влиянием Византии, вследствие чего она утратила независимость и подчинилась политической власти. Именно эту подчиненность (а вовсе не догматы, которые в литургическом богословии не противоречат западным) он полагал главным препятствием для воссоединения. И уповал на «хорошего царя», который мог бы заключить с папой Римским государственно-церковный пакт. При таком мире каждая Церковь, оставаясь собой, переставала бы смотреть на другую, как на враждебную. Впоследствии эта идея была заимствована Вл. Соловьевым.
Балабин Евгений Петрович (1815-1895) — сын петербургского генерала, был пажем цесаревича Александра (буд. Александра II), закончил ун-т, в совершенстве знал языки и отличался музыкальным дарованием. В 1833-52 гг. служил в различ. депортаментах. Но в 1852 г, будучи в отпуске во Франции, с помощью Ю. Астромова (которого знал еще по ун-ту) присоединился к Католической Церкви и вступил в Общество Иисуса (за что заочно был приговорен на родине к ссылке в Сибирь). В 1855 г., вместе с Гагариным и Мартыновым, принимал участие в организации Кирилло-Мефодиевского общества. В 1857 г. принял священный сан. Позже стал духовным наставником и музыкальным руководителем в семинарии Мулена и иезуитской коллегии Монгрэ. С 1888 г. работал в Каирской коллегии Ордена иезуитов, где и скончался.
Астромов Юлиан Константинович (1820-1913) — дворянин, закончил юридический ф-т СПб-го ун-та, где заинтересовался католичеством. С 1845 г. служил в департаменте исповеданий. В 1846 г., будучи в заграничном отпуске в Риме, присоединился к Католической Церкви и вступил в Общество Иисуса. Изучал философию во Франции. В 1856 г. стал священником и преподавал в различных учебных заведениях иезуитов, а затем стал капелланом польской церкви св. Станислава в Риме. Известен своими апологетическими работами о католических догматах на русском языке и Катехизисом. Но в своих трудах зарекомендовал себя крайним ультрамонтаном (не допускал объединения Церквей без перехода православных в латинский обряд).
Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) — великий русский философ, сын историка С. М. Соловьева. В 1871 г. защитил в СПб. магистерскую диссертацию «Кризис западной философии» (направленную против позитивизма) и уехал в Лондон изучать мистическую и гностическую литературу. После загадочной поездки в Египет, вернулся в Россию (1876 г), чтобы читать лекции в Московском и СПб-м университетах. В 1877 г. опубликовал свою первую систематическую работу «Философские начала цельного знания», а в 1878 г. выступил с циклом лекций «Чтения о Богочеловечестве». К этому времени у него уже сложилась религиозно-философская концепция всеединства (связанная с софиологией). После убийства Александра II (март 1881 г) прочел лекцию о несовместимости смертной казни с христианством и призвал нового царя помиловать народовольцев. Т.о. он испортил отношения с властью и вынужден был уйти в отставку.
В 1889 г. публикует в Париже (на франц. яз.) скандальную работу «Россия и Вселенская Церковь», где подвергает православие уничтожающей критике за его всегдашнее раболепие перед властью «кесаря». Начиная с этой работы, он развивает теократическую утопию об объединении Православной и Католической Церквей под эгидой Рима. Уже в начале 1890-х гг. протоирей Орлов из московской церкви Св. Троицы отказывает Соловьеву в отпущении грехов и не допускает к причастию из-за приверженности к католицизму.74 В феврале 1896 г. философ присоединился к Греко-Католической Церкви.75 (В следующем 1897 г. выходит его главный этический труд: «Оправдание добра» — книга до сих пор популярная у русских католиков). Русская католическая община, лидером которой считался Вл. Соловьев, собиралась в Москве. Богослужения проводились в тайной часовне Лурдской Божией Матери, устроенной на квартире у о. Николая Толстого76.
Последний философский этюд «Три разговора» относится уже к проблематике ХХ века. Философ явно испытывает какой-то перелом, но в том же году внезапно умирает от загадочного «полного истощения организма».
Волконская Елизавета Григорьевна (1838-1897) — княгиня, богослов и историк Церкви, духовная подруга Вл. Соловьева. Вышла замуж за князя Михаила Сергеевича Волконского (родившегося в 1832 г. в Сибирской ссылке декабриста Сергея Волконского и Марии Волконской) с намерением создать «подлинно православную семью». Но поиски религиозного идеала и многолетние занятия историей Вселенских Соборов привели ее к католичеству. В то же время она убедилась в многочисленных православных подтасовках святоотеческих текстов, которые разоблачила в своем первом трактате «О Церкви» (1887 г), который вызвал очень острую реакцию. К. П. Победоносцев назвал Елизавету Григорьевну «самой опасной женщиной в России». Профессора Казанской Духовной академии вступили с ней в спор и потерпели поражение, детально описанное княгиней в ее следующей книге: «Критическое сопоставление: Церковное предание и русская богословская литература» (1998 г). Перед тем, в 1887 г. кн. Волконская присоединилась к Католической Церкви. Княгиня Елизавета и Н. С. Ушакова возглавляли чисто русскую католическую общину в Петербурге. Она собиралась, конечно, вне закона на квартире сестры милосердия В. А. Тимофеевой на Полозовой ул. – 12.
