Умножаем или теряем: власть, дело, отношения. Сайт Опсуимолога. Начинать всегда трудно. Но я начал. Ради нового уровня свободы и справедливости для всего человечеств и надо начинать с себя. Начнем?

Проект концепции культурно-образовательной деятельности Краеведческого музея

100 лет со дня рождения министра финансов С.М. Шарафеева

3 января 2005 года исполняется 100 лет со дня рождения Саида Мингазовича Шарафеева – одного из первых татарских Министров финансов нашей Республики.
С.М. Шарафеев родился в деревне Псеево ныне Менделеевского района Республики Татарстан в семье крестьянина. Трудовой путь начал в 1925 году, проявил способности финансиста на различных должностях в нескольких волостях и районах республики. Прошёл профессиональное обучение. В сложном 1937 году он назначен Народным комиссаром финансов. В этой должности работал до назначения в 1943 году Председателем Совета Народных  комиссаров Татарской АССР. С 1951 по 1957 годы — Министр финансов ТАССР. С 1957 по 1959 годы – Председатель Совета Министров ТАССР. С 1959 по 1975 годы на пенсии. Награждён орденом Трудового Красного знамени (1940), орденом «Знак Почёта» (1942), премирован месячным окладом по результатам соцсоревнования в 3-м квартале 1942 года. Похоронен на Арском кладбище г. Казань.
Родственники С.М. Шарафеева проживают в г.г. Москва и Менделеевск. Краеведческий музей г.Менделеевск готовит выставку и мероприятие в 2006 году и просит всех, кто помнит и знает С.М. Шарафеева, принять участие, сообщить илии выслать материалы о славном сыне татарского народа.

Понятие о культурно-образовательной деятельности музея:

Музей, по нашим представлениям, является исторически обусловленным многофункциональным институтом социальной информации, предназначенный для сохранения культурно-исторических и естественнонаучных ценностей, их изучения накопления и распространения информации посредством музейных предметов.
В этой связи можно выделить четыре основные функции музея:

Сохранность и исследование культурно-исторических и естественнонаучных ценностей (музейных предметов и музейных коллекций).
Публичного представления музейных предметов и музейных коллекций через выставки, экспозиции и средства массовой информации.
Использование всего арсенала музейных средств взаимодействия и взаимопонимания народов и культур для патриотического, производственно-трудового и экологического воспитания.
Коммуникативная, помогающая увидеть музей как в его внутренних связях, так и внешних — с учреждениями культуры, науки, образования, производства.

И именно при формировании у человека способности воспринимать и выявлять предметы, имеющие историко-культурную ценность музей, использует образовательную деятельность.
В связи с этим именно в музее происходит сращивание культуры и образования. Образование, как и культура, являются динамической составляющими развития общества.
В настоящее время мы понимаем музей как одновременно центр культуры и образования, источникам их потребления и производства. Специфика музея в этой деятельности его уникальная возможность обеспечить «культурологическую» организацию образовательной деятельности. Ведь в учреждениях чисто образовательных на первый план выходят проблемы обучения, которые уже как следствии формируют культуру.

Если обраться к истории развития музейных фондов в России, то, начиная с 19 века, они занимают первостепенное место. Забота о посетителе у музейщиков отодвинута на второй план. Получается, что в 19 веке музеи России выполняли в основном просветительские функции, в 20 веке идеологические, а уже в 21 веке культурно-образовательные.
Сегодня формируется новая образовательная концепция отечественного музея. Музей пытается отказаться от прежних достаточно жестких идеологических установок, стремится развивать свою деятельность в рамках теории коммуникации.
Назначение музея не замыкаться в деятельности связанной с его названием и спецификой, а через историю Ушковых, «язык музейных вещей и мемориальных мест ввести молодого человека в целостный мир культуры, научить его жить в этом мире не как потребителя, а как творца»
Музей вне культурно-образовательной деятельности, является «мёртвым». Одно хранение и изучение фондов сразу отторгает общество от музея. Он перестаёт развиваться и теряет «обратную связь» с обществом, хотя и получает информацию от него.
Как средство социальной политики государства наш музей, ориентирован на приобщение широких слоев населения к познанию материальной и духовной культуры многонационального народа Республики Татарстан.
В этой связи целью культурно-образовательной деятельности Краеведческого музея г. Менделеевск будет: превращение музея в эффективного, активного посредника между культурой Менделеевского края и обществом, что и будет процессом образования.

1.1 Музей в социокультурной среде своего региона

Наш музея является краеведческим под краем мы понимаем территорию Менделеевского района и Елабужский район, а также однотипную флору и фауну Нижнего Прикамья. Естественно первостепенна для нас территория, которая соответствует современным границам Менделеевского района. При этом музей краеведческий в культурно-образовательном плане нами понимается, ни как ориентированный на свой район, а как стремящийся охватить посетителей со всей России и мира. Именно на этот регион ориентированна культурно-образовательная деятельность музея. Это связано и с небольшим количеством (около 30 тыс. человек) населения в районе, в связи с чем планируется выход за пределы района в Нижнекамскую агломерацию, с ориентацией на туристов с России, Ближнего и Дальнего зарубежья.

1.2 Содержание культурно-образовательной деятельности.

История культурно-образовательной деятельности на территории Менделеевского района началась, как и многое другое в связи с химической промышленностью, ещё в конце XIX века. Достоверно известно, что с 1895 г. на Бондюжский завод под руководством Н.В. Розова были организованы ежегодные экскурсии учащихся Елабужского реального училища. Владелец предприятия Пётр Капитонович Ушков дал возможность учащимся познакомиться с производством соды, зелёного купороса, серной кислоты, приборами и техникой. «Эффективные химические процессы, …возбуждали пытливость, и многие другие добрые стороны души».
Собственно музейное дело в Менделеевском районе начинает развиваться с 1966 года. У его истоков стоял музей «Революционной, боевой и трудовой славы» в Менделеевской средней школы № 1, созданный при участии учеников, учителей и учащихся. Его бессменным руководителем была Верёвкина Валентина Ивановна.
С 1968 г. (к 100-летию завода) открыт музей истории и развития химического завода им. Л.Я.Карпова (ныне музей истории и развития ОАО «Химзавод им. Л.Я.Карпова»).
С своего основания с 1991 г. Краеведческий музей активно занимается совместно с краеведческим обществом «Нижняя Кама» культурно-образовательной деятельностью.
С 1993 г. начата работа по освоению лекций проведена первая экскурсия по «Кокшан — Бондюга — Менделеевск».
В 1999 г. для чтения лекций привлечены специалисты по направлениям. Создан литературный клуб по интересам «Мирас — Наследие» который провёл 6 заседаний.
В 2000 г. Проведены краеведческие чтения «Менделеевск век ХХ — век ХХI».
В 2001 г. к 35-летию образования города Менделеевска музейщики провели костюмированное представление «Встреча почётных гостей юбилея города на усадьбе Ушковых».

