Мотивация

Понятие мотива

Мотив — один из центральных элементов поведения человека.

В качестве основы поведения выступают человеческие потребности.

Потребности человека отражают его зависимость от внешнего мира, нужду в чем-либо. Ощущаемая как «состояние известной нехватки, которую организм старается восполнить» потребности человека являются «исходными побуждениями его к деятельности: благодаря им в них он выступает как активное, действенное существо».

«Люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того чтобы объяснять из своих потребностей (которые при этом, конечно, отражаются в голове, осознаются)…» — Энгельс.

Потребности по Симонову

  • Витальные («жизненно необходимые»).
  • Зоосоциальные («внутривидовое взаимодействие»).
  • Саморазвития («направлены в будущее»).
  1. Витальные потребности, присущие человеку как представителю биологического вида. Это потребность в пище, воде, сне, продолжении рода, в защите от внешних опасностей и т.п. Сюда же относится и важнейшая потребность в экономии сил, побуждающая затрачивать на достижение цели минимум усилий. Потребность в экономии сил инициирует изобретательность и совершенствование технологии, но может приобрести самодовлеющее значение и обернуться ленью.

Перечень витальных потребностей:

  • Пищевые и питьевые.
  • Пассивно-оборонительные (страх, тревожность).
  • Активно-оборонительные (агрессия).
  • Гомеостатические (дыхание, кровообращение, терморегуляция, сон и бодрствование).
  • Экономия сил («рефлексы лени»).
  • Груминг («уход за телом»).

Каждая группа, как правило, включает в себя комплекс врожденных программ: простых и сложных, запускаемых биологически полез­ными и биологически вредными стимулами.

Пример: простое и сложное пищевое поведение: глотание и плетение сети пауком; биологически полезные и вредные стимулы (положительное и отрицательное подкрепление): сладкий вкус («хорошо») и горький вкус («плохо»).

  1. Социальные потребности в собственном смысле (поскольку социально обусловлены все потребности человека). Мы имеем в виду потребность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться вниманием, уважением и любовью со стороны других людей. Чрезвычайно важна потребность следования нормам, принятым в данном сообществе, без соблюдения которых любое подобное сообщество в принципе оказалось бы невозможным. Эту потребность Гегель выделил в особую группу, обозначив ее как потребность в религии, хотя в более широком смысле ее следовало бы назвать потребностью в идеологии, нормирующее удовлетворение биологических, социальных и духовных потребностей.

Зоосоциальные потребности – это:

  • Половое поведение.
  • Материнское (родительское) поведение.
  • «Детское» поведение (стремление к контакту с родителем).
  • Территориальное поведение («защита от перенаселения»).
  • Иерархическое поведение (стремление к лидерству и стремление подчиняться вожаку).
  • Реакции сопереживания («перенос» на себя эмоций, испытываемых другой особью).
  1. Идеальные потребности (саморазвитие), наиболее ярким представителем которых является потребность познания себя, окружающего мира, своего места в этом мире, смысла и назначения своего существования на земле. Эта же потребность, в частности, побуждает людей создавать произведения искусства и обращаться к ним.

Потребности саморазвития:

  • Исследовательская: сбор новой информации, «любопытство».
  • Подражательная: «делай, как…».
  • «Рефлекс свободы» (преодоление ограничений).
  • Игровая (тренировка двигательных навыков).

Каждая группа врожденных поведенческих программ обеспечивается работой особых нервных клеток внутри головного мозга – как правило, в его глубоких («древних») структурах. Важнейшая из таких структур – гипоталамус, по праву называемый «центром бессознательного».

Очень большую значимость имеет также деятельность миндалины (относится к базальным ганглиям; в глубине височной доли больших полушарий).

Активность центров потреб­ностей зависит от:

  • Сигналов из внутренней среды организма.
  • Сигналов из внешней среды.
  • Гормонального фона.
  • Генов.
  • Индивидуальной истории.

Гипоталамус содержит центры голода и жажды, страха и агрессии, половой и родительской мотивации; эндокринологический и вегетативный центры.

Центры пищевой и питьевой потребностей (голода и жажды) находятся в средней части гипоталамуса и мало связаны с миндалиной.

Центры полового и родительского поведения (передняя часть гипо­таламуса) работают вместе с миндалиной, «откликаясь» на изменения концентрации ряда гормонов.

Центры страха и агрессии (задняя часть гипоталамуса) работают под управлением миндалины. С миндалиной также связана потреб­ность доминирования в стае и ряд других зоосоциальных потребностей. Источник:

Виды мотивации

Борьба мотивов

Понятие мотивации

Классификация мотивов

Психологический подход

Юридический подход

Комплексный подход

Мотивация — Борьба мотивов — виды и теория — как поднять?