Считается, что московская община Вл. Соловьева (впоследствии руководимая его племянником Сергеем Соловьевым) и петербургская община Екатерины Волконской положили начало Русской Католической Церкви Восточного обряда (см. ниже)77.
Так же, и девичья мечта Елизаветы Григорьевны осуществилась: она стала не только первой в России женщиной-богословом, но и прекрасной матерью четырех высокоодаренных детей, которые все выросли учеными католиками. Это:
Сергей Михайлович Волконский (1860-1937) — историк культуры, публицист и русский театральный деятель, друг Вл. Соловьева, участник СПб-го религиозно-философского общества. Активно выступал за свободу вероисповеданий. Принял революцию, но в 1922 г. был выслан из России. В Париже издавал архив декабристов, дружил с М. Цветаевой, умер в США.
Петр Михайлович Волконский (1861-1947) — историк русского католичества, испытал сильное влияние Вл. Соловьева. В годы революции содействовал созданию Русской Греко-Католической Церкви. В эмиграции работал в архиве митр. А. Шептицкого, где на основе огромного материала составил труд: «Униональное движение в России». Умер в Париже.
Александр Михайлович Волконский (1866-1934) — закончил юрфак и академию Генштаба, был флигель-адъютантом Николая II, а затем русским военным атташе в Риме (где с 1917 г. представлял генерала П. Врангеля). В 1930 г. был рукоположен в католического священника византийского обряда. Преподавал в Папском Восточном институте. Написал историко-догматический труд о движении русских католиков.
Мария Михайловна Волконская (1863-1943) — приняла католичество в 1901 г. в Швейцарии. Впоследствии, живя в Риме, содействовала Русской Греко-Католической Церкви, поддерживала постоянную переписку с матерью Екатериной Абрикосовой. Много переводила для России. Умерла в Риме.
Как видим, это уже — деятели ХХ века. Но мы еще немного остановимся на рубеже ХIХ и ХХ веков.
- Русское католичество на рубеже ХIХ и ХХ вв.
С восшествием на трон до мозга костей православного русофила Александра III (1881 г), начался либерализм подлинный и почти взрывной рост долго сдерживаемой российской католической Церкви. В первую очередь об этом говорит рост числа католических храмов.78 В одном только Петербурге были открыты:
1887 г. — церковь св. Викентия Паулинского (при французском благотворительном обществе).
В.О. 13-я линия, д.- 52, арх. П. Сюзор. Ныне: детский диспансер.
1896 г. — каплица (с 1919 г. – костел) Св. Сердца Марии, при благотворительном приюте А.
Малецкого. Кирилловская ул., д. – 19, не сохранилась.
1897 г. — каплица (с 1919 г. – приходская церковь) Непорочного зачатия Девы Марии,
при женском приюте кн. Гагариной. В.О. 14-я линия, д.- 27, арх. Н. Л. Бенуа. Ныне:
жилой дом.
1898 г. — церковь св. Казимира (деревян.) при Путиловской богадельне.
ул. Зои Космодемьянской, д.- 22. Не сохранилась.
1903 г. — каплица (с 1919 г. – прих. храм) Христа Спасителя, при детском приюте.
В. О. 9-я линия, д.- 60, инж. М. Андерсин.
1905 г. — церковь апп. Петра и Павла (дер.) в Колпино (с приделами Св. Сердца Иисуса и
Св. Розария), ул. Володарского, д. –13, не сохранилась.
1909 г. — церковь Сошествия Св. Духа (дер., вост. обряда).
На углу Б. Пушкарской и ул. Бармалеева. Не сохранилась.
1909 г. — церковь Лурдской Божией Матери.
Ковенский пер., д. – 7, арх. Л. Бенуа. Закрыта в 1941 г. Возвращена в 1966 г.
1912 г. — костел св. Франциска Ассизского (дерев.).
Дрезденская ул., д. – 17. Не сохранился.
1913 г. — костел Ченстоховской Божией Матери (дерев.).
Ул. Партизана Германа, д. – 20. Не сохранился.
1914 г. — церковь св. Бонифация.
ул. Блохина, д. – 9, арх. В. Мор. Не сохранилась.
1916 г. — церковь св. Алексея на Колтушском шоссе (дер.).
ул. Комунны, д. – 34, инж. А. Антонов. Не сохранилась.
1917 г. — церковь Св. Сердца Иисуса.
ул. Бабушкина, д. – 57, арх. Стефан Галензовский.
Закрыта в 1922/23 гг. Возвращена в 1996 г.
Т.е. 13 церквей (к 5-ти уже существовавшим) плюс более десяти каплиц! В других городах в это же время нам известно о строительстве таких храмов, как:
1893 г. — храм апп. Петра и Павла в Новгороде.
С.-Петербургская (Ленинградский пр.) — 12.
Закрыт в 1933 г. возрожден в 1993 г.
1896 г. — храм апп. Петра и Павла в Архангельске. (Не сохранился).
1896 г. — храм Рождества ПДМ в Смоленске
закрыт в 1937 г. Возрожден в 1991 г.
1898 г. — храм Преображения в Благовещенске (Амурский край).
Закрыт в 1932 г. В 1947 г. передан РПЦ.