В 2003 г. учитывая запросы населения при музее учреждены три клуба по интересам: для любителей истории «Старый город Менделеевск», для любителей литературы и искусства «Творческие мостки», и для любителей природы «Экозаман».
Краеведческие чтения «Знаменитые земляки: деловые и семейные связи» где центральной темой было изучение биографий представителей династии купцов Ушковых.
2004 г. Во много раз перевыполнены показатели по доходам.
Создана выставка на правах экспозиции «Древние находки Нижнего Прикамья», проведена частичная реэкспозиция «Кокшан-Бондюга-Менделеевск». Создана фондовая концепция, которая во многом заложила основы и для культурно-образовательной концепции и деятельности.

Раздел II. Развитие культурно-образовательной деятельности. По программе: «Краеведческий Музей Менделеевска и социум».

2.1 Музей в социокультурной среде региона:

перспективы расширения влияния:
«Краеведческий музей г. Менделеевск» являясь пока региональным музеем, музеем Менделеевского района, ставит цель создание массивного комплекса «Имение Ушковых» со статусом заповедника. В своей деятельности будущий музей будет ориентирован на Российский и международный рынок туристических услуг. В этой связи символом успешной деятельности для нас выступают вышедшие из нашего края купцы Ушковы, которые благодаря своей предприимчивости «поднялись» с государственных крестьян Бондюги до статуса известных в мире миллионеров и промышленников, расширив, таким образом, сферу свою влияния от небольшой волости до всей России.
В последнее время коллектив Краеведческий музея Менделеевска всё более приходит к выводу активного поиска финансирования и частичного финансового самообеспечения. В среднем на содержание музея тратится около 500 тыс. руб. в год что составляет примерно 0,35 % от местного бюджета. В то время как самый высокий доход составил около 20 тыс. рублей. (2004 г.). В то время как соседний Елабужский музей-заповедник получает на своё содержание около 10 млн. руб. и каждый из 4 музеев в среднем зарабатывает 587,5 тыс. руб. Такие результаты достигаются благодаря активной деятельности на туристических рынках России и зарубежья. Вроде бы кажущийся низкий процент доходности Елабужского музея для г. Елабуги на самом деле приносит ещё больший доход т.к. туристы пользуются инфраструктурой всего города. Но, безусловно, понятно, что без музеев, туристов в г. Елабуги не будет, поэтому они как бы являются «приманкой» для развития всей сферы услуг в этом историческом городе. Буквально 15 лет назад такие перспективы вряд ли кто мог предположить. Отсюда можно сделать вывод, что расширение влияния вполне по силам и нашему городу и музею. Ведь если в Елабуге во всю используют имена: М. Цветаевой, Шишкиных, Дуровой, Стахеевых; то фамилии живших в Бондюге — Б.Пастернака, Д. Менделеева, купцов Ушковых, Л.Карпова, А.Мазитова также не менее значимы. В этой связи один из вариантов дальнейшего развития включение нашего музея и памятников района в сферу интересов Елабужского музея заповедника, впоследствии уже выход на автономное привлечение туристов, но и после этого необходимо опираться на взаимовыгодное сотрудничество с Нижнекамским соседом.
Вовлечение местного населения в культурно-образовательную деятельность музея будет зависеть от количества новой необычной для края информации, и материальных образов. Не случайно даже жители исторических городов ценят достопримечательности других регионов, а к своему краю относятся более прохладно, а порой их даже и не посещают. Хотя с другой стороны объяснимо если каждый день проходить мимо дома, где некогда жил Пастернак то уже чисто психологически сложно воспринять его историческую и музейную значимость.
Привлечение же иногородних туристов значительно зависит от «раскрученности» исторических событий и личностей, о которых рассказывает музей. Но очень редко туризм существует только за счёт функционирования музеев, необходима обширная инфраструктура, которая будет поддерживать его деятельность.
В связи с этим музей уже подготовил предложения о развитии туризма в районе. Ведётся рекламная деятельность в рамках Нижнекамской агломерации и масштабах России. Но сейчас музей проводит её исключительно за счет не дорогих сфер своей деятельности. Регулярная информация о музейной деятельности на популярном Наб. Челнинском радио: Европа плюс, Русское радио, Ретро FM а также через собственный сайт, доступный в любой точке мира.

активизации деятельности музея как культурного центра:

В нашем городе уже существует культурно-информационный центр в Доме культуры С. Гассара (КИЦ) там же существует и центр дружбы народов. Но на сегодня несмотря на громкое название они находятся в начале своего пути но вполне вероятно, что в будущем займут достойное место в культурной среде района, и станут действительно культурными центрами в крае.
Какое место связи с этим отведено музею? И на что может рассчитывать наше учреждение в перспективе?
Как бы не развивался КИЦ ниша предметной истории, предметной культуры, возможна только через музейные выставки. В связи с этим наш музей будет выполнять функции культурного центра — «Артефактов культуры». И в этой среде дополнять культурный центр, помогать ему но иногда и выступать как самостоятельный центр изучения и порождения культуры.
Таким образом, музей будет не только собранием духовных и материальных образов культуры, но и получит возможность притягивать к себе людей превращаясь в некий творческий центр.
При обращении к Западному опыту, по развитию клубной деятельности мы видим в большинстве своём музейные клубы (Museum Club) функционируют как абсолютно независимые центры культуры и развлечения. Таковы, например клубы в США среди которых можно отметить музейный клуб в Северной Аризоне Route 66 (Museum of Northern Arizona), или, например в Болгарии музейный арт-клуб Филипполис. Но при музеях за рубежом также функционируют клубы, таковым например является Междисциплинарный клуб Нью-йоркского государственного музея образованный. При головном музеи республики Татарстан также существует чётыре клуба по интересам: Клуб «Шарык» — восточный клуб, Интеллигент ХХ век где происходит встречи общественности с представителями творческой и научной интеллигенции. «Витязь» — военно-исторический клуб фехтования и ролевых игр, «Хранитель древностей». Все Казанские клубы отличаются новизной, эпотажностью и достаточно непохожи друг на друга.
Наш музей по средством деятельности клубов уже пытался привлечь любителей первоначально в клуб литературы «Мирас», позднее в клуб любителей краеведения «Старый город Менделеевск», клуб любителей природы «Экозаман», клуб любителей искусства «Творческие мостки». Но работа клубов на сегодня не удалась, если изначально планировалось найти заинтересованных людей, которые будут организовывать в музеи встречи, общения, обсуждения то в реальности вся работа легла на плечи сотрудников музея при этом специалистов занимающихся культурно-образовательной деятельности в музеи только двое. Если и нашлись немногочисленные активисты клубного дела, то участвовали они практически в деятельности всех трёх клубов. По этому ни один клуб не являлся фактически обществом заинтересованных людей.
Хотя музей через деятельность клубов получал новую информацию, частично осуществлял комплектование но те цели, которые ставили заседания не решены и на сегодняшний день.
В этой связи необходима модернизация их деятельности. Необходим поиск активных членов клуба, определение более близких и понятных для Менделеевцев задач их функционирования. Используя моменты отдыха и развлечения, возможности семейного участия в деятельности клубов. И естественно финансовые вливания, которые помогут привлечь заинтересованных людей, сформировать материальную базу клубов. Внедрение «музейной предметности» в их деятельность позволит дать им оригинальность, непохожесть по сравнению с другими культурными центрами Менделеевского района.
Перерождение клуба историков в более узкий и интересный для населения, в первую очередь для детей клуб «Археологов Нижнего Прикамья», развитие художественно-выставочной деятельности при клубе «Творческие мостки», с продажами картин через сайт музея, создание конкурсов юных художников. Развития экологических идей при клубе «Экозаман», по примеру «Грин-Пис» также позволит поднять на новый качественный уровень деятельность объединения, как и биологические исследования.
Для потомков именитых фамилий и для бизнесменов современности можно предложить вариант закрытый, дорогой в перспективе, престижный «Купеческий клуб» с высоким вступительным и членским взносом, в него автоматически войдут и попечители нашего учреждения. При нем организовать бизнес-класс для подрастающего поколения.
Очень перспективны в развитии Клубов — землячества: армян, марийцев, татар, немцев и других народностей края.
Клубная деятельность в перспективе должна охватить все группы населения г. Менделеевска. А также быть актуальной для приезжих посетителей из Нижнекамского региона. Клубная, кружковая работа предполагает постоянный состав. В связи с этим в первую очередь приходится ориентироваться на жителей Менделеевска, лишь в редких случаях, например «Купеческий клуб» способен привлечь в свои ряды людей проживающих в Нижнекамском регионе.

2.2.Постановка приоритетных целей и задач. Социокультурная миссия.

На сегодня наш музей ставит перед собой следующую социокультурную миссию. Воспитания у подрастающего поколения на примере деятельности купцов Ушковых стремления к получению дохода через честную коммерцию. Музей пытается повлиять на изменение менталитета россиянина, он видит нового человека России как независимого от государства, уверенного в своих силах гражданина способного принести значительное благо как себе, так и своей стране, через честную предпринимательскую деятельность.
Основная социокультурная цель в связи с созданием «Музея усадьбы Ушковых» расширение «рынка спроса» на «культурно-образовательный продукт» краеведческого музея в г. Менделеевск, с района до страны. И активное развитие туристической деятельности, где музей будет участвовать во всех её формах и по всему району. Усадьба Ушковых в перспективе комплекс музеев с развлекательно-культурной функцией, работающий на иногородних и международных туристов и окно в мир для жителя Менделеевка одно из градообразующих учреждений города, развивающее его инфраструктуру.

2.3.Музей и посетитель.

Динамика посещаемости.

Просчитывая ситуацию с 1994 по 2004 гг. мы получили среднюю цифру посещения музея, которая составляет 3.783 человека в год. Рекордная цифра посещений составила 5400 в 2004 году. На 1-е полугодие 2005 года сохраняется прежние темпы посещений, данный прирост обеспечен за счёт приезжих выставок.
Выставку Кунсткамера, работавшую в одном выставочном зале музея посетило за 1 месяц 1465 человек. Что стоило музею большого затрата сил, но уже чисто теоретически музей на сегодня при максимальной работе в двух выставочных залах и ежемесячном обновлении выставок может, принимать в год 35 160 человек, что более числа населения города практически в два раза.
Сколько же человек на сегодня ориентированы на музей? Сколько мы можем ожидать посетителей завтра в нашем музеи? Для этого мы используем данные не общего посещения за год, ведь вполне понятно, что человек, посетивший одну выставку может прейти и на другую, а данные по конкретным выставкам. Ведь очень редко человек приходит дважды на одну и ту же выставку, которая тем более работает короткий период времени. За 2004 — 2005 гг. наиболее интересные выставки приняли в пересчёте на месяц от 1465 до 879 человек. Получается, что в среднем 1176,3 человека посещают договорные приезжие выставки, что составляет 5,88 % от всего населения города Менделеевск. Показатели достаточно низкие по мировым стандартам, где музей посещают примерно 30 % жителей. Выставки из фондов музея г. Менделеевска значительно проигрывают приезжим выставкам в количестве посетителей. В лучшем случае максимум достигает 300 — 400 человек и обычно за больший, чем месяц период времени, т.е. 1,5 — 2 % от числа жителей г. Менделеевска. При этом на лицо значительные перспективы по росту количества потребителей культурно-образовательных услуг музея, внутри города, при их высоком уровне. Ведь на сегодня остаётся ещё 95 % от всего числа жителей города, которые музей не посещают вообще.
Для определения динамики посещений будем рассматривать те музеи, которые находятся в том положении, к которому мы стремимся в будущем, либо в соседних регионах.
Так Елабужский музей — заповедник в 1990 г. посещало 43 тыс., что составляет 66,1 % от жителей города. В 2005 г. посещаемость составила 88,5 тыс., что составило 136 % от числа жителей города, с средним доходом от посетителя 22,6 руб.
Набережно -Челнинские музеи в 1990 г. посетило 122,6 тыс. человек, что составило 23 % от городского населения. В 2004 г. изменения были не большие 124,5 тыс. человек 23,6 % от жителей города средний доход от посетителя 3,46 руб.
Чистопольские музеи в 1990 г. посетило 33 тыс. человек, что составило 48,8 % от населения города. В 2004 г. 14,6 тыс. что составляет 21,63 % от населения средний доход с посетителя 5,82 руб.
Болгарский музей заповедник в 1993 г. посетило 66 тыс. человек, что составило 825 % от жителей города, в 2004 г. его посетили 31 тыс. человек, что составило 387 % от жителей города средний доход от посетителя составил 28,8 руб.
Мы видим как разнообразны показатели в Татарстане по культурно-образовательной работе в музеях и как они изменялись в течении последних 15 лет. Мы видим, что от числа населения города в этот период, количество посетителей колебалось от 21,63 % до 825 %. Учитывая объективные мировые показатели и данные по Татарстанским музеям можно обнаружить, что процент музейных посещений в год от числа жителей города составляет 20 — 30 %.
Но показатели посещаемости далеко не всегда зависят от числа жителей города, особенно это, касается музеев работающих на туристов, такие как например в Елабуге и Болгаре. Рекордный показатель у данных музеев 88,5 тыс. посетителей. Подобный комплекс музеев планируется создать и в Менделеевске. Но Менделеевск по жителям более Болгара в 2,5 раза и менее Елабуги в 3 раза. Так же как Менделеевск это исторические города, находящиеся на берегу реки Кама. Все эти города в примерно одинаковом расстоянии от Республиканских мегаполисов Болгар от Казани, Елабуга и Менделеевск от Набережных Челнов. С другой стороны мы видим, что у Болгарского музея идёт спад, в то время как у Елабужского подъём по количеству посещений. А учитывая погрешность — сегодняшнее количество посетителей в музеи Менделеевска, мы можем получить достаточно объективный показатель потенциального количество посетителей при создании высококлассного музейного и туристического центра в г. Менделеевск по формуле: Посет. Менд. Муз. + Посет. Болгар. Муз. + Посет. Елаб. Муз./ 3 = перспективный показатель Мендел. Музея.
Получается: 5,4 тыс. + 31 тыс. + 88,5 тыс. /3 = 41,6 тыс.
За сколько лет можно достичь этой цифры ведь совсем не обязательно, что если к 2010 г. по программе «Мирас-Наследие» в районе появиться «Усадьба Ушковых» со статусом заповедника, то туда хлынут потоки туристов. При возможном выполнении планов музея по созданию усадьбы с одновременным ростом доверия к музею и его деятельности, яркой рекламе, а следовательно и при финансировании, опрятном облике зданий, качественным оборудование в музеи и высококлассным содержании культурно-образовательной деятельности динамика посещений будет неуклонно идти в сторону увеличения. При этом увеличение спроса на наши услуги будет не только внутреннее — в Менделеевске и районе, но и внешнее — в Татарстане, России и Зарубежье. Но для осуществления данного плана необходима поэтапная деятельность во всех направлениях развития музея с рубежными маркетинговыми аналитическими исследованиями, которые позволят корректировать деятельность согласно стратегии развития музея.
Например, Болгарский музей в период подъёма культурно-образовательной деятельности за 4 года с 1990 г. по 1994 увеличил количество посетителей практически на 100 %. Елабужский музей заповедник за 8 лет с 1996 г. по 2004 г. также на 100 %. Но на начальный период отсчёта и конечный музеи были музеями заповедниками. Что же касается нашего музея то он из обыкновенного краевого превратиться в комплекс музеев подобный заповеднику, поэтому перспективы роста посетителей может быть значительно больше. Динамика роста посетителей с 2003 по 2004 гг. составила в нашем музеи около 57 %. При сохранении данных темпов прироста посетителей — 50 %, активной маркетинговой политики, можно ожидать достижения поставленных показателей через год как будет полностью создана «Усадьба Ушковых» к 2011 г.
Но есть ли практика в музейном деле по достижению таких результатов? За 1990-е — 2000-е годы наибольших результатов в динамике посещений достигли следующие музеи в Татарстане.