1899 г. — храм Успения ПДМ в Волгограде.
Закрыт в 1935 г. Возрожден в 1998 г, во имя св. Николая.
1900 г. — храм Пресвятой Троицы в Ст. Руссе.
Закрыт в 1934 г. Ныне: туберкулезный диспансер.
1904 г — храм св. Николая Чудотворца в Луге.
Закрыт в 1937 г. Возрожден в 1996 г.
1904 г. — храм св. Антония Падуанского в Вел Луках.
Закрыт в 1930 г.
1906 г. — храм Св. Сердца Иисуса в Самаре.
Закрыт в 1930 г. Возрожден в 1991 г.
1910 г. — храм св. Алексея в Петергофе.
Закрыт в 1930-е гг. Не сохранился.
1910 г. — храм Воздвижения Св. Креста в Петрокрепости.
Закрыт в 1930-е гг. ныне жилой дом на ул. 1-го Мая, д. -25.
1910 г. — храм Непорочного Зачатия ПДМ в Омске.
Уничтожен в 1967 г.
1911 г. — храм Кармелитской Божией Матери в Гатчине.
ул. Урицкого (Николаевская) – 29, инж. Лев Шишко.
Закрыт в 1937 г. Возрожден в 1996 г.
1912 г. — храм Рождества ПДМ во Владивостоке.
Закрыт в 1930 г. Возрожден в 1994 г.
1913 г. — храм Воздвижения Св. Креста в Воронеже.
Закрыт в 1928 г. Возрожден в 1993 г.
1915 г. — храм св. Иосифа в Вырице (дер.).
Закрыт в 1930-е гг, сгорел в 1940-е гг.
Но это, конечно, далеко не все, что нам известно.
Такой массовый всплеск российского католичества (особенно в начале ХХ века) вовсе не является каким-то загадочным феноменом и объясняется просто. В разгар первой русской революции (в которой социально активные католики принимали посильное участие) испуганный Николай II пошел на запоздалые уступки и подписал знаменитый манифест от 17 октября 1905 г., одним из важнейших пунктов которого была свобода вероисповедания. Отныне переход из православия в другие исповедания больше не считался государственным преступлением и не преследовался по закону. Т.о. пало главное препятствие для перехода русских людей в католичество.
Напомню, что по закону русского менталитета все обязательное, насильственно навязываемое извне, всегда порождает внутреннее сопротивление и стремление к свободному самоопределению. Таким образом, Русская Православная Церковь (которая сама по себе, конечно, вовсе не плоха, а наоборот свята79), именно своей безальтернативностью порождала переход многих своих членов в наиболее близкое альтернативное вероисповедание. «Только по официальной статистике в период с 1905 по 1909 год 233 000 человек перешли из православия в католичество».80 Юзеф Дремлюг на основе тщательного исследования материалов переписей населения в Санкт-Петербурге сообщает точные официальные цифры именно по нашему городу. Оказывается, «по данным переписи населения, в 1869 г. в Петербурге проживал 3181 русский католик, в 1881 г. — 4213, в 1890 — 5959, а к началу ХХ века число католиков, называвших себя русскими, достигло 6532 человек».81
После дарования свободы вероисповедания эта цифра должна была, как минимум удвоиться. Согласно той же статистике, число католиков в начале ХХ века непрерывно возрастало и «В 1913 году в городе насчитывалось 85 610 верующих-католиков, которые посещали 35 богослужебных зданий, каплиц, домашних часовен».82 Но, конечно, большинство этих верующих были поляками, литовцами и украинцами.
К слову, на Украине в католичество переходили целыми деревнями, о чем говорит, например история села Богдановка Луганского р-на Донецкой области. С марта 1917 г. настоятелем там был иеромонах Почаевской Лавры о. Потапий (Емельянов):
«На пастырских курсах в Житомире монах Потапий увлекся писаниями св. отцов Церкви и историей Вселенских Соборов. Там его поразили больше всего святоотеческие свидетельства, говорящие в пользу главенства Римского епископа. Так постепенно молодой Потапий проникся идеей воссоединения с Римом… В своей жизни Потапий не встречался до этого времени ни с одним католиком, поэтому не могло быть и речи ни о каком католическом влиянии на него со стороны…
о. Потапий был хорошим проповедником и умел увлекать народ своими яркими, содержательными и всем понятными проповедями… он сразу же начал подшотовлять своих прихожан к воссоединению с Римом. Народ настолько успел уже полюбить его за бескорыстную и самоотверженную пастырскую… службу, что ему не стоило большого труда обладеть умами и душами прихожан… После года такой апостольской работы о. Потапий достиг того, что в июне 1918 г. его прихожане постановили воссоединиться с Римом».1
В связи с быстрым увеличением числа верующих, уже в 1896-1897 гг. пришлось провести перепланировку и расширение Петербургского архикафедрального Собора Успения Пресвятой Девы Марии, и в 1903 г. Собор на 1-й Роте стал приходским.84 Одновременно в здании при нем была размещена Римско-католическая семинария, а Могилевская консистория переехала в бывший особняк Г. Р. Державина на наб. Фонтанки – 118. К 1912 г. в Соборе насчитывалось 15 800 прихожан при ежегодном приросте 1500 чел. С началом I мировой войны к ним добавилось 9000 беженцев.83 Таким образом, здесь возник поистине католический центр не только Петербурга, но и всего Северо-Запада России.