        Район        1996 г. посет.         2004 г. посет.           Прирост
    Алексеевский           2 000           10 500           В 5 раз
    Альметьевский           5 000          27 700           В 5 раз
    Балтасиниский           3 800          11 250           В 4 раза

Исходя из реальной практики прироста посетителей в музеях Татарстане. Максимальное увеличение посетителей 5-кратное за 8 лет. Цифра в 25 тысяч посетителей для нашего музея вполне достижима при создании музея-усадьбы Ушковых к 2010 году согласно Концепции, а к 2017 году на полное развитие музея-усадьбы вполне достижима цифра 41,6 посетителей и туристов в год.

Динамику посещений можно разделить на несколько этапов
развития культурно-образовательной деятельности в зависимости от важнейшего направления в рекламной компании, на которое ориентируется музей в данный период:

  1. Внутри региона 2005 — 2006 гг.

ü На 2005 год запланировано привлечь в музей 5 200 посетителей; (год планирования)

ü На 2006 год запланировано привлечь 8 000 посетителей;
Из них 500 из Нижнекамского региона (год сметирования)

  1. Из Нижнекамского региона:

ü На 2007 год запланировано привлечь 13 000 посетителей,
Из них 4000 из Нижнекамского региона,

ü На 2008 г. запланировано привлечь 18 000 посетителей,
Из них 9 500 из Нижнекамского региона,

  1. Из России:

ü На 2009 г. запланировано привлечь 23 750 посетителей,
Из них 12 750 из Нижнекамского региона,
1000 из России.

ü На 2010 г. запланировано привлечь 25 000 посетителей,
Из них 15 000 из Нижнекамского региона,
6000 из России.

  1. С Зарубежья:

ü На 2011 г. запланировано привлечь 30 600 посетителей,
Из них 17 000 из Нижнекамского региона,
10 000 из России.
1600 из Дальнего зарубежья.

К 2017 году планируется значительное увеличение количества посетителей большую часть которых будут составлять туристы из за рубежа.
Показатели будут корректироваться на основе поэтапных маркетинговых исследований. К 2012 г. планируется создать новую концепцию по культурно-образовательной деятельности.
Данные цифры особенно по регионам являются ориентировочными, поскольку на сегодня музей не обладает возможностями провести маркетинговые исследования в Нижнекамском регионе в России и зарубежье, и вынужден пока ориентироваться на показатели других подобных музеев.

2.4 Система культурно — образовательной деятельности.

Срок Тема Вид, Форма Целевая категория Финансы
2005 — 2006 г. «Музей окно в мир» из цикла «Музей г. Менделеевска и социум» Интерактивная выставка Школьники
«Дом Л. Карпова, Б.Пастернака» Концепция Экспозиция, Экскурсия Туристы
«Люди воинской и гражданской славы ХХ век» Концепция Экспозиция, Экскурсия Школьники, Пенсионеры
«Музей и отдых» из цикла «Музей г. Менделеевска и социум» Мероприятия, к лубы Семьи
«Б.Пастернак в Нижнем Прикамье» Туристический маршрут Нижнекамские, иногородние туристы
2006 — 2007г. «Музей твой друг игры, выставки» из цикла «Музей Менде леевска и социум» Игры, выставки Дошкольники, школьники
Зал «Естествознание» Концепция Экспозиция, Экскурсия Дошкольники, школьники
2007 — 2008 г «Музей твой учитель» из цикла «Музей г. Менделеевска и социум» Лекции, уроки Школьники, пенсионеры
«Мемориальный зал» Концепция Экспозиция, Экскурсия Туристы
«Менделеевск город истории и культуры» Туристический маршрут Иногородние туристы, Нижнекамские
2008 — 2009 г. «Учимся изучать природу» Биологические исследования школьники
Зал «История техники» Концепция Экспозиция, Экскурсия Туристы
«Древний мир села Икское Устье» Туристический маршрут Туристы с России
2009 — 2010 г. «Брюшлинские родники» Туристический маршрут Туристы с России
«История и археология края» Концепция Экспозиция, Экскурсия Школьники
2010 — 2011 г. «Урочище Кокшан» Туристический маршрут Туристы с России
Зал «Этнография» Концепция Экспозиция, Экскурсия Туристы из зарубежа
«Коллекционный зал» Концепция Экспозиция, Экскурсия Туристы из зарубежа
2011 — 2012 г «Ушковское кольцо» Туристический маршрут Туристы с зарубежья
«Ремесленные мастерские» Концепция Экспозиция, Экскурсия Туристы с зарубежья

Краткое представление описанных программ.

Цикл программ «Краеведческий Музей Менделеевска и социум» 2005 — 2010г. будет предлагать различные формы музейной деятельности:
«Музей — твой друг» программа по музейным играм для детей с использованием материалов и информации . 2006 — 2007 г. с использованием материалов археологии, естественнонаучной коллекции будут созданы проекты занимательных игр для детей с 5 до 12 лет.
«Музей — твой учитель» 2007 — 2008 г. Программа по внедрению и чтению лекций по краеведению в образовательных и культурных учреждениях на основе всех исследований и результатов комплектования.
«Музей — окно в мир». Создание компьютерного отдела с СD библиотекой и базой данных по истории культуры в 2005 — 2006 г. На средства грантодателя музей будет пытаться создать зал Карпова и Пастернака с наличием в нём и виртуального отдела с современными носителями информации.
«Музей и отдых» создание практики мероприятий любого характера на базе музея. 2005 — 2006 г. с использованием в качестве оформления и декораций фондовые коллекции, костюмы, копии и муляжи наиболее ценных предметов.
«Учимся изучать природу» — естественнонаучные исследования на базе ООПТ «Имение Ушковых». 2008 — 2009 г. Развитие совместной со школьниками практики биологических исследований, метеорологических исследований, экологического мониторинга на имении Ушковых. Широко будут использованы данные и материалы научно-фондовой работы по созданию естественнонаучной коллекции. С другой стороны планируется пополнять естественнонаучную часть фонда Менделеевского музея.
При участии Менделеевского краеведческого музея с 2005 по 2017 гг. в районе предполагается осуществить следующие проекты в области туризма:
«Менделеевск — город истории и культурного наследия» в 2007 — 2008 г., где будут представлены: монастырское село Тихие Горы, Богоявленский храм с усыпальницей купца П.К.Ушкова, место пребывания Бориса Пастернака и Ермака, Бондюга — родина купцов Ушковых, промышленное зодчество XIX в., дворянская усадьба в Камашево, мечеть «Тан», литературные и фестивальные традиции. Используя данные и предметы по направления комплектования «Дома Карпова и Пастернака», «Мемориального зала» предполагается создать данный проект.
«Урочище Кокшан» в 2010 — 2011 г. Кольцевой маршрут Менделеевск-Карманково-Ильнеть (с заездом дер. Тат. Кокшан) — Нов. Кокшан-Монашево-Актазики-Камаево-Енабердино. Три дня знакомства с культурными народными обычаями и обрядами татар, марийцев, удмуртов, природой, урочищем и историей Кокшанского химзавода (1850-1926г.г.), архитектурой и памятниками религиозной культуры, знаменитыми людьми (А. Бетгер, Ушковы, М. Петров, Микай, В. Гиззатуллина, князья Ямбулатовы, дворяне Усовы и другие). Купание в Верхнем пруду, скачки на лошадях. Здесь будут использованы данные этнографических экспедиций, исторические фонды музея.
«Брюшлинские родники» в 2009 — 2010 г. Одно из ответвлений Сибирского тракта, каменные часовенки у д. Мунайка, природный заказник, предприятия Новоменделеевского промузла, р. Юрашка — место обитания мамонтов, татарский и кряшенский народные обряды и кухни, мемориальные места поэта Е. Уткина, родники, растительный и животный мир Можгинской возвышенности, отдых. В этом проекте будут использоваться результаты по направлению комплектования естественнонаучной коллекции, и этнографии татар и кряшен.
«Древний мир села Икское Устье», 2008 — 2009 г., на берегу Нижнекамского водохранилища на базе отдыха «Икское Устье» среди хвойного и смешанного леса. Археологические памятники 1 тыс. до н.э. — 5 в. н.э. (Тураевский могильник гуннов), охота, лечение в санатории «Ижминводы», рыбалка.
«Б. Пастернак в Нижнем Прикамье» в 2005 — 2006 г. Маршрут Менделлеевск-Чистополь, знакомство с местами пребывания Бориса Пастернака, автора книги «Доктор Живаго», лауреата Нобелевской премии, переводчика. Милые подробности быта интеллигенции Бондюжского завода, крестьян Тихогорья, горожан Чистополя через произведения Бориса Пастернака, отдых на Каме. В основу проекта будут заложены результаты по комплектованию т.н. «Дома Карпова и Пастернака» и собственно создание этого музея.
«Программа по привлечению иностранных туристов» в 2011 — 2017 гг. Все вышеназванные программы будут трансформированы с учётом представлений и интересов туристов со всего мира, будет проводится широкомасштабная компания по рекламированию услуг нашего музея. Для фондовой деятельности это означает комплектование востребованных посетителем средовых направлений и формирования эпотажных, экспрессивных, атрактивных коллекций, а также использование новых форм и методов в представлении и формировании фондов.
В нашем районе на сегодня проживает 30 тыс. человек. В городе 21 тыс. человек. В районе на май 2005 г. 1300 воспитанников детских садов (из них 478 село), 4415 учащихся школ (3800 город). В Елабуге школьников около 10 тыс., в Набережных Челнах около 100 тыс.
Целевая аудитория музея исходя из его предназначения это, прежде всего школьники. Культурно-оброзавательная работа с данной категорией населения является его миссией и своего рода ответственностью перед обществом. Территориально музей в первую очередь ориентирован на жителей города и района, а также на туристов, которые потенциально должны обеспечить качественный рост музейных услуг.
Количество потенциальных посетителей в городе незначительное, в районе проживает около 30 тыс. человек. Хотя даже на сегодня наш музей, не достиг мирового показателя 27 — 39 % посетителей от общего количества населения которые в мире обычно посещают музей. Как уже говорилось это лишь 5% в лучшем случае.
Школьники города составляют 80 % от всех посещений музея, это основной потребитель всех услуг нашего учреждения. Например, выставку Кунсткамера посетил каждый третий школьник г. Менделеевска. Но с другой стороны даже этот раскрученный в России бренд не посетило около 2 400 школьников. Так что даже внутри города имеется потенциал по росту посетителей.
Практически нет посетителей с района, а это ещё 10 тыс. человек, это объясняется слабой рекламной деятельностью музея за пределами города. С другой стороны посетители с района встречаются с объективными трудностями, например оплата транспортных услуг.
Основной посетитель нашего музея на сегодня это школьники. И можно сказать в своих выставках музей работает на этого самого массового посетителя в городе. Очень редко музей работает на привлечение взрослых, семейных посещений, дошкольников. Используя разно-уровневые формы культурно-образовательной деятельности можно значительно расширить базу посещений внутри города.
Но для этого необходимы дополнительные выставочные залы в музеи и удобный для посетителя, а не для музейного работника режим работы музея. Семейные и индивидуальные посещения в большем количестве можно ожидать с 17:00 до 19:00 в рабочие дни, в субботу и воскресение весь день, особенно зимой, ранней весной и ранней осенью, когда жители не заняты дачными работами, к тому же холодная погода сокращает количество других развлечений.
Естественно от школьников мы не собираемся отказываться ведь любому бизнесмену известно, что приобрести нового клиента в 8 раз хлопотнее, чем удержать старого.
Поэтому именно на школьников рассчитаны наши действия в Нижнекамском регионе, особенно в Набережных Челнах. Именно через привлечение школьников музей сможет осуществить образовательные функции, воспитывая высококультурных людей, честных бизнесменов.
С точки зрения доходов более музею нужны туристы из других городов, они не только посещают музеи, но и покупают сопутствующие музейные товары. И более того повышает возможность всей инфраструктуры региона. Для привлечения новых посетителей необходимы новые масштабы финансирования. Чем далее музей уходит из своего района, тем дороже продвижение его продукта.