Всего в России того времени было 12 римско-католических диоцезов (епархий), каждый — со своей семинарией. Крупнейшей из них (охватывающей почти всю европейскую часть России) была Могилевская архиепископия, которая насчитывала 1 160 000 верующих, 331 приход и 400 священников.85 Ее консистория (администрация), как уже сказано, находилась в Петербурге, на Фонтанке. Здесь же была и резиденция архиепископа Могилевского, который являлся главой Католической Церкви в России. С началом войны 1914 г. эта кафедра оставалась вакантной, но в 1917 г. на нее был назначен Эдуард фон Ропп86, а в 1919 — Ян Цепляк87.
Эта огромная архиепископия делилась на 23 деканата. Северо-западная часть ее называлась Петроградским деканатом, объединяла 31 молитвенное здание и ок. 100 000 католиков. С 1908 г. этот крупнейший деканат крупнейшего диоцеза возглавлял настоятель собора св. Екатерины (на Невском пр.) прелат-мученик Константин Будкевич (расстрелян на Пасху 1923 г.)88. викарием его был еще один неканонизированный святой — Антоний Малецкий89. А школой-интернатом для девочек в 1907-1914 гг. руководила блаж. Урсула Ледуховская (канонизирована 18 мая 2003 г.). Накануне революции приход этого древнейшего в Питере католического храма насчитывал более 30 000 верных.
Но кроме Могилевского диоцеза, на «исконно русской территории» находилось еще 4 католических диоцеза: Виленский, Тельшевский (или Самогитский), Тираспольский и Луцко-Житомирский.
Остальные 7 диоцезов (Варшавский, Калишский, Келецкий, Люблинский, Плоцкий, Сандомирский и Сейнский) охватывали Привислянские губернии.
Таким образом, к революции 1917 г. Католическая Церковь в России насчитывала несколько миллионов человек, большая часть которых вскоре оказалось в лагерях и ссылках, а из храмов осталась только одна-единственная церковь св. Людовика в Москве, под окнами Лубянки. Но это не дает нам повода говорить, что католичество чуждо и неорганично для России, а попытки возродить здесь католические структуры (конечно, в несравненно меньшем объеме) являются «злонамеренным прозелитизмом».
- Русская Католическая Церковь Восточного обряда.
Конечно, в целом, католичество является Вселенской, а не национальной Церковью, но именно на рубеже веков получила развитие ее национально-русская ветвь. Ведь очень многие образованные русские люди ощущали себя по духу католиками, но их присоединению к Католической Церкви препятствовал латинский обряд — несравнимо более бедный и аскетический, чем православный. Между тем, Католическая Церковь чрезвычайно богата именно национальными обрядами, среди которых видное место занимают антиохийский90, александрийский91, армянский92, халдейский93 и, конечно, греческий.
Как уже отмечалось, концептуальные основы для русского католичества Восточного обряда были заложены общинами Вл. Соловьева (в Москве) и кн. Елизаветой Волконской (в Петербурге). Но иерархическое оформление этой церковной ветви (в качестве отдельного экзархата) началось только в 1907 г., и дело это принял на себя львовский Греко-католический митрополит граф Андрей Шептицкий.94 Ведь именно ему канонически подчинялась Каменецкая Греко-католическая епархия, находящаяся на территории Российской империи. И она (как и другие униатские кафедры) никем не возглавлялась после насильственного «воссоединения» униатов с Русской Православной церковью. Т.о. митрополит Андрей оказался ответственным за всех католиков восточного обряда на русской территории. На аудиенции в феврале 1907 г. св. папа Пий Х подтвердил эти его канонические права, после чего митроп. Андрей принял в свою юрисдикцию о. Алексея Зерчанинова и назначил его своим представителем в Каменецкой епархии. Так было положено начало новой церковной структуре.
Алексей Евграфович Зерчанинов родился в 1848 г. в Нижегородской губернии, в семье священника, настоятеля местной церкви. В 1875 г. закончил Нижегородскую семинарию и был рукоположен во священники. В Нижегородской губернии проживало тогда много старообрядцев и о. Алексею приходилось активно заниматься миссионерской деятельностью. Это заставило его всерьез засесть за патристику, литургику и историю ранней Церкви. И, разумеется, он скоро обнаружил, что семинарские представления о католичестве чудовищно искажены. Уже тогда он задумал свою «Апологию католичества», а в январе 1896 г., после долгих раздумий и молитв, принес исповедание католической веры польскому священнику, находившемуся в Нижнем Новгороде на поселении. Акт о принятии о. Алексея в лоно Католической Церкви был отправлен в Петербург, да и сам он своих убеждений не скрывал, за что уже в июле 1898 г. был арестован и помещен в суздальскую тюрьму для «духовных преступников» при Спасо-Евфимиевском монастыре. Там о. Алексей просидел до 1901 г., завершив свою апологию католичества «Царство Божие в мире». В 1901 г. по ходатайству русской католички Наталии Сергеевны Ушаковой перед императрицей, о. Алексей был освобожден при условии безвыездного проживания на хуторе. После манифеста 1905 г. он перебрался в Петербург, а оттуда в 1907 г. улизнул в Рим. Папа Пий Х принял его дружески и отправил во Львов к митрополиту Андрею Шептицкому, который назначил его своим представителем в России.