2.6 Организация культурно-образовательной деятельности. (реклама, паблисити, стимулирования потребления культ. — образовательных услуг)

Какое место занимает реклама в деятельности музея? Реклама в культурно-образовательной деятельности это необходимая функция продвижения выставок, лекций, музейных мероприятий. Она всегда идёт впереди самого культурно-образовательного музейного продукта, а иначе он не будет востребован обществом.
Реализовать музейную услугу как впрочем, и любую другую услугу сложнее, чем обыкновенный товар, либо товар первой необходимости. Музейная услуга обладает значительной «недвижимостью» т.е. её практически невозможно доставить посетителю домой. Большей мобильностью среди всех услуг отличаются лекции, уроки, игры. Экспозиция и выставка являющаяся основой культурно-образовательной деятельности любого музея, зависят от выставочного пространства и отсюда недвижимы. Поэтому без рекламы принести образ такого культурно-образовательного продукта до потенциального потребителя практически невозможно. Потребитель обычно лишь после удовлетворения всех своих первостепенных нужд, обращается к досуговым услугам. Но и среди досуговых услуг, музей далеко не занимает первое место. Нами было проведено исследования разнообразных группам населения в г. Менделеевск в анкете мы предложили выбрать предпочтение досуговых центров:

v Спортивные мероприятия
v Театр
v Кинотеатр
v Дискотека
v Ночной Клуб
v Сауна
v Кафе, ресторан
v Музей

Что интересно никто не поставил музей на первое место по степени значимости. А 23 % опрошенных респондентов поставили его на последнее место. Лишь 7,7 % опрошенных отдали ему 3 место. 15, 4 % отдали ему 4 место. 23 % поставили его на 5 место. 7,7 % на 6 место 15,4 % на 7 место. Степень заинтересованности учитывая все показатели можно выстроить следующим образом:

1.Спортивное мероприятие: 100 %
2.Кафе ресторан: — 40 %
3.Кинотеатр: — 53 %
4.Ночной клуб: — 56 %
5.Сауна: — 90 %
6.Театр: -115 %
7.Дискотека: — 118 %
8.Музей: — 137 %

В связи с полученными результатами для значительного увеличения посетителей в музее в частности нашем, ведь мы стремимся высоко поднять планку по количеству посетителей, необходимо совмещать музейную и досуговую деятельность, разнообразить её: музей-кинотеатр, музейное кафе, музейный театр и др.
Чтобы дело пошло, недостаточно иметь уникальную выставку, великолепные экспонаты. Необходимо показать потенциальному потребителю реальную ценность того, что мы реализуем. Ведь многие потенциальные потребители просто не знают о существовании нашего необходимого для него продукта. 1.Желание посетителя — 2.Уникальная методика (новый оригинальный подход) — 3. порождает уникальный культурно-образовательный продукт — 4. донесение до потребителя ценности культурно — образовательного продукта.

В рекламной деятельности можно выделить три группы действий:
информирование (информирование, что продукт существует и каковы его качества),
убеждение (вызов благоприятных эмоций, формирование позиции признания товара, переключение решений потребителя на его покупку)
поддержание лояльности (закрепление существующих потребителей как главного источника будущих продаж)
Необходимое правило для обеспечения эффективности всех действий должен осуществляться единый процесс управления.
Продвижение наших, образовательных услуг связано с определёнными ассоциациями характеризующие наш музей. Выставка музея — старейшая химическая промышленность, лекция музея — Ушковы, Туристический маршрут — Б. Л. Пастернак и др.
Посредством более доходчивой рекламы можно реализовывать свой товар в больших объёмах, чем конкуренты с такими же товарами, или даже с более лучшей продукцией т.е. мы как бы создаём «дополнительную» зачастую символическую величину своему товару.

Обычно рекламная компания строиться в два этапа:

  1. Привлечение лидеров общественного мнения (с октября 2005 г. вероятно это будут депутаты городского поселения).
  2. Привлечение основной массы потенциальных потребителей.

Идея рекламной компании тем успешней, чем более соблюдаются следующие её правила:

чётко определённой и богатой;
ясной и простой:
правдоподобный для реципиента;
стойкой против оппонирования;
связанной с нуждами потребителями.

С этапами рекламной деятельности исходя из целевых территориальных рынков. Вы можете ознакомиться выше.

Формы рекламной деятельности, которые будут использоваться нашим учреждением:

  1. Стильные афишы: на улицах, у музея, на транспорте.
  2. Реклама в СМИ: радио, телевидение, газеты и журналы.
  3. Распространение буклетов, миниафиш.
  4. Распространение продукции с логотипом учреждения.
  5. Донесение сведений о продукции до посетителей непосредственно, либо через средства коммуникации.

Основные этапы рекламной деятельности:

  1. Внутри региона 2005 — 2006 гг.
  2. В Нижнекамском регионе 2007 — 2008:
  3. В России 2009 — 2010 гг.:

4.В Зарубежье в 2011 г.:

Проблема ПР — паблисити (пропаганды) — общественного мнения по отношению к любой организации зависти от многих факторов и влияет на формирование имиджа учреждения который в свою очередь, в нашем случае делится:
Имидж услуги (лекции, экскурсии, выставки, сувенира) — т.е. представление людей о уникальности характеристик данной услуги.
В лекции, экскурсии это будет:

новизна информации
доступная форма чтения
интересность информации
сенсационность
новые визуальные технологии
интерактивность

Имидж потребителя культурно-образовательных услуг, стиль жизни, общественный статус, характер потребителя. Таким образом, музейная услуга должна отвечать трём вышеназванным особенностям посетителя.

1.Посетитель из Менделеевского района:

Обладает небольшим доходом в среднем 2 — 3 тыс.руб.
В основном средне-специальное образование.
Основное социальное положение — служащий, рабочий завода.
Очевидно, что человек с таким статусом достаточно далёк от эстетически сложных вещей, классики, философского искусства. К статусу Менделеевского жителя более подходит услуга, резко влияющая на ощущения, простая в восприятии не требующая глубокого осмысления.

2.Посетитель из Нижнекамского региона, турист.

Обладает средним доходом в среднем 5 — 10 тыс.руб.
В основном высшее образование.
Основное социальное положение — служащий фирмы. К стилю жизни такого посетителя подходит уже более сложное по форме и по содержанию искусство. Такого посетителя просто не будет удовлетворять искусство районного масштаба его интересуют громкие имена и события, хотя зачастую данный посетитель только думает, что разбирается в искусстве и культуре, знания его весьма поверхностны. Интерес к выставкам, лекциям у среднего Нижнекамского туриста зависит от полученных стереотипов, через СМИ и др.

3.Посетитель из России, турист.

Обладает средним доходом 5 — 10 тыс.руб.
В основном высшее образование.
Основное социальное положение — служащий фирмы. Данный посетитель более направлен на получение новой специфической информации о регионе, такой турист ищет культурного многообразия. Сам Татарстан с другим языком, обычаями и традициями для него уже экзотика.

4.Посетитель из Зарубежа, туристы.

Обладает высоким доходом 3 — 10 тыс.$.

По исследованию специалистов по туризму, зарубежный турист приезжает в России с познавательной целью. Для него выставка, лекция, турист. маршрут должны показать общую культурную — историческую ситуацию в России и Татарстане как части России.

Внутренний имидж учреждения: представление персонала о своем учреждении. Которое, зависит от справедливого вознаграждения, от наличия в учреждении людей обладающих мастерством межличностного общения, командного духа, «семейной атмосферы», возможности прямого и открытого общения, высоких моральных норм.
Во многом это зависит от возможностей финансирования в области заработной платы и премиального фонда. Чем выше эти возможности тем более легко подбирать необходимые кадры и стимулировать их развитие.

Визуальный имидж организации — зрительные ощущения от внешних атрибутов учреждения (в этом музей сегодня значительно проигрывает в результате ветхости зданий, помещений, устаревшего оборудования на выставках и т.д. но с 2006 г. предполагается полностью изменить внешний вид зданий по Республиканской программе «Мирас — наследие»).

Социальный имидж организации — представление общественности о социальных целях учреждения и роли организации в экономической, социальной и культурной жизни общества.
Музей должен, быть более открыт для общества, ставить чёткие цели в своей деятельности и доносить их до общества, такие как:
создание комплекса туристических услуг на территории района;
увеличение количества рабочих мест;
социально направленная система обслуживания населения;
гибкая система цен с защитой социально незащищенных слоёв населения;
Ориентация на мнение общества в формировании пакета культурно-образовательных услуг.

Бизнес — имидж учреждения — деловая репутация. Это наиболее сложная часть в деятельности музеев. В нашем Российском обществе установилось мнение, что музеи априори беднейшие учреждения с низким доходом и являющиеся лишь «культурными паразитами» в обществе.

Имидж руководителя организации.
Имидж персонала.
Имидж руководителя и персонала зависят от внешности, социально-демографических характеристик, их поступков, дополнитетельных факторов: соц. происхождения, этапы карьеры, семейное окружение, интересы, мнения, хобби.

Имидж персонала зависит также от следующих умений:

Вежливое обращение с покупателем,
Умение отблагодарить покупателя,
Умение показать посетителю его значимость.

Основные механизмы стимулирование потребления:

  1. Снижение цен (в частности сезонные). Уже используются музеем (при групповых посещениях, при посещении соц. незащищенных групп, при низкой посещаемости) и будут использоваться далее.
  2. Переговоры, контакты, стимулирование посредников организующие посетителей. (Учителя, ответственные за культурный досуг в домах отдыха, турагенты, ответственные за воспитательную работу в миллиции, военных частях, в исправительных учреждениях).
  3. Премиальные покупки. В нашем музеи это может быть снижение цены при экскурсии по всему музею.

4.Свободные подарки. Небольшие презенты для активных посетителей.

  1. Выставки и представления. Выездные выставки о нашем музеи на конференциях и мероприятиях.
  2. Кредит. Кредитование более подходит для деятельности с турагентами. Когда речь будет идти о больших денежных суммах.
  3. Отложенная оплата. Лишь для постоянных клиентов музея. Школьных учителей и др. Обладающих высоким доверием со стороны музея.
  4. Обучение продажам. Музейные курсы по сбыту услуг, так и общие курсы по маркетингу услуг.
  5. Дилерские сети. В основном в рамках туристической деятельности. На первом этапе развития может быть заинтересованные люди в крупных городах, которые продвигают услуги нашего музея.
  6. Бесплатное представление новых товаров для пробной эксплуатации. Бесплатные посещения при открытии новых выставок. Бесплатное чтение новых лекций. Бесплатное проведение новых мероприятий в музеи.
  7. Лотереи. Лотереи среди покупателей сувениров и книг в музеи может несколько увеличить спрос к данным товарам.

Материальные и финансовые проблемы.