Третьем основателем Русской Католической Церкви Восточного обряда стал св. Леонид (Федоров). Он родился в Петербурге ок. 1880 г. По смерти отца, воспитывался матерью в свободном духе. К 20-ти годам путем самообразования пришел к Католической вере, но из любви к православному обряду поступил в Петербургскую Духовную Академию (1901 г). Однако, уже на II курсе оставил ее и уехал в Рим, где 31 июля 1902 г. официально присоединился к Католической Церкви и получил у Папы Льва ХIII направление в иезуитскую семинарию в Ананьи. В это время он все более проникается идеями своего духовного отца митр. Андрея Шептицкого о соединении Церквей путем создания Греко-Католических уний восточного обряда. Как раз в 1907 г. ядро такой унии наметилось вокруг русского католика о. Алексея Зерчанинова. В то время Леонид Федоров поступил на теологический факультет Фрейбургского ун-та (Швейцария), кот. закончил в 1910 г. Затем, 25 марта 1911 г. он был рукоположен в сан католического священника восточного обряда. Пострижен в монахи с именем Леонтий. В начале 1-й мировой войны вернулся в Россию, был арестован (как агент духовного лидера украинских сепаратистов) и сослан в Тобольск. Освобожден только после Февральской революции 1917 г.
В Петербурге он застал множество изменений. Община русских католиков Восточного обряда уже настолько выросла, что на Полозовой улице – 12 стало им просто тесно. Пользуясь либеральными временами, они выхлопотали в пользование двухэтажный деревянный дом на Бармалеевой улице — 48/2. Там 30 сентября 1912 г. была освящена церковь. Ее настоятелем стал о. Иоанн Дейбнер.95 На дверях была прибита табличка «Православно-кафолическая церковь Сошествия Св. Духа». С 1913 г. при ней начал издаваться «православно-кафолический» журнал «Слово Истины», ставивший своей целью «развитие и распространение великой мечты Владимира Соловьева о соединении Церквей».96
Любопытно, что уже в то время, священники окрестных церквей расценили это, как «прозелитизм», и запрещали своим прихожанам заходить в церковь на Бармалеевой. Но, разумеется, это только прибавило популярности приходу о. Дейбнера. От посетителей не было отбоя. Наконец, пожаловал и сам викарный епископ Петербургского митрополита Никандр. Сорвать службу ему не удалось, пришлось действовать через полицию. Уже в начале марта 1913 г. церковь была опечатана. Но прихожане продолжали собираться тайно через запасной вход из квартиры о. Дейбнера. А о. Алексей (Зерчанинов) собирал «своих» в часовне церкви св. Екатерины на Невском пр. Кроме них появилось еще три католических священника Восточного обряда: о. Глеб Верховский (он собирал «своих» в Мальтийской капелле), о. Диодор Колпинский (из Пскова) и о. Трофим Семяцкий (бывший диакон с Полозовой). С началом 1-й мировой войны правительство стало смотреть на эти собрания сквозь пальцы.
Столь же успешно шли дела у восточных католиков в Москве. Там общину возглавили супруги Абрикосовы (причем духовным лидером явно была Анна Абрикосова97 ). Сразу после знакомства с Леонидом Федоровым (в 1910 г.) они начали устраивать в своем доме религиозно-философские собрания98, на базе которых сложился тесный кружок русских католиков. В 1913 г. в Москве супруги Абрикосовы поступили в новициат третьего Доминиканского ордена (для мирян). Лето они провели в Риме, где дали обеты, как доминиканские терциарии. Там же были приняты св. Пием Х, который благословил их деятельность в России и обязал временно соблюдать латинский обряд, а при легализации Восточного католического движения перейти в греко-славянский.
После этого путешествия в Москве у Абрикосовых образовалась община молодых учительниц и студенток, причем некоторые девушки тоже вступили в новициат и переехал жить в их дом. Так к началу 1916 г. образовалась первая община терциарок-доминиканок из 6-ти человек. Вся русская католическая миссия в Москве вращалась вокруг нее, а руководила общиной «мать Екатерина» (монашеское имя Анны Ивановны). Хотя формально все члены общины принадлежали к приходу церкви апп. Петра и Павла и подчнялись авторитетному польскому миссионеру о. Феликсу Верцинскому.99
Сразу после Февральской революции 1917 г. митрополит Андрей Шептцкий приехал в Петроград, чтобы организовать и легализовать Русскую Католическую Церковь Восточного обряда. К Пасхе вернулся из ссылки и о. Леонид Федоров (причем отслужил Пасхальную литургию в Святодуховском храме на Бармалеевой в присутствии нового латинского митрополита Эдуарда фон Роппа).
А 29-31 мая 1917 г. в актовом зале гимназии св. Екатерины под председательством митр. Андрея Шептицкого состоялся учредительный Собор. В нем участвовали все 8 священников новой церковной структуры: Л. Федоров, А. Зерчанинов, И. Дейбнер, Г. Верховский, Т. Семяцкий, Д. Колпинскй, Е. Сусалев и В. Абрикосов (рукоположенный на торжественной литургии, предшествовавшей открытию Собора). Постановлением этого Собора в России образовывался католический Экзархат Восточного обряда, главой которого был избран протопресвитер Леонид Федоров.