1.Партнёрские проекты:

Антикварный интернет-магазин; при музеи планируется создать магазин, который будет реализовывать, и собирать предметы истории не являющиеся национальным достоянием. С другой стороны это позволит производить «фильтрацию» предметов отбирая наиболее ценные в фонды музея. В связи с тем, что на данном этапе у музея небольшая аудитория и для общего расширения рынка сбыта продукции запланировано создать специальный раздел на сайте музея — антикварный магазин.
Музейное кафе, для создания дополнительных услуг отдыха в музеи как мы выяснили самых популярных в обществе. Планируется создать кафе стилизованное под XIX век. Благодаря чему посетитель, посещающий данные центр досуга может полностью вжиться и отдохнуть как человек в эпоху XIX века. Поскольку проект требует крупных инвестиций, он будет организован не только музеем но и бизнес-партнёрами по принципу долевого участия.
Аттракционы отдыха, для создания дополнительных возможностей отдыха при музеи: планируется создать лодочный аттракцион, экстремальный спуск по Тойме, на надувных плотах, прогулки скачки на лошадях. Проект также предполагает партнёрское участие.
Ремесленные мастерские по производству сувениров. С использованием исторических технологий. По сути предполагается создать музей исторического развития ремесла с упором на протохимические ремёсла с разделами:
Технологии древнего мира;
Технологии средневековья;
Технологии Нового времени.

Посетитель не только сможет увидеть производство ремесленного изделия но и попытаться самостоятельно создать предмет на манер прошлых эпох. Будет производиться и реализация продуктов ремесла, которые по сути будут являть «Новоделами» созданными на основе технологий прошлого. Будет производиться реализация сувениров и других производителей.

  1. Спонсорство: финансовое вливание с целью расположения общественного мнения, либо для рекламы фирмы. Чем более востребован музей, тем больше у него посетителей тем более возрастает его ценность для спонсоров. На сегодня наш музей пытается влиться в музейное сообщество России и Мира пытаясь участвовать в конференциях данного масштаба. Но упущением на сегодняшний день в деятельности музея это его отсутствие на конференциях по туризму, на бизнес-конференциях. Ведь в рамках музейных конференций практически не возможно решить вопросы по реализации услуг (ведь там по сути собираются производители услуг, а не их потребители), вопросы по инвестициям (поскольку не один музей в России сегодня не является инвестором даже в перспективе),

3.Грантовое финансирование:
Музей уже имеет небольшой опыт в поиске грантового финансировании для культурно- образовательных программ. Но пока музей не смог заинтересовать ни одним своим проектом, ни одного грантодателя. В чём основные причины неудачи на данном этапе.
Отсутствие оригинальных идей. Ведь те концептуальные вопросы, над которыми работает музей во многом новы для музейного сообщества Татарстана, но уже отработаны в мировом и Российском музейном сообществе (тем более, что сейчас грантодателями выступают иностранные юридические и физические лица).
Нехватка квалифицированных кадров для разработки проектов.
Ни один сотрудник не проходил обучение по грантовой деятельности.
Отсутствие представлений о кругозоре грантодателя, также препятствует нахождению оптимальных подходов к нему.
Преодоление этих недостатков в перспективе значительно увеличит возможность получения грантового финансирования.

4.Туристическая деятельность:
Основные проекты по туристической деятельности перечисленные выше, также входят в сферу деятельности по получению дополнительного финансирования. Музей ставит перед собой задачу к 2011 г. получить лицензию по тур. операторской деятельности и через бюро при музеи проводить самостоятельную организацию туристических услуг.

  1. Дополнительное финансирование со стороны государственных органов.
    При умелой политики с администрацией на районом, республиканском, российском уровне музей может получить дополнительное финансирование на воплощение в жизнь своих проектов. С 2006 г. наш музей предполагает уже получать деньги на реставрацию и восстановление зданий на территории усадьбы по республиканской программе «Мирас — наследие».
    По мнению ряда исследователей несколько причин побуждает государство содержать и поддерживать музеи.
    Это, например сохранение природного и культурного наследия что способствует развитию патриотизма и национального самосознания. Другая функция музея для общества — «эмоциональное образование» таким образом, музей дополняет «образование формальное». Музей в значительной степени влияет на развитие культурного туризма, а следовательно приносит косвенный доход государству. В регионах с низким уровнем жизни музей создаёт дополнительные рабочие места, помогает бороться с безработицей.
    Государственные субсидии на сегодня составляют 100 — 60 % от общего бюджета музея. (В нашем музеи на 2004 г. гос — ое субсидирование составило 97 %).
    На всех уровнях власти:
    Городском
    Районном
    Республиканском
    Федеральном
    Наше учреждение может получить дополнительное финансирование республиканский, городской и районный уровень финансирования уже используется музеем в перспективе выход на федеральный уровень при получении статуса заповедника. Для получения финансирования со стороны власти очень важно умение предугадывать политическую конъюнктуру. Например, перед юбилеем победы необходимо планировать создание выставок о войне, мероприятий которые имеют большие шансы финансироваться гос. органами. т.е. музей должен ставить перед собой задачу для получения государственного финансирования предугадывать социальные и политический заказ.
    Любое учреждение культуры сталкивается с проблемой нехватки денег и остаточного принципа по формированию собственного бюджета со стороны всех уровней администрации. С другой стороны велика конкуренция за минимальное финансирование со стороны культурных учреждений, особенно среди музеев, которые зачастую расположены в старых зданиях, например наше здание 1870 г. постройки, безусловно, требует капитального ремонта. В связи с этим каждый музей должен доказать, что именно он достоин финансирования, а не его сосед.
    В этой связи существует два подхода к государственным органам:

Либо продемонстрировать своё ужасающее положение, что стимулирует инвестиции со стороны гос. органов.
Либо наоборот показать свою успешность, Вашу возможность найти софинансирование государственным вливаниям.
Причём как показывает практика резкий переход от 1 варианта к второму даёт большие шансы музею на получение гос. инвестиций в музей.
При этом очень важен диалог с властью не редко музей и его коллектив страдают лишь оттого, что руководство учреждения и представители власти не могут найти компромисс. Особенно это характерно для России, в том числе и для нашего региона, где личные взаимоотношения с властью порой играют большую роль, чем профессиональные качества.

2.8 Развитие культуры приёма и обслуживания посетителей.

Обстановка уже у входа в музей способствует увеличению числа посетителей. На сегодняшний день территория вокруг музея не обжита, это не парковая зона. Хотя музей всеми силами старается поддерживать порядок на ООПТ Имение Ушковых.
В проекте создание парка и его благоустройство. Причём за образец берётся парк конца XVIII — XIX веков купцов Ушковых. В этой связи планируется восстановить каменную ограду, фонтанные вазы, фонтаны, скульптуры, клумбы, каменные канавы с водой, парковые дорожки. На усадьбе будет вновь восстановлена канализация, тепло и водоснабжение, береговые овражные укрепления.
Предполагается использовать и благоустраивать потенциальные туристические объекты вокруг музея, например Ушковский пруд и Екатерининский каменный мост, Камашевский родник и др. В новых зданиях музея необходимо создать дополнительные удобства