8 августа 1917 г. новая Церковь была признана Временным Правительством и получила право свободной проповеди. Это сразу привлекло к ней сотни приверженцев. Из них о. Леонид создал женский орден Св. Семейства и «Общество Иоанна Златоуста». В Москве Абрикосовская община перешла в Восточный обряд и тоже стала быстро расти. Осень 1917-го навсегда осталась высшим пиком развития русского католичества. Но это был лишь краткий исторический миг. В ночь на 26 октября большевики с гениальной простотой, почти без шума и незаметно для простых обывателей взяли власть.
Далее начинается отдельная история — история мученичества. Католическая Церковь в России — это Церковь мучеников. Из них пока еще канонизирован один только о. Леонид Федоров,100 в день памяти которого (6 марта) я и завершаю этот обзор.
Можно по-разному относиться к русским католикам. Но мученичество ради Христа всегда вызывает уважение, всегда внятно и значимо для любой эпохи. Мы не можем забывать об этом. И мы не имеем никакого права отказывать русским католикам в признании их исторических корней на нашей земле.
КАТОЛИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ РОДА ВОЛКОНСКИХ.
КАТОЛИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ РОДА ГОЛИЦЫНЫХ:
КАТОЛИЧЕСКИЕ ХРАМЫ ПЕТЕРБУРГА
1783 г. — соборная церковь св. Екатерины Александрийской.
Невский пр. – 32/34, арх. Жанн Батист Валлен-Делламот.
Закрыта в 1938 г. Возвращена в 1992 г.
1800 г. — Мальтийская капелла св. Иоанна Крестителя (с 1810 г – домовая церковь
при Пажеском корпусе) во дворце М. И. Воронцова.
Садовая – 26, арх. Кваренги.
Закрыта в 1922 г.
1825 г. — костел св. Станислава.
ул. Союза Печатников – 22, арх. Давид Висконти.
Выстроен в 1823-25 гг. на участке митр. Станислава Сестренцевича.
Закрыт в 1934 г. Возвращен в 1995 г.
1844 г. — капелла св. Иоанна Кантия при Рим.-Кат. Дух. Академии.
Закрыта в 1920 г.
1850 г. — храм апп. Петра и Павла в Кронштадте.
угол пр. Ленина и Кронштадской ул. д.-3.
Закрыт в 1930 г. Разрушен в годы войны.
1852 г. — капелла Воздвижения св. Креста при Духовной консистории (в бывшем особняке
Г. Р. Державина). Фонтанка д.-118, арх. А. М. Горностаквым).
Закрыта в конце 1919 г., как приходская церковь.
1873 г. — собор Успения Пресвятой Девы Марии.
1-я Красноармейская уд., д-11, арх. В. С. Воротилов и А. Д. Фиалковский.
Закрыт 1930 г. Возвращен в 1996 г.
1879 г. — кладбищенскя церковь Посещения.
Арсенальная ул., д.-8, арх. Н. Л. Бенуа.
Закрыта в 1938 г. Здание перестроено для лаб. з-да «Красный Выборжец».
1887 г. — церковь св. Викентия Паулинского (при французском благотворительном
обществе). В.О. 13-я линия, д.- 52, арх. П. Сюзор.
Закрыта в 1918 г. Ныне: детский диспансер.
1896 г. — каплица (с 1919 г. – костел) Св. Сердца Марии,
при благотворительном приюте А. Малецкого.
Кирилловская ул., д. – 19, арх. М. Перетяткович.
Закрыта 1933 г. Деревян. ц-вь не сохранлась, в здании приюта — библиотека.
1897 г. — каплица (с 1919 г. – приходская церковь) Непорочного зачатия Девы Марии,
при женском приюте кн. Гагариной.
В.О. 14-я линия, д.- 27, арх. Н. Л. Бенуа.
Закрыта в 1935 г. Ныне: жилой дом.
1898 г. — церковь св. Казимира (деревян.) при Путиловской богадельне.
ул. Зои Космодемьянской, д.- 22, арх. П. Купинский.
Закрыта в 1838 г., снесена в 1939 г. под телефонную станцию.
1903 г. — каплица (с 1919 г. – прих. храм) Христа Спасителя, при детском приюте.
В. О. 9-я линия, д.- 60, инж. М. Андерсин.
Закрыт в 1922 г.
1905 г. — церковь апп. Петра и Павла (дер.) в Колпино
(с приделами Св. Сердца Иисуса и Св. Розария).
ул. Володарского, д. -13.
Закрыта в 1937 г. Снесена в 1950–х гг.
1909 г. — церковь Сошествия Св. Духа (дер., вост. обряда).
На углу Б. Пушкарской и ул. Бармалеева.
Закрыта в 1922 г. Не сохранилась.
1909 г. — церковь Лурдской Божией Матери.
Ковенский пер., д. – 7, арх. Л. Бенуа.
Закрыта в 1941 г. Возвращена в 1966 г.
1912 г. — костел св. Франциска Ассизского (дерев.).
Дрезденская ул., д. – 17.
Закрыт в 1938 г. Не сохранился.
1913 г. — костел Ченстоховской Божией Матери (дерев.).
Ул. Партизана Германа, д. – 20.
Закрыт в 1939 г. Разрушен в годы Великой Отечественной войны.
1914 г. — церковь св. Бонифация.
ул. Блохина, д. – 9, арх. В. Мор.
Закрыта в 1935 г. Снесена в 1940-х гг.
1916 г. — церковь св. Алексея на Колтушском шоссе (дер.).
ул. Комунны, д. – 34, инж. А. Антонов.
Закрыта 1935 г. Снесена в 1940-х гг.
1917 г. — церковь Св. Сердца Иисуса.
ул. Бабушкина, д. – 57, арх. Стефан Галензовский.
Закрыта в 1922/23 гг. Возвращена в 1996 г.
1919 г. — церковь Пресвятой Девы Марии (домовая).
Московский пр., д. – 109, кв.- 1/2 на 1-м этаже.
Закрыта в 1922 г. и передана под столовую.
69 с этой общиной связана капелла, а затем и каменный храм Воздвижения Св. Креста Господня, освященный в Вологде в 1913 г. прелатом Будкевичем.
70 см. «Католич. энциклопедию» Том. 1., М., 2002 г., стр. – 1811.
71 Варнавиты — орден, основанный в 1530 г. в Милане святым Антонио Мария Заккария (ум. 1539 г., пам: 5 июля) для исправления распущенных нравов.
72 Редемптористы — конгрегация, основанная в 1749 г. св. Альфонсо Мария Лигуори (ум. 1787 г., пам: 1 августа). В декабре 1861 г. о. Владимир перешел в отшельнический орден траппистов.
73 о. Иоанн был также первым собирателем сочинений П. Я. Чаадаева и Ф. И. Тютчева (который на родине не был известен, как поэт).
74 Лосев А.Ф. «Владимир Соловьев и его время» М., «Молодая гвардия», 2000 г., стр. – 311.
75 Там же, стр. 307-308 со ссылкой на «Русское слово», № 192 от 21 августа 1910 г. Свидетельства его восприемников Е. В. Долгоруковой и Д. С. Новского опубликовано в «Католическом обозрении» СПб., 1914 г., вып 2, стр. – 2.
76 Толстой Николай Алексеевич (1867-1938) — из дворянской петербургской семьи. Окончил Московский пажеский корпус. В 1890 г. принял сан священника. В 1893 г. закончил Московскую Духовную академию. В 1894 г., будучи в Риме, присоединился к Католической Церкви. После революции 1905 года открыто служил в костелах Одессы и Киева, где в декабре 1937 г. был арестован и 4 февраля 1938 г. расстрелян в Киевской тюрьме. Он был первым православным священником, перешедшим в католичество. Вторым таким священником станет о. Алексей Зерчанинов (с 1896 г). См. о нем ниже.
77 русские католики латинского обряда составляли отдельное, тоже «незаконное» общество, о котором было известно полиции. Но оно не разгонялось, т.к. в него входили весьма влиятельные люди. Достаточно сказать, что они группировались вокруг Н. С. Ушаковой (двоюродной сестры П. А. Столыпина) и ее родственника М. Д. Жеребцова (имевшего влияние при дворе).
78 Большинство данных о католических храмах даются по книге Шкаровского М. В., Черепениной Н. Ю. и Шикер А. К. «Римско-Католическая Церковь на северо-западе России в 1917-1945 гг» СПб., «Нестор», 1998 г.
79 утверждать обратное, основываясь на исторических грехах православия и недостоинстве отдельных священников, было бы не просто ересью донатизма, но прямой хулой на Духа Святого.
80 Задворный В. и Юдин А. «История Католической Церкви в России» М., 1995 г., стр. – 23.
81 Антоний Юзеф Дремлюг «Феномен русского католичества», машинопись, стр. — 19.
82 о. Стефан Катинель, Корюкаева Н. И. «Архикафедральный собор Успения пресвятой Девы Марии. Исторический очерк», стр. -9, со ссылкой на РГИА ф.821, оп.150, д.173, л.37.
83 там же, стр. 9-10.
1 Василий, диакон ЧСВ «Леонид Федоров: Жизнь и деятельность» М., 1992 г.. стр. 104-106.
84 Его первым настоятелем стал ректор семинарии о. Витольд Эрдман.
8 См. подробнее: «Архикафедральный собор Успения Пресвятой Девы Марии. Исторический очерк».
85 Задворный В. и Юдин А. «История Католической Церкви в России» М., 1995 г., стр -24.
86 Эдуард фон Ропп, выходец из Латвии, окончил юрфак Петербургского ун-та и Духовную семинарию, с 1903 г. возглавлял Виленскую епархию. В 1906 г. был избран депутатом I Государственной Думы. Тогда же организовал Конституционную католическую партию, которая вскоре была запрещена, а сам депутат отправлен в изгнание. Назначение его на кафедру было неожиданным. Вероятно, решающим здесь оказалось непольское происхождение кандидата.
87 Цепляк Ян Гиацинтович — родился в 1867 г. в семье польских шахтеров. В 1882 г. закончил петербургскую Духовную академию, где был рукоположен и до 1908 г. был ее профессором. В 1908 г. в храме св. Екатерины был возведен в сан епископа и стал администратором Могилевской архиепархии. С июля 1919 г. — архиепископ.
88 Будкевич Константин Ромуальд Юлианович — родился в 1867 г. в польской дворянской семье. В 1889 г. окончил Петербургскую духовную семинарию, в 1893 г. — академию, где был посвящен в сан. Кандидат богословия, законоучитель и викарий Псковского костела. С 1905 г. — настоятель храма св. Екатерины в Петербурге. С 1908 г. — декан Петербургского деканата. С 1919 г. — генеральный викарий архиепископа Цепляка.
89 Малецкий Антоний Иосифович — родился в 1861 г. в Петербурге, в семье полковника инженерных войск. В 1884 г. окончил Петербургскую Духовную семинарию, где был посвящен в сан. С 1885 г. служил в Минском кафедральном соборе. В 1886 г. был сослан на 3 года, как «ослушник правительства и порочный ксендз». С 1887 г. — викарий Петербургского костела св. Станислава. Организовал приют для мальчиков на Кирилловской ул., при котором устроил капеллу Св. Сердца Марии. В 1996 г. основал в Петербурге первую польскую гимназию. С 1897 г. — викарий Петербургского храма св. Екатерины, ректор Петроградской Духовной семинарии.
9
9
90 например, у индийских (маланкарских) католиков, в Маронитском и Сирийском Патриархатах (общая численность — более 3 000 000 чел)
91 например, у коптских и эфиопских католиков, общая численность которых — ок. 220 000 чел.
92 не только Армения, но и Киликийский Патриархат, и диаспора (всего более 5 000 000 чел).
93 Халдейский, Ассирийский Патриархаты, Малабарские христиане ап. Фомы и др (ок. 2 500 000 чел).
94 Шептицкий Роман Александр Мария — родился в в 1865 г. в Прилбичах — родовом имении графов Шептицких. Уже в гимназии почувствовал призвание к священству (причем — восточного обряда!). Но отец был против и заставил его сначала окончить юрфак Ворцлавского ун-та. После учебы молодой Шептицкий посещает Москву, где знакомится с Вл. Соловьевым. Эта встреча определяет всю его жизнь. В 1888 г. он принимает постриг с именем Андрея, становится священником, изучает богословие в Кракове. А в 1898 г. посвящен во епископа. После смерти Галицкого митрополита Юлиана Куилова (1900 г), занимает его место в самой большой католической архиепископии Восточного обряда.
95 Дейбнер Иван Александрович (1873-1936) — из семьи петербургских дворян. Окончил императорское училище правоведения. Тайно перешел в католичество. В 1903 г. тайно рукоположен митр. Андреем Шептицким в сан католического священника Восточного обряда. С 1907 г. стал служить в соборе св. Екатерины на Невском пр.
96 «Слово Истины» № 1, январь 1913 г., стр. – 16.
97 Абрикосова Анна Ивановна (1882-1936) — происходила из богатого купеческого рода и поначалу была православной. Закончив 1-ю московскую гимназию, уехала в Англию, где училась в Кембриджский ун-те. Вернувшись в Москву, вышла замуж за своего двоюродного брата Владимира Абрикосова, историка и филолога. К католичеству Абрикосовы сначала относились враждебно. Обращение Анны в 1908 г. было внезапным и экзистенциальным. Она словно родилась заново. Через год примеру жены последовал Владимир. В течение года Абрикосовы изучали богословие в Риме, а в январе 1910 г. вернулись в Москву, где познакомились с Леонидом Федоровым. Эта встреча решила все. Подробнее об Анне Абрикосовой см: «Логос» № 48 (1993 г), стр. 62-93.
98 супруги Абрикосовы постоянно занимались изучением католического богословия и истории Церкви. Анна свободно владела 4-мя европейскими языками, зная к тому же латинский и греческий. Это позволяло ей переводить и распространять католическую литературу, учить детей и т.д.
99 впоследствии он был выслан из России за принадлежность к ордену иезуитов.
100 сейчас готовится канонизация матери Екатерины (Абрикосовой). Святость ее несомненна. Вот что писала о ней еще в 1936 г. сестра Иосафата из Ордена св. Доминика: «В первой половине своей жизни она отдала Богу богатство, светскую и интеллектуальную карьеру, наконец, любимого мужа. Затем — личную свободу… При такой жертвенности она была лишена даже той радости и утешения, какими являются на земле Месса, св. Причастие, все церковные богослужения. В последний период жизни, который можно назвать восхождением на Голгофу, мать Екатерина испытала полное одиночество, невероятные физические страдания, невозможность приобщаться святым таинствам. В течение 13 лет она жила в обстановке, унижающей человеческое достоинство. Даже после смерти тело ее не было предано земле, а прах остался в руках ее гонителей.
Жизнь и смерть матери Екатерины — это участие в крестных страданиях Христа. Факт ее смерти не омрачает нашу веру, но делает ее еще сильнее и крепче, ибо доказывает, что даже в наше время… живут души героической святости и глубокой одухотворенности». («Истина и жизнь» 1992 г. № 5, стр. – 